Виталий Травка: «Не постучишь - не откроют»

— Идешь по городу — и с каждым зданием «здороваешься». Это — Костин проект, этот — Павлюкова… А этот? Этот мой!
И кажется, ни одна сторона его жизни не обходится без творчества — и без доброго юмора. Своей активной жаждой жизни заражает тех, кто рядом: коллектив «Мастерской архитектора Травки» пишет стихи, играет в собственном ансамбле, ставит новогодние спектакли, играет в теннис, ездит по грибы и на рыбалку.
— Коллектив настолько дружный, что работать очень легко. Все — как родные! А равнодушные люди у нас не приживаются: из них ничего не выйдет!
Хорошо, что не связался с электроникой!
— Об архитектуре я могу говорить очень много, — предупреждает Виталий Андреевич. — Хотя попал в нее совсем случайно... Большую часть юности я отдал музыке — окончил музыкальную школу по классу баяна, занимался в студии игре на ударных, окончил факультет народных инструментов в училище — и вообще не представлял своей жизни без музыки. А учился хорошо: мама заставляла, под страхом, что не пустит в ансамбль играть на танцах! В известном на Полтавщине ансамбле «Легинь» я отыграл лет пять, потом играл в «Краянах»... Был уже лауреатом разных конкурсов, пластинку записали. Пришло время идти в армию, и я стал смотреть, где в армию не берут: в строительно-архитектурном институте на подготовительном отделении! Мама была за: музыкальной карьеры она не признавала, настаивала, чтобы я выучился серьезной профессии. Что-то среднее я нашел: решил поступить на радиоэлектронику, все-таки электрогитары тогда были в моде.
Мне очень повезло, что я туда не попал. Сидел бы сейчас в каком-нибудь институте, проектировал ракеты с электронной наводкой. Страшно представить! А попал на факультет архитектуры, и именно она стала и главным делом, и судьбой.
В Полтавском институте познакомился с женой, там же учились многие мои сотрудники — я в Полтаву выбираюсь «на разведку». И возвращаюсь с талантливыми ребятами! Даже настаиваю, чтоб и жен себе соответствующих подбирали — нам ведь нужны специалисты разных профилей. — шутит Виталий Андреевич. А потом переходит на серьезный тон:
— Все, кто более-менее успешен, отправляют своих детей учиться в Киев, я уже не говорю про заграницу. Конечно, и у меня уже в Киеве есть и знакомства, и возможности. Но я все-таки всех своих выучил в Полтаве: чтобы была та школа, которая была у меня. Чтобы они меня понимали, чтобы знали, что это за профессия, чтобы пальцы веером не топырили. Я дал им удочку: удите! А потом уже — как хотите, шуруйте хоть в Гарвард. Но видите: все остаются здесь. Все более-менее нормально.
Проекты и объекты
— Расскажите о Фонтане детской мечты. Это ваша мастерская его разрабатывала?
— Да, это проект, которым очень гордится моя дочь Юлия. Очень хочется, чтобы он не остался просто проектом. Ну, вы знаете, как у нас: к выборам — бегом-бегом, после выборов — уже и не надо. И, конечно, кризис влияет, что говорить. Когда предприниматели ищут деньги на заработную плату коллективам — им не до спонсорства.
Но я уверен, что фонтан будет. Согласования почти закончены, а поскольку в следующем году выборы — можно быть уверенным, что дело пойдет. И спонсор найдется, и начнется строительство.
— В описании проекта сказано, что фигуры зверей и сказочных персонажей будут бронзовыми. Можете смеяться, но моя первая мысль была — ну украдут же!
— Скульптурных групп там несколько, думаю, скорее они будут выполнены из современных материалов, окрашенных под бронзу.
Над проектом работал молодежный коллектив — и они, молодые родители, всё промеряли под детей. Чтоб удобно было ступить, чтобы было по росту — и ребенок мог сам залезть, поручни — не поскользнешься! Интересный проект очень. Живой. Им заинтересовался, кстати, известный черниговский скульптор Геннадий Ершов — возможно, это будет совместная работа.
— У вас за спиной рисунок — ну просто замок с заставки фильмов Диснея. Это детский театр? Игровой центр?
