Предложит, поможет, посоветует
Зайдя в аптеку за упаковкой витаминов, я в растерянности остановилась перед прилавком. Что же выбрать из многообразия разноцветных коробочек, бутылочек, облаток? Заметив мою нерешительность, ко мне подошла женщина в белом халате и за какие-то несколько минут подробно рассказала мне о преимуществах и недостатках разных видов витаминов буквально всё. Подробная консультация и добрый совет фармацевта меня настолько удивили, что моему восхищению этой профессией не было предела. Поэтому не удивительно, что сегодняшним нашим гостем является Отришко Елена Александровна, заведующая аптекой ЗАО "Аптечные склады Фарма Киев". Многим из нас кажется, что фармацевт - это просто продавец лекарств. И тогда становится непонятно, зачем же оканчивать академии, университеты, институты, техникумы? Чтобы стоять за прилавком и торговать? Но, как нам удалось выяснить, не всё так просто.
Елена Александровна Отришко, фармацевт-провизор по специальности, в 1989 году закончила фармацевтический факультет Запорожского медицинского института. Десять лет работала в Черниговской аптеке №97, где сначала занимала должность провизора, а потом заместителя заведующей. Затем в ее практике было много других аптек, а теперь уже полтора года она занимает пост заведующей. Именно она сегодня поведает нам об особенностях своей профессии.
- Елена Александровна, у многих складывается мнение, что фармацевт - это торговец лекарственными препаратами, наверное, это совсем не так. Расскажите же нам, в чём заключается ваша профессия?
- Действительно, бытует мнение, что фармацевт это продавец лекарств, но я с этим совершенно не согласна. Наша профессия заключается совсем не в торговле. В институте изучают одиннадцать химий! Специалист должен хорошо разбираться в том, какое будет действие лекарства, какие у него аналоги, какие побочные действия, как переносит лекарство человеческий организм. Ведь эта профессия приравнивается к врачу. Наша цель не продать, наша цель помочь людям, проконсультировать по нужному вопросу, а иногда и вылечить. Дело в том, что в своей работе мы очень часто сталкиваемся с людьми, которые не хотят идти к врачу, а сразу же идут в аптеку, потому что знают, что тут им тоже посоветуют и расскажут. Для нас это очень большая ответственность, человек нам доверяет своё здоровье, поэтому на мы не имеем права. Бывают случаи, когда фармацевт тоже не всё может знать, в таких ситуациях мы всегда отправляем клиента к врачу. Мы никогда не переходим дорогу врачам, тесно сотрудничаем, между нами обязательно сушествует профессиональная этика.
- А какими качествами, по Вашему мнению, обязательно должен обладать фармацевт?
- Фармацевт должен быть психологом. Существует множество различных препаратов. Есть дорогие, дешевые, импортные, отечественные. Конечно же, покупателю предлагается всё, выбор за ним, но нужно уметь правильно предложить. Ведь если пришла старенькая бабушка, у которой 2 гривни в кармане, то предлагаем что-то проще и дешевле. Нужно уметь угадать, найти подход к человеку. Очень часто люди приходят за добрым советом, просто поговорить, получить консультацию, некоторые приходят высказать претензии к действию препарата, в таких случаях нужно уметь правильно себя повести, рассказать человеку, что дело не в качестве препарата, а в особенностях организма. Умение найти контакт с покупателем - это важно. Покупатель - это больной, которого нужно утешить, убедить и вылечить. Поэтому в нашей аптеке основной акцент мы ставим именно на психологический подход.
- Почему Вы решили стать фармацевтом?
- Когда люди выбирают будущую профессию, они руководствуются своими желаниями и наклонностями. Я не могу сказать, что мне очень нравилась эта профессия. Папа у меня работал врачом. Я врачом быть не хотела, а фармацевт очень близкая к врачу профессия. Вот так и выбрали. Можно сказать, это был даже родительский выбор. Но чем больше я работаю, тем всё больше люблю свою специальность.
- Елена Александровна, а что вы можете сказать о развитии фармации в нашей стране?
- Дело в том, что фармация, как отрасль, никогда не была государственной. Раньше она была на хозрасчёте, потом начались перестройки, появились рыночные отношения, стали открываться частные аптеки. В это время все провизоры и фармацевты всячески стремились попасть на работу именно в частную аптеку. Во-первых, это было более прибыльно, а, во-вторых, в частном бизнесе всегда есть возможность роста.
- С каждым годом в Чернигове открывается всё больше и больше аптек. Есть ли в них потребность?
- Раньше аптеки открывались совсем по другой схеме. Они привязывались к лечебным учреждениям, и количество их зависело от количества населения. Сегодня мы уже вступили в рыночные отношения, и аптек стало больше. Конечно, государство должно контролировать эти процессы, смотреть насколько серьёзны фирма и её намерения.
- В идеале конкуренция должна быть здоровой и красивой, но она, как правило, таковой не является.
- Несмотря на то, что в Чернигове открылся филиал Харьковской фармацевтической академии, у нас нет вуза, который выпускал бы фармацевтов. А аптек в то же время открывается очень много, откуда же берутся специалисты?
