Тамара Гвердцители: "Я прощай не говорю!"
Тамара Гвердцители: "Я прощай не говорю!"
Заполненный зал - это очень приятно, но все же не редкость. И аплодисменты, и даже цветы... Но лица! Вот чтобы так слушали — с радостью в глазах, с улыбкой, с прижатыми к груди руками — так бывает далеко не всегда. Талант, обаяние, сильный красивый голос, тщательно подобранный репертуар. 2 февраля знаменитая Тамара Гвердцители дала в Чернигове два аншлаговых концерта — после которых остались силы еще и на беседу с корреспондентом «Семи дней».
Виват, королева!
«Минус 22 градуса, а мы еще поем!» — шутит певица после концерта. Просто представьте: с поезда в Киеве — на авто в Чернигов (в машине сломался обогреватель, на улице мороз...). Два часа отдыха — и репетиция, за которой следуют два выступления вживую.
Многие опасались, что два выступления подряд — это слишком трудно, и второй концерт будет короче и скомканней первого. На самом деле отличались они совсем немногим: во втором концерте Гвердцители не стала исполнять песню «Воздушный поцелуй», зато на бис исполнила знаменитую «Арго». И зал для аплодисментов поднимался дважды.
Она действительно выходит на сцену из левой кулисы, возит с собой куклу-талисман, для нее важен цвет рояля.
Но только ли в счастливых приметах дело? Главное для успеха — не это. Наверное, главное — что ее так любят. И так слушают.
Пять городов
Представляя Тамару Гвердцители французской публике, Мишель Легран когда-то сказал: «Париж! Запомни это имя!»
С тех пор ее судьба — это переезды. Смена городов и даже стран. Тбилиси — Москва — Париж — Нью-Йорк. Иерусалим — с ним тоже глубокое внутреннее родство? Но какой же город ближе сердцу?
— Лондон я не очень хорошо знаю, несмотря на то, что там учится мой сын Сандро, и глубоко не чувствую. А судьба сложилась так, что именно Париж для меня — важнее прочих городов и мест Он значим для меня и творчески, и душевно — как очень важны все моменты, связанные с этим городом. Именно Париж остается и единственной моей большой привязанностью, и слабостью... И всепоглощающее чувство любви я испытываю только к Парижу.
Так получается: человек что-то принимает в своей жизни, что-то чужое становится для него своим... И чужие города становятся близкими.
Я пою на иврите, каждый год бываю в Иерусалиме. Там растет мое дерево: пятнадцатилетняя ель, посаженная мною в парке Мира. К Иерусалиму у меня просто необъяснимое чувство. И любовь, и почтение... Которые, наверное, испытывает каждый человек, побывавший в этом городе.
Но, конечно, все это — после Тбилиси, города, в котором я родилась! О любви к нему говорить даже, наверное, лишнее — эта огромная любовь выражается в других тонах, в других поступках и мыслях...
— Говорят, вы всю жизнь ведете дневник.
— Веду — давно, но с разной периодичностью. Это просто фиксация событий, исключительно для себя.
— По старинке, на бумаге? Сейчас ведь принято вести блоги в Интернете...
— Я не хочу следовать этой моде. Есть много вопросов, которые я не хочу выносить на публику. Так что ни в «Твиттере», ни в блогах меня нет. У меня настолько напряженная творческая жизнь (и слава Богу, что это так!), что у меня нету времени писать воспоминания и делиться этим. И никаких книг «по мотивам» этих записей в ближайшее время не будет: я считаю, что действующий артист не может писать мемуары.
Он — действует. И так устает после концерта, что ему не до того! — улыбается собеседница. — Мемуары — это уже потом, когда ты сходишь со сцены. Может быть, мой дневник — это немного детское занятие...
Веера и платья
Одеваться «по Стендалю» — в красное и черное — порекомендовал Тамаре Гвердцители кинорежиссер Сергей Параджанов. «Красное — символ страсти, черное — как пропасть, над которой проносятся времена. Кроме того, это достоинство»
Почти все публикации о Тамаре Гвердцители сообщают, что артистка хранит платья со всех своих выступлений.
— Периодически я их примеряю... И радуюсь, когда мне оказываются в пору платья, которым пятнадцать-восемнадцать лет. Это очень приятное чувство, можно собой гордиться!
Меньше говорят о другом увлечении: о большой коллекции вееров. Начало ей было положено много лет назад в Испании, где молодой певице поклонник преподнес вместе с букетом эффектный аксессуар. Сегодня вееров в коллекции более полусотни — интересно, что порой и на сцене Тамара Гвердцители появляется с веером в руках. Она играет Дульсинею Тобосскую в Театре Российской армии (Дон Кихот — легендарный Владимир Зельдин), а в Днепропетровской опере выступает в роли Кармен.