— Это — планшетный проект Диснейленда в Чернигове. Прекрасная идея, но, к сожалению, ее воплощению помешали трагические обстоятельства. Появился другой заказчик — так грянул кризис... Проект выполнен, согласован, даже началось строительство. Сейчас пауза, но я верю, когда-нибудь этот сказочный замок будет построен — и украсит собой улицу Пушкина, как жемчужинка.
Здесь и «там»
— Если я скажу, с чего начинал в Чернигове, будет смешно: серый кирпичный дом на ул. Гагарина. Но я настоял — и мне разрешили сделать. орнамент под окнами девятого этажа! Я так гордился, я этот дом фотографировал, я им налюбоваться не мог! Ведь раньше как было: дешевый квадратный метр? Надо еще дешевле. Фасад? Какой фасад? Самым лучшим архитектором был тот, кто ставил коробки, 12 метров на 150. Ну, СССР.. Это потом уже стали понемногу появляться более-менее смелые объекты — «змеевидный» дом за «Градецким», здание ДЮСШ с панно на фасаде, Проминвестбанк на Пяти углах — ну, он строился в конце советской эпохи, уже можно было что-то себе позволить интересное.
.Я в свое время отказался от должности главного архитектора города — когда в 29 лет побывал в «партийном доме» (взяли на заметку, в хорошем смысле, когда возразил самому председателю обкома партии. Этим и понравился. — Авт.). Мне кричат: «Пиши заявление в партию!», чуть не матом. Я бегом-бегом — и оттуда.
— Но вы же могли карьеру сделать.
— А я считаю, что лучшей карьеры, чем у меня, нет. Я вот еще выучу несколько джазовых композиций на саксофоне — вот это будет карьера!
Сложно работать в системе. Переносить бумажки из одного кабинета в другой, отслеживать сроки ее перемещения. А эта бумажка вообще роли не играет! Никакой.
Я, как глава отделения Союза архитекторов, и здесь принимаю делегации, и сам бываю за рубежом, вижу, как там работают муниципальные архитекторы. Вот был во Франкфурте-на-Одере: три человека справляются там. Землемер, муниципальный архитектор и его помощник. И целая вспомогательная команда — но совсем не из архитекторов. Приходит, скажем, человек, который решил построить ресторан. Архитектор открывает план города: смотрит зоны, в которых возможна постройка ресторана. Нормам соответствует? Лицензии есть? Все. Инвестиции есть? Отлично. Человеку дают сопровождающего, и за два дня они проводят всю бумажную работу. Все нацелено на то, чтобы предприятие как можно скорее открылось, заработало, начало приносить прибыль. У нас же — вы представляете, какое хождение по мукам. До двенадцати инстанций (и при каждой — своя экспертиза), в которых тебе рассказывают, что «буква о у вас недостаточно круглая!» И самое смешное, что все они сидят в зданиях, которые спроектировали либо я, либо мои коллеги.
Боюсь, что не выйдет Украина из кризиса и не будет успешной, если проектировать и согласовывать бумаги будем дольше, чем строить. Сколько бы мы могли сделать, если бы не доказывали на каждом объекте, что ты не верблюд. Ведь это всё — упущенное время. И, между прочим, деньги! Пример: у меня есть смета градостроительного обоснования строительства небольшого объекта на козелецкой трассе. Проект (небольшое здание с заправкой) стоил мне 8 тысяч гривен. Его согласование — 40 тысяч! В экологии в Киеве. Ну, слава богу, их уже разогнали. Но период-то такой был, лет пять! Бесполезно даже было ездить, особенно начинающим проектным организациям. Большие объекты вообще проходят экспертизу полтора года, два года. Техника есть, деньги есть — надо строить! Нет, закорючки не хватает.
Не постучишь - не откроют
— А стучать приходилось, мы были зависимы. Но когда что-то шло не так, у меня была возможность просто уйти и заняться музыкой.
Я преподавал в школе, ко мне на уроки по три класса приходили — потому что преподавал нестандартно, учил детей слушать, приносил гитару, инструменты, конкурсы проводил. Мне так нравилось! И зарабатывал я там, кстати, побольше, чем работая архитектором в институте.
Вообще зарабатывал как мог: дома ведь ребенок маленький. Музыка помогала выживать и быть независимым! А эта независимость давала возможность что-то диктовать и мне самому. Я даже почти мечтал, чтобы меня выгнали с работы! Думал: жена пусть работает архитектором, а я буду выступать, детей учить... Хотя в ресторане работать непросто: дом не видишь, жену и детей не видишь, в час ночи домой возвращаешься. На измор.
