Буддистский культурный центр Чернигова: кусочек востока в сердце Сиверщины
В буддизм каждый приходит со своей историей, точно также, как приходят люди в монастырь, однако есть все же различие: многие выбирают этот путь осознанно, в зрелом возрасте и состоявшись, как профессионал. Так, среди многих известных горожан выбравших Алмазный Путь есть ресторатор Игорь Вареник, риэлтор Александр Панасюк, медийщица Татьяна Пекур, фэн-шуй специалист Наталья Явон и многие другие. Практически у всех – собственный налаженный бизнес, что позволяет больше думать не о хлебе насущном, а о высоком.
Мы решили познакомить наших читателей поближе с черниговским Буддистским культурным центром, который с каждым годом набирает популярность, для чего напросились к ним в гости.
В оазис востока небольшая трехкомнатная квартира в одной из сталинок Чернигова превратилась несколько лет назад. Что любопытно: здесь посетителю предложат не только ознакомиться с буддистской культурой (со всеми стандартными атрибутами вроде медитации, знакомства с тематической библиотекой и сакральными предметами - статуи Будды), но и предложат чашечку вкусного чая с вареньем, а также – дружеские поцелуи и объятия. Так уж тут принято.
Дергаю за ручку массивную входную дверь черного цвета. Не заперто. Вхожу и вижу перед собой широкую кухню-прихожую с длинным столом и скамеечками по бокам. За столом несколько человек, рядышком мальчик лет 6-7 смотрит на компьютере мультики. Меня дружно приветствуют. Приглашают присесть и наливают микроскопическую чашечку красно-черного с земляным запахом чая. Морщу нос и требую воды, сахара. Мне отвечают:
- Надо пить так, без сахара.
Но все равно: человеку, привыкшему пить классический черный чай, с лимоном и сахаром – сложно одномоментно перестроится на восточную экзотику. Так что меня жалеют и подсовывают бисквит и тарелочку с вишневым вареньем. С этой компанией пахучий чай оказался очень даже и ничего.
Виктория и Яна
Ну вот, с чаем покончено, можно и на высокие темы обратить внимание. Пытаюсь выяснить, кто же меня угощал чаем.
- А вы тут все дружите домами?
Мне отвечает улыбчивая брюнетка - педагог-историк Виктория Мудрицкая:
- Скорее, семьями.
Успешный косметолог Яна Коркодим добавляет:
- Мы дружим сердцами.
Возле стола стоит огромный книжный шкаф, битком набитый различной литературой. Над его полками – портреты буддистских духовных лидеров - лам. В основном, все тибетцы и только один европеец – датчанин Лама Оле Нидал. Что удивляет – все люди на снимках благожелательны, улыбчивы и излучают позитив. Последнее, кстати, является, одним из краеугольных аспектов буддистской культуры. Но об этом – чуть позже.
Лама Оле Нидал со своей супругой Ханной
История создания этого культурного центра берет свое начало далеко не здесь. Лет так -надцать назад друзья, объединенные общими интересами стали собираться на квартирах, официально же центр зарегистрировали в декабре 17 лет назад.
- То кочевали по домам, потом снимали квартиру.
Предприниматель Александр Панасюк уточняет:
- В этом помещении Центр работает уже лет 8.
- А как вы официально называетесь?
- Ой, там такое сложное название…
Смеются все и мгновенно возникает галдеж: все друг друга перебивают, пытаясь выяснить название:
- Рита, ты не помнишь название?
- Саша, у тебя ж документы!
- Буддистский центр «Карма Кагью», - наконец звучит.
Яна вступается за мой диктофон:
- Боже, все так кричат, а у Насти ж в диктофоне ничего слышно не будет!
- Все нормально, - отвечаю я.
Александр Панасюк тут же вмешивается:
- Ой, мы этим всем только людей запутаем. Достаточно сказать, что мы являемся Школой Тибетского Буддизма «Карма Кагью», наша линия принадлежит учению Ваджраяны. А Ваджраяна – в переводе означает Алмазный путь или король камней.
