Григорий Алексеевич Никитенко: «Бомжу без работы не выжить!»
Григорий Алексеевич Никитенко: «Бомжу без работы не выжить!»
ХОРОШО ЖИЛИ, ПОКА...
- Григорий Алексеевич, где вы жили, кем работали, пока..?
- Родом я из села, тут недалеко от Чернигова. До того, как оказаться на улице, жил в квартире в центре города. Была жена, вместе с ней прожили 25 лет. Есть дочка (на самом деле она падчерица, но для меня - как родная дочь) и сын от первого брака. Жена работала главным бухгалтером на мясокомбинате. Я - слесарем-ремонтником на «Химволокно», потом ушел на пилораму за хорошими заработками. Нормально все было, пока жена не заболела. Тогда мне пришлось бросить работу и в течение года ухаживать за ней, вплоть до января 2008 года, до самой ее смерти. А как ее не стало, запил. Нет, не каждый день, по возможности. Работал на пилораме, пока не стал инвалидом (у моего собеседника нет левого глаза. - Прим. автора).
- Производственная травма?
-Нет, меня избили. Шел вечером по Валу, компания прицепилась: «Дай сигарету». Я правду сказал: «Не курю». Один из них ударил меня кастетом в глаз. Потерял сознание. Очнулся на лавочке, без документов. Сейчас я часто хожу к этой скамейке, на то место, где меня сделали инвалидом. Глаз спасти не удалось. Оформить документы на ВТЭК (авт. - медицинская комиссия, устанавливающая наличие, причины и степень инвалидности) не мог, так как не было документов. Украденную трудовую книжку потом подбросили, и мне ее милиция отдала. А паспорта по сей день нет.
- Почему паспорт не восстановите?
- Сейчас как раз мне его оформляют.
- А кем вы мечтали стать в детстве?
- Люблю очень море. Хотел ходить на торговых суднах. Мечта у меня была: походить на «Крузенштерне» - это такой трехмачтовый парусный корабль.
- Почему же не пошли за мечтой?
- Вскоре после армии женился, потом родился сын. Не до мечты уже, надо семью кормить. С первой женой вскоре развелись, женился второй раз. Дважды стал отцом. Сейчас дети мои взрослые и живут в Киеве. Сыну 38 лет, преподает в университете. Дочь, на год его младше, работает модельером-конструктором.
ЛЮДИ ХОРОШИЕ ПОПАДАЛИСЬ
- А почему вы на улице оказались ?!
- Почему? Дочке дарственную сделал на квартиру, а она...
- Когда это случилось?
- В 2010 году.
- Сейчас вы живете в Центре социальной адаптации бездомных и бесприютных. А как выживали полтора года? Где брали деньги на пропитание?
- Сейчас расскажу (с готовностью отвечает мой собеседник). Занимался, как говорится, бизнесом (смеется). Искал бутылки, приходилось рыться и в контейнерах. Собирал картон и бумагу. Потом сдавал все это в пункт приема вторсырья. За это время изучил все городские мусорники, могу уже в темноте отыскать.
- На что этих денег хватало?
- Покупал хлеб, иногда кровянку и ливерную колбасу. «Ливерка» ж не дорогая, гривен 12 стоит.
- А ночевали где?
- Честно сказать? В Марьиной роще. Подстилку делал из того, что с мусорки возьму, пальто, например, и спал на этом. Зимой - в подъезде или в подвале. Втроем с мужиками жили. Там тепло, хорошо. Через окошко влезали в темноте. А весной опять уходили на улицу.
- Все это время только за счет вторсырья «кормились»?
- Нет, еще под церковью стоял. Да я там и сейчас стою, возле Спасо-Преображенского собора.
- Хорошо подают?
- Спасибо людям, подают. Бывает, в день и по 40 гривен получается, а по праздникам - 50.
- Осуждающие взгляды часто приходилось на себе встречать?
- Мне, Слава Богу, хорошие люди на пути встречались.
- Какие есть еще способы заработать?
- Помогаю людям: то снег почищу, то еще что-то. Возле Преображенского (авт. - Спасо-Преображенский собор) уже два года стою. Знаю всех священнослужителей и людей, которые со мной стоят. В прошлом году помогал под церковью снег убирать. «Тормозок» давали с панихиды. А под Екатерининскую церковь можно к 12-ти часам пойти поесть. Кормят борщом, иногда картошкой или кашей. Еду из Елецкого женского монастыря привозят. Туда на обед много бомжей сходится, и я вместе с ними. Поем и возвращаюсь в центр. Холодно, очень.
- Как выжить бездомному?
- Работать надо! Без этого тяжело выжить.
- Это, наверное, морально тяжело стать с «протянутой рукой»...
- Да. Пришел к храму, перекрестился... Что делать? Есть хочется, зрения почти нет, да и на работу без документов не устроишься. Был бы паспорт, может быть, хоть дворником взяли или сторожем.
- Как долго вы живете в Центре социальной адаптации бездомных и бесприютных?
- Я еще здесь с 2008 года. Помогал строить его. Потом ушел.
Я ИХ НЕ ОСУЖДАЮ
- Чего ушли?
- Потянуло, как говорится, на родину. Думаю, есть у меня «батьківщина» и полдома. Поехал в родное село. Пожил там несколько месяцев. Потом с родственниками начались скандалы. А я этого не люблю. Решил не мешать и уехал опять в Чернигов.
- Из-за пьянок скандалы были?
- Я так здорово никогда и не пил. Деньги были - выпивал, но последнее не отдавал. Что находил на улице - тратил на еду.
- Как вы видите свое будущее?
- Жениться не собираюсь. Однолюб я. Двадцать пять лет прожил с любимой женщиной. Друзья меня подкалывают, но все же...
- Есть у вас друзья?
- Куда ж без них. Представляете, я в центре своего старого друга встретил, с которым 30 лет не виделись! Теперь спим на соседних койках. Мне здесь легче: и накормленный, и при деле - работа не страшит, наоборот. Много читаю (показывает рукой на стопку книг на тумбочке), хоть зрение слабое.
- С детьми отношения поддерживаете?
- С сыном по телефону недавно разговаривал. Летом обещает в отпуск приехать. Общаемся и с дочкой. Я на нее зла не держу! Мы видимся. Она в Чернигов иногда приезжает. Между прочим, я четырежды дедушка. И с женой первой по мобилке целый час проговорил. Она тоже в Киеве живет. Но это их жизнь, а моя - здесь...
Наталия Глебова, еженедельник "Главная черниговская газета", №2 (032), от 06.02.12
Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш
Telegram.