Отец Иоанн: «Образовать ум, но не воспитать сердце ребенка – преступление»
Отец Иоанн: «Образовать ум, но не воспитать сердце ребенка – преступление»
— Воспитание детей — главная задача родителей или государства?
— Зачем детей воспитывать, они вырастут и сами научатся жить. Дети — свободные люди, имеют свои права, они должны сами выбирать, как жить. Часто приходится слышать подобные мнения современных родителей. Дети — наше будущее! Образовать ум, но не воспитать сердце ребенка — это преступление, подобное тому, как дать острый нож в руки опытного разбойнике. Это мудрое выражение ставит на равных учение и воспитание. Научить и воспитать ребенка — это значит дать ему пример нравственных качеств человеческих, когда он вырастет, ему будет из чего выбирать. Иначе — вырастает ребенок и, не имея нравственных взглядов воспитания, видит только себя, живет только для себя одного, не уважает никого, весь мир видит только своим. Разве не от этого страдали в прошлом и страдают в нынешнем люди и общество?
Дети — это дар Божий, и мы, родители, в первую очередь в ответе за развитие детей. Чтобы воспитывать детей, нужно самому учиться, вести себя воспитанно, разговаривать вежливо, в отношениях с людьми быть ответственным, и, самое главное, любить детей и быть для них образцом для подражания.
— Чем выше уровень образования наших женщин, тем меньше детей они рожают. Как исправить сложившуюся ситуацию?
— Однажды меня пригласили принять участие в собрании, где присутствовали женщины — руководители предприятий и фирм Черниговской области, и рассказать об отношениях в христианской семье. В конце выступления одна женщина спросила: сколько в моей семье детей? Отвечаю — пятеро. Она тут же восклицает: наверное, ваша жена вас очень любит и доверяет, я своему мужу столько не родила...
Возможность женщин рожать детей совсем не означает, что это лишь их долг. Ведь дети должны рождаться в семье и в любви, у них должен быть и отец! Наше общество так увлеклось женщинами и материнством, что совсем забыло о воспитании настоящих мужчин и отцов. Но и сегодня встречаются образованные родители, которые воспитывают многодетные семьи, где есть взаимная любовь и доверие друг к другу.
— Нравственно ли перед детьми родить их и не иметь возможности «вывести в люди»?
— В биографии многих известных людей — писателей, художников, музыкантов, ученых — мы находим, что родились они в убогой многодетной семье, что многие их братья и сестры умерли в детстве. А они выросли и подтвердили миру ценность своей жизни. В житии многих святых, прославленных Святой Православной Церковью, тоже находим примеры происхождения из бедных семей. Что говорить о детях послевоенного времени, которые являются нам дедушками и бабушками, ведь не было бы и нас. Убить ребенка, сделав аборт, не дать ему возможность увидеть Божий мир — это безнравственно и преступно перед Богом и вашей совестью.
— Каким образом церковь трактует идею планирования семьи, использования противозачаточных средств?
— Господь дал человеку свободу выбора, планирование и ведение своей жизни и указал на ответственность. Бывают разные жизненные причины в семье, иногда допускается пользоваться противозачаточными средствами неабортивного свойства. Верующие и исповедующие свою веру люди стараются периодически исповедоваться и выбирают для этого священника — духовника. С ним и советуются по вопросам своей семейной жизни.
— Индийская мудрость гласит: до 5 лет ребёнок — Царь, до 14 лет — слуга и раб, и только после 14 лет — товарищ. Дети — это слуги или друзья родителей?