По своему заслуживает внимания и история возникновения именно этой прописки Центра. Так, все, кто пожелал, сбросились деньгами и купили эту квартиру. Пожертвования приходили отовсюду, даже из стран Европы. В память обо всех дарителях здесь создали красивую инсталляцию в виде большого нарисованного на стене дерева, с бумажными листочками, где указаны имена всех жертвователей.
То самое деревце
Я продолжаю гнуть свою линию дальше:
- Скажите, ребята: а центр больше является религиозным или культурным?
Яна:
- Я думаю, что культурным. Для нас важны личные связи, то, что мы делаем в социуме, то, чего достигаем мы сами и то, чем мы можем поделиться с другими. Буддизм – это больше, чем религия. Это образ жизни. Мы здесь учимся быть счастливыми. Ведь только счастливый человек может сделать что-то хорошее и позитивное для остальных. Для этого мы здесь собираемся, дружим, обмениваемся опытом. Мы искренни и откровенны друг с другом. Здесь мы поддерживаем друг друга, получаем помощь и понимание. Скажу даже так: друзья в буддизме – это действительно нечто, такого не увидишь больше нигде. Эти люди действительно меня понимают и знают, как меня ободрить, поддержать.
Здесь проводят множество культурных и общественных мероприятий: чтения, мастер-классы по изготовлению всевозможных поделок, например, четок, здесь проводят вечера знакомств с кухнями разных народов, кто-то рядышком на подоконнике занимается цветоводством и обучает этому других, есть и благотворительные акции – по сбору средств на жизнеобеспечение центра, ведь на его содержание идут только частные пожертвования. Получить источник госфинансирования тут не стремятся. Говорят, что справятся и так, лишь бы никто не мешал.
Татьяна Пекур скромно отодвигает вешалку с вещами для благотворительной распродажи
Также здешние кураторы проводят выставки тибетской культуры. Причем последние иногда бывают настолько масштабными, что выходят за пределы этой квартирки и их проводят в художественном музее. Как, например, выставка «Сокровища Тибета», несколько лет назад проходившая в стенах Областного художественного музея им. Г. Галагана.
Виктория Мудрицкая:
- У нас нет цели миссионерствовать. Есть и другая форма деятельности: внешняя, то есть, культурно-просветительская. Последний раз мы организовывали массовые культурные мероприятия лет 5 назад. Читали лекции, проводили экскурсии для тех, кто этим интересуется.
Александр Панасюк присоединяется к нашей дискуссии:
- Мы даже не можем считаться религией, потому что у нас нет единого предмета веры. У нас есть друг – Будда, который много медитировал и понял, что есть страдания, а у страдания есть причиной, а раз есть причина, то с ней можно работать, а раз с этим можно работать, то у страданий есть начало и есть конец. Со всем этим можно как-то разобраться. Мы не считаем, что есть некое состояние застывшей судьбы, а есть взаимодействие причины и следствия, с которым можно работать. И если человек в прошлой жизни сделал не очень хорошие вещи, то в этой жизни это можно исправить – для жизни лучшей сейчас и в будущем. Плюс, для нас является очень важной встреча с Ламой, когда он приезжает, то всегда читает лекции о буддизме. Нашим коренным Ламой является Лама Оле Нидал, он датчанин,учился в Гималаях у другого ламы линии 16-го Гьялва Кармапы (верховный Лама традиции Алмазного Пути линии Карма Кагью – авт.), получил от него благословение. Буддизм – он многогранен, существует множество Лам, которые представляют разные школы. Те, ламы, которые высокоразвиты и много медитировали – они могут перерождаться, то есть, реинкарнировать и приходить вновь в этот мир, чтобы помогать людям избавляться от страданий, и приносить счастье. Это и есть их работа. У лам нет своих проблем, они абсолютно счастливы, они не страдают, они справились со всеми видами эмоций. Чему нас учит наш коренной Лама Оле? Лама Оле учит нас быть счастливыми в любой жизненной ситуации. Это может происходить и в такой форме как лекция, медитация, и более глубоком объяснении переживаний природы ума - есть такое объяснение как Махамудра. То есть, это высшее поучение, которое дает нам наш лама.