На всех языках
«В Украине рождаются великие идеи!» — сказала однажды Тамара Михайловна. Приятно. А с нашей страной Тамару Гвердцители связывает многое. И прямое родство (мама певицы родом из Одессы), и творческое. Ее знаменитый гимн «Виват, король!» написал поэт Юрий Рыбчинский. Кстати, выступая на концерте в Чернигове, певица посвятила исполнение песни «Виват, король!» Аркадию Райкину, Людмиле Гурченко, Яну Арлазорову, Александру Абдулову - и всем ушедшим от нас великим артистам.
Тамара Гвердцители поет на десятке языков (грузинском, русском, французском, итальянском, испанском, английском, иврите, армянском, немецком) — в том числе и по-украински. Для черни-говцев прозвучала баллада Юрия Рыбчинского: «Скрипка грає, плаче гірко, то кохання гасне зірка.»
А какой язык родной?
— Я говорю на смеси двух языков, грузинского и русского, так у нас в семье заведено. И мой сын так разговаривает, перемежая грузинский и русский. Естественно, у него английский — самый главный язык, он мыслит на этом языке, потому что с десяти лет он живет за границей. Но тем не менее в разговоре Сандро легко переходит с грузинского на русский и наоборот. Он учится в Лондоне, будущая специальность — «массмедиа и культура».
Я хотела быть Пьеро!
Тамара Гвердцители росла внутри смеси двух традиций и культур: ее маму маленькой увезли в эвакуацию из Одессы, сначала на север, затем — в Тбилиси. Там Инна Владимировна окончила филфак, познакомилась с Михаилом Гвердцители. Там и прошли детство и юность их дочери — будущей звезды.
— Это самые щемящие сердце воспоминания. Ведь для каждого из нас детство — очень теплое. Таким было и мое — теплым, солнечным. Мне кажется, и Тбилиси был тогда другим... Что-то особое было в этом городе, раз он притягивал столько людей и столько людей его не могут забыть — и до сих пор, несмотря на политику, на все сложности, стараются попасть в этот город своего детства, сказочный город. Я думаю, что в Тбилиси все становятся молодыми и солнечными.
Может быть, в коллекциях старых пластинок у кого-то сохранился и диск с записью музыкальной сказки «Буратино» — с участием юных артисток ансамбля «Мзиури»? Два десятка талантливых грузинских девчушек были знамениты на весь Советский Союз. Среди них — и Тамрико Гвердцители, которая стала солисткой «Мзиури» в девять лет…
— Рассказывают, что когда ставили «Буратино», все хотели быть Мальвинами — кроме вас?
— Да. Я хотела быть Пьеро.
— Это отличительная черта творческого человека — выбирать не то, что все?
— Это нестандартное мышление подмечал еще тогда автор сценария, Александр Жеромский. Думаю, да: творческие дети, способные, одаренные всегда очень отличаются — и прежде всего, конечно, мышлением. Но когда поступают не так, как все, они совершенно не обязательно выражают протест — просто думают и видят все немножко по-другому.
— У вас в семье много пели?
— Да, дома звучали грузинские, русские, еврейские песни... Особенно когда приезжали родственники из Одессы, это был настоящий праздник и непременно звучала музыка. Очень хороший голос и у моего сына — но он застенчивый, так что не пошел по моей стезе. Наверное, это даже хорошо.
«Дорогая мама, я очень тебя люблю. Если бы можно было выбирать маму, я бы выбрал именно тебя. Когда у меня будут дети, где бы я ни жил, я буду давать им слушать твой голос каждый день. Ты заслуживаешь не только моей любви. Я тебя обожаю!»
Это строки из письма, которое прислал Тамаре Гвердцители сын Сандро — к юбилею: 18 января Тамаре Гвердцители исполнилось 50 лет.
К этой дате она пришла с массой высоких званий и наград. Но главное — пришла женщиной, которую любят. В том числе и в Чернигове.
Отзывы
Цветов в этот вечер было много, но среди общего числа букетов некоторые выделялись особенно ярко. Например — громадная охапка роз, с которой пришли на концерт любимой исполнительницы супруги Анатолий и Ольга Гончар.
— Тамару обожаем, следим за ее творчеством, знаем ее судьбу, есть свои любимые песни, а на концерте любимой певицы — впервые. Концерт великолепный! Жалко только, что она не спела «Мамины глаза»... Цветы мы Тамаре подарили после исполнения «Песни о Тбилиси» — хотелось подчеркнуть именно этот момент, поскольку Украина и Грузия дружны. Это был знак нашего уважения и к Тамаре, и к ее родине.
Вера Едемская, еженедельник «Семь дней», №6 (535)
Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш
Telegram.