— Мне нравится это высказывание, и мои дети его хорошо знают. Но ведь каждый может понимать по-своему. До 5 лет ребенка нужно беречь, остерегать, ухаживать и лелеять в родительской любви. Ведь в этом возрасте и формируется человек. Кроме того, младенец не осознает своих действий, а многое повторяет за взрослыми, подвергая себя опасности. Поэтому и ухаживают за ним всем домом. Чем не царь? С 5 лет у детей развивается сознание, они начинают понимать, что им нужно, а не только что хочется, что полезно, а не только чего желают. Кто, как не родители, в любви и тепле отношений, смогут научить свое дитя всем жизненно необходимым навыкам труда? Выходит: и помогает, и служит, и сам учится. Чем взрослее ребенок, тем больше ему хочется поговорить по-взрослому, посекретничать, перед кем-то открыть свои мысли, взгляды, ощущения. Но, к сожалению, родители часто к этому времени отталкивают от себя детей постоянными упрёками, превознося себя, периодическими оскорблениями и указаниями на недостатки ребёнка. Во всём этом нет любви. И дети ищут себе друзей, не найдя понимания в родном доме. Если мы сумели любовью покрыть строптивость юности и остались друзьями, то это на всю жизнь.
— Как приучить ребенка к послушанию?
— Послушание — это добродетель, требующая большого труда и терпения. Далеко не все дети одинаково реагируют на просьбы родителей, да и просьбы не должны быть чрезмерными. Ведь мы воспитываем, а не переделываем характер своих детей. Их нужно любить всем сердцем, молиться за них, и тогда Господь подскажет, как правильнее поступить. Нельзя добиваться немедленного исполнения «желания» родительского. Иногда это переходит в неразумные, скандальные решения взрослых и отталкивает детей.
— В воспитании детей необходимо настаивать или договариваться?
— К каждому ребенку нужен свой, индивидуальный подход, да и разные родители по-своему и по-разному видят само воспитание. И договариваться, и настаивать, и рассказывать, и объяснять, и просить, и вдохновлять, и помогать, и любить своё дитя. Воспитывая, мы готовим своих детей к взрослой жизни, к умению планировать, строить и вести её.
— Неизбежно ли наказание в воспитании и как наказывать ребенка?
— Взрослый человек, большой, сильный, упёртый, настаивает на своём. А тут дитя — хрупкое, слабое, и тоже настаивает на чём-то своём. Конечно, физическое и психологическое превосходство сразу решают ход дела. Но это же не воспитание. Нельзя становиться с ребенком в одну линию развития — ведь мы родители. Любой конфликт человек взрослый перед ребенком не должен доводить до физического противостояния. Но очень важным в воспитании является сотрудничество всех взрослых — и папы, и мамы, и дедушки, и бабушки... Ведь, если расходятся мнения взрослых, тогда, чаще всего, и страдают от физического наказания дети. Ломая своего ребенка психологически, через физическое наказание, родители вселяют в него страх, боязнь, неуверенность. При частом повторении такого «воспитания» ребенок может на всю взрослую жизнь остаться или трусом, или жестокосердным человеком. С детства ребенка нужно приучать к тому, что мы его любим, уважаем, слушаем его мнение, что он отвечает за свои поступки и может исправить их. Чувство чести и достоинства прививается родителями и утверждается личным поведением. Ведь не зря говорят — лучше ошибиться в милости и не наказывать, нежели ошибиться в строгости.
— Что делать, если всё же наступил кризис непонимания во взаимоотношениях с ребенком?
— Жуткое и невыносимое состояние, когда ваш родной ребенок, которого родили, растили, кормили, одевали, любили — проявляет агрессивное противление вашей воле, или, так сказать, воспитанию. Когда взаимоотношения заходят в тупик, без посторонней помощи не обойтись.
Хорошо, если есть родственники, которые могут принять участие в ваших отношениях, или учителя, или священник, к которому вы приходите на Богослужения. Разъяснение ситуации без эмоций во многом поможет и вам, и вашему ребенку. Пути примирения обязательно придется искать. И вы должны быть готовы к тому, что придется изменить свое поведение в семье, доискаться до причин конфликтов и устранения их. Чтобы изменить другого, нужно обязательно изменяться самому.
Хорошим подспорьем в этом поиске будет любовь, которая долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; всё покрывает, всему верит, всего надеется, всё переносит.
Настоятель Черниговского храма Архистратига Михаила отец Иоанн
Беседовал Игорь Стужук, еженедельник «СЛОВО Черниговщины» №31
Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш
Telegram.