Коренной лама – это тот, кто создал Центр Карма Кагью и привел многих европейцев в буддизм. Если он снится своим ученикам, значит, это тот человек, к которому вы пойдете со своей самой большой проблемой, чтобы разобраться с ней.
Не выдерживаю и спрашиваю:
- А если мне по ночам снится муж? Тогда что? Он – мой лама?
Мне улыбаются в ответ:
- Тогда ты в нем видишь своего защитника.
Что любопытно, сам термин лама переводится как высший пример. То есть, это идеальный наставник. Он всегда сохраняет бодрость духа и оптимизм в различных, даже самых тяжелых ситуациях, что наглядно демонстрирует рассказанная мне история:
- В 2003-м году Лама Оле Нидал прыгал с парашютом и в воздухе медитировал так долго, что забыл открыть парашют, а запасной открылся очень поздно. Когда он открыл глаза, то понял, что земля слишком близко. Он грохнулся на бетонную площадку на каком-то строительном объекте. Сломал бедро, несколько ребер, повредил легкие. Его госпитализировали. Но пациент не жаловался, а больше расспрашивал медсестер о том, как они себя чувствуют, какие у них проблемы. И так было до тех пор, пока не пришел его друг и не сказал, что лама Оле слишком бледен и ему срочно нужно обследоваться. Врачи говорят: «Нет-нет, у него все в порядке, мы за ним наблюдаем, он улыбается». Друг возразил: «Я его знаю, он не будет жаловаться, он даже не обращает на это внимания». И при осмотре выяснилось, что у ламы Оле в легких скопилось много крови, поэтому его тут же отвезли в реанимацию и откачали.
Еще один культурный и мировоззренческий аспект – в буддизме не принято публичное выражение негативных эмоций. Горе, скорбь, например, от утраты близкого человека, тибетцы воспринимают иначе, тело часто сравнивают с костюмом. Если он изнашивается, то его меняют, так и с телом. Его тоже можно поменять. В момент этой реплики я вновь вставляю свои 5 копеек:
- Означает ли это, что буддисты против ботокса?
Все смеются. Косметолог Яна возражает:
- Нет, не против ботокса.
Александр Панасюк:
- Если тело можно сделать красивым, то почему бы это не сделать?
Яна продолжает:
- Буддисты против того, чтобы до такой степени привязываться к телу и убиваться по его потере.
Татьяна Пекур, историк и предприниматель проводит параллель:
- Ведь наши славянские предки тоже считали, что убиваться по умершему не стоит. Наоборот, во время тризны они пели и танцевали. Конечно, если печаль глубока, то какое-то время все равно грусть не отпускает, но все же слишком долго ей предаваться не стоит. Да и в любой традиции и религии о каждом усопшем принято вспоминать какие-то хорошие вещи. Так что мы тут не уникальны.
Пытаюсь отойти от обсуждения пусть и по-буддистски непечальной, но все же не слишком веселой темы:
- Ой, у вас тут обширная библиотека есть!
Яна:
- Еще и какая! Наши ламы такие писучие. Все пишут и пишут.
- А что же они пишут?
- У нас есть Люда – она наш библиотекарь. Вот она и расскажет. На самом деле, у нас здесь одна из самых крупных буддистских библиотек в Украине.
- А сколько тут томов?
Людмила, как заправский библиофил, точна:
- 130 наименований книг. Есть также и журналы – российские и украинские. Мы как центр зарегистрированы с 1999-го и вот с этого момента у нас собираются книги. Что-то дарят, а что-то мы и сами приобретаем. Что касается периодики, то украинские журналы, увы, уже 2 года как не издаются. Российские есть. Вот, последний номер – передали друзья из Москвы.
Плотный часопис «Буддизм России» издается на хорошей мелованной бумаге с цветной полиграфией, он явно недешев. Качественные фото внутри – только усиливают это впечатление. Свежий журнал пахнет типографской краской. Как меня уверяют посетители Культурного центра – внутри ни слова о политике. Даже намека нет на какие-то двусмысленные вещи, обсуждаются исключительно внутрибуддистские аспекты. Все.