Так вот, три года закончились, я — заявление на стол. Спрашивают: «А что нужно, чтобы ты остался? Что ты хочешь?» — «Ну вот, если купите ударную установку.» Купили! Ей сегодня уже двадцать лет, должно быть. Баян у меня был, саксофон я еще купил. И мы организовали ансамбль архитекторов «Модулор»!
— Но вы в конце концов ушли?
— Когда отработал десять лет. Я считаю, что каждые десять лет нужно что-то менять. Неинтересно все время заниматься одним и тем же. И потом, тогда архитекторы как-то все время были «на задних ролях» — а диктовали конструкторы. Архитектор придумает какую-то красивую деталь — но ее ведь надо разрабатывать! Каждая моя кривая линия конструктору выходит боком: работы больше, а зарплата та же. И получается, что первый враг в институте — это архитектор. Который хочет что-то сделать красиво — а им деньги нужно получить. Что ж, я решил начать работать по-новому. И организовал институт «Архпроект» — в котором основой, главным человеком был архитектор! В полном соответствии со значением этого слова: главный строитель.
Начинали вчетвером, потом коллектив стал расти. А еще через десять лет у меня появилась своя мастерская.
Гордость фирмы
— Вы в Чернигове живете уже 32 года. Полюбили город? Стал ли он вашим?
— Знаете, когда на даче посадил дерево. Не так: сначала ничего еще нет, ты даже не сам ее построил — и довольно легко поменять ее на другую. Но когда ты посадил там дерево, не одно — десятки, когда своими руками построил дом и накрыл крышей — эта дача цены не имеет. Она не продается, по крайней мере, при моей жизни. Я и цены не назову...
Точно так же с городом: когда появился первый объект, потом еще несколько, когда ты вступил в Союз архитекторов, люди признали — тебя, твой уровень профессионализма. А мы были молоды, мы так старались, нам так хотелось, чтобы наши дома строились! Многие черниговские архитекторы — люди приезжие: Павлюков из Донецкой области, Щерба — с Закарпатья, я с Полтавщины. Но все мы сегодня — черниговцы, «коренные», причем такие, что «зубы по-объедаем» за город.
Мы работаем и в Борисполе, и в Киеве, и с Москвой сотрудничаем, и даже для Афганистана делали сборные дома. Но к этому относишься именно как к работе. А Черниговом ты живешь. Тут твоя жизнь и жизнь твоих внуков, и даст Бог правнуков, тут все зависит от тебя.
Гордость фирмы
Жилой дом на ул. Молодчего, 12, на первом этаже которого расположилась и сама мастерская.
Детский торгово-игровой центр на ул. Пушкина, 20. Если найдется инвестор, напротив Дворца бракосочетаний может появиться сказочный дворец!
Торгово-развлекательный центр «Полесье» на пр-те Мира;
Малоэтажная высокоплотная застройка в с. Чайка Киевской обл.
Жилые дома секционного типа на ул. Красносельского (симпатичные красные домики с эркерами, возле заправки).
«Прокурорский» дом на ул. Кирпоноса.
Жилой дом с торгово-коммерческим центром на ул. Привокзальной в Борисполе.
Благоустройство парковой территории в Борисполе.
И, конечно, только что сданный объект — парк-отель «Чернигов» на ул. Шевченко, 103а.
ДОСЬЕ
Травка Виталий Андреевич, директор частного предприятия «Мастерская архитектора В. А. Травки», глава Черниговской областной организации Национального союза архитекторов Украины. Родился 6 января 1955 года — в сочельник. Женат, имеет двух дочерей, Юлию и Алену. И жена, Зинаида Семеновна, и дочери, и зятья — архитекторы, дизайнеры, конструкторы... Подрастает и внучок Захар. Продолжит династию? Хобби: музыка, живопись, коллекционирование, техника... Домашние животные: пудель Роки. Дома его оставить просто невозможно: каждое утро вместе со всеми едет на работу. И активно участвует в жизни мастерской. А еще есть ручной галчонок Гоша — найденный с поломанным крылом.
Беседовала Вера Едемская, еженедельник «Семь дней», №51 (528)
Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш
Telegram.