В Украине три высших учебных заведения готовят провизоров: Запорожский медицинский институт, Харьковская фармацевтическая Академия и Львовский медицинский институт. Это достаточно сильные вузы, которые готовят настоящих специалистов. Иногда бытует мнение, что диплом не главное, главное - устроиться на работу, я не согласна. Устроиться на работу даже в Чернигове не так уж легко. Но в то же время в хороших специалистах всегда есть потребность. У нас многие работодатели смотрят на диплом. И мне кажется, что это очень правильно. Некоторые берут на работу пенсионеров, - считается, что у них больше опыта работы и больше знаний. Понятное дело, что выбор идёт на конкурсной основе, ведь выбрать специалиста - это право любой фирмы. Я склонна считать, что профессию фармацевта нельзя получать в филиале на базе совсем другого вуза. Сам дух студенчества фармации - он особенный. Атмосфера в институте играет большую роль.
- А как Вы себе представляете аптеку будущего?
Надеюсь, что в будущем в аптеку будут больше обращаться за витаминами, которые поддерживают молодость организма. Хотелось бы не лечить болезни, а предотвращать их появление, и поддерживать организм в хорошем состоянии.
- Кто является самым основным клиентом аптеки в наши времена? Наверное, пожилые люди?
- Дело в том, что особенность населения нашего города состоит в том, что преобладают люди преклонного возраста. И лекарственные препараты сейчас, в первую очередь, покупают пенсионеры. Но в аптеках продаются и витамины, лечебная косметика, памперсы - это прекрасно. Например, что касается косметики, то в аптеке очень хорошие условия для хранения. Тем более, покупатель аптеки может быть уверен, что при необходимости здесь всегда предоставят сертификат качества.
- Что вы можете сказать об имеющемся выборе лекарственных средств?
- Выбор сейчас просто огромный, каждый год поступает множество новых лекарственных препаратов на рынок. Тут уже всё зависит от выбора больного и консультации фармацевта. Радует, что имеется также и большой выбор биодобавок, витаминов. Сегодня аптека может удовлетворить все потребности покупателя.
- С каждым днём появляется всё больше н больше препаратов, как же не запутаться в таком множестве?
- Дело в том, что увеличивается количество не только препаратов, но и возбудителей заболеваний, и это вполне логичные процессы. У каждого препарата есть, как минимум, два аналога. И именно для того, чтобы простой гражданин не запутался в них, и су шествует профессия фармацевт. Грамотный фармацевт всегда поможет, посоветует, ответит на все вопросы. По этому поводу у меня есть огромное пожелание нашим врачам - интересоваться новинками. Не спорю, что многие активно следят за появлением на рынке разных препаратов, но есть некоторые врачи, которые до сих пор назначают по старинке традиционные лекарственные средства.
- Учитывая то разнообразие препаратов, которое мы видим на витринах, создаётся впечатление, что утолить их головную боль может примерно препаратов двадцать. Или, может, даже больше?
- Конечно же, больше. Дело в том, что самое главное - это причина головной боли, от неё и будет зависеть выбор необходимого вам препарата. Если приходит клиент и говорит: "Дайте мне что-нибудь от головной боли", то фармацевт обязательно задаст вам вопрос: "А какое у вас давление?". Ведь, ответ на этот вопрос сыграет важную роль при подборе болеутоляющего препарата.
- 11 июля Верховна Рада приняла новую редакцию Закона "О рекламе". Согласно ему введены дополнительные требования к рекламе лекарственных средств - теперь, если Президент подпишет закон, она будет больше напоминать инструкцию по применению. Как вы на это смотрите?
- Вообще, к рекламе лекарственных средств я отношусь положительно, но считаю что она не должна быть навязчивой. Когда в рекламе говорят, что, то или иное средство является самым лучшим и единственным - это вызывает только негативное восприятие. Реклама не должна быть бестолковой. Инструкция по применению в рекламе - это лишнее. Для примера могу сказать, что мне очень нравится реклама "лжи ведмедика Бо". Она достаточно интересная и красочная.
- Хотели бы вы, чтобы ваши дети также были фармацевтами?
- Дело в том, что у меня растёт сын, а профессия фармацевта более женская, ведь мужчины предпочитают занимать руководящие должности. Ребёнок у меня уже очень хорошо знает, чем лечить кашель, головную боль и некоторые другие заболевания. Конечно же, каждому родителю хотелось бы какую-то династию, но свой опыт я, в первую очередь, передаю своим сотрудникам.
- Чтобы вы могли пожелать черниговцам, постоянно пользующимся услугами аптек?
- В первую очередь, здоровья, доброты, человечности и оптимизма. Приятно, когда приходят старенькие бабушки и дедушки, которые очень больны, годами сидят на препаратах, но в то же время полны оптимизма и ещё шутят с нами, развлекают нас. Конечно, хотелось бы, чтобы в аптеку больше обращались за витаминами, за памперсами детям, за косметикой, просто за консультацией. Будьте здоровы и счастливы!
* * *
Труд фармацевта, как и всех работников здравоохранения, направлен на борьбу с болезнями, на облегчение состояния больных, на предотвращение заболеваний. Работая за аптечным прилавком, фармацевт должен быть предельно доброжелательным, терпеливым, предупредительным.
Профессионально важные качества:
* память внимание
* аккуратность
* ответственность
Ирина Лепкина, "Семь дней" №35 (94) от 27 августа 2003
Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш
Telegram.