Татьяна Пекур:
- Мы берем книги под личную ответственность. То есть, вот у нас обычная тетрадка, куда каждый сам вписывает название книги и дату, когда он ее взял. Если книжка уж очень понравилась – то ее можно даже и приобрести.
Правда, продадут не всякую, а лишь те, которые из Фонда на продажу, общий фонд все же не распродают. Также в процессе нормирования общие правила пользования библиотекой. Негатива это также ни у кого не вызывает.
Людмила:
- Правила ж для чего создаются? Для удобства!
Что любопытно: данный культурный центр может функционировать и как туристическо-информационный центр, и даже как хостел. Некоторые гости-буддисты из других городов и стран много и часто приезжают в Чернигов, а здесь у них есть возможность получить бесплатно крышу над головой, горячий душ и даже чай с печеньем. Взамен – точно такая же любезность по отношению к черниговцам, что посещают буддистские центры в других странах. Вот такой культурный обмен. Единственный нюанс: на случай ночевки с собой стоит иметь персональные предметы личной гигиены и спальник с карематом – кроватей здесь нет. Все-таки, тут центр, а не отель. На планете таких центров – около 700. Они есть на любом материке, кроме Африки. Также не слишком лояльны к буддистской культуре исламские страны. Потому там подобных очагов этой культуры не найдешь.
Правда, как говорят обитатели черниговского Буддистского культурного центра, они сами – очень политкультурны. Так, к ним приходят в гости просто пообщаться многие друзья-католики и православные, а дом, где расположился их центр и сам этому способствует, ведь двумя этажами ниже живет раввин.
Виктория:
- На чай он к нам пока не приходил, но всему свое время.
Яна:
- У него из дому так вкусно пахнет! Когда настает шаббат – оттуда такие запахи идут!
- А что же он такого готовит?
Виктория:
- У него много детей, к нему приходит женщина, помогает по хозяйству и готовит потрясающую домашнюю традиционную еду.
Бытует мнение, что именно такие восточные культурные практики требуют дополнительного допинга, в виде курения наркотических трав. Татьяна Пекур категорически опровергает это:
- На самом деле, многие популярные группы и музыканты сделали этим плохую службу нашей традиции, испортили даже понятие нирваны, ведь наш лама Оле учит, что медитация требует концентрации ума, и мы можем только тогда выходить за какие-то рамки, а наркотики наоборот запутывают сознание.
Еще один стереотип развенчивают в центре: далеко не все буддисты – вегетарианцы. Наоборот, среди них много мясоедов. Поскольку я от длительных чаепитий порядком проголодалась, то мне советуют:
- Слушай, у нас есть такое потрясающее сало!
Приходится отказаться. Все-таки, я же сюда не есть, а общаться пришла.
К слову, духовный лидер лама Оле Нидал пару раз приезжал в Чернигов – и даже бывал в наших пещерах. Как он признался: они его потрясли. И он с удовольствием приедет сюда еще разочек.
Попробовала я здесь и помедитировать. Увы, достичь какой-либо гармонии у меня не получилось: слишком уж насыщенным по событиям выдался день. Зато медитация – отличный вариант для тех, кто страдает бессонницей или головными болями. Успокаивает и умиротворяет на раз.
И еще немного информации: комната для медитаций называется гомпа, она просторна, светла, ее всегда проветривают. Тут есть множество маленьких пуфиков и мягкий ковер. За раз здесь могут поместиться около 20 человек.
В гомпе
пуфики
подготовка к медитации
Прощалась я с черниговскими буддистами уже более радостно: теперь у меня есть десять новых друзей. И место, где так приятно поболтать за чашкой чая.
Для тех, кто заинтересовался в посещении центра, сообщаем контактные данные:
Чернигов, пр-т Мира, 27, кв.9
тел. (0462) 603-821
сайт: http://www.chernihiv.buddhism.org.ua/
Анастасия Ярмоленко
Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш
Telegram.