Мобильная версия сайта Главная страница » Новости » Людям про людей » Первое пианино он расцеловал, как женщину

Первое пианино он расцеловал, как женщину

Первое пианино он расцеловал, как женщину
Фабрика музыкальных инструментов. Еще недавно она была крупнейшим предприятием. Черниговские пианино, бандуры, цимбалы, гитары славились не только в СССР, но и за рубежом. Здесь работало более двух тысяч человек. Я тоже была частицей этого дружного коллектива. Фабрика - моя гордость, здесь прошли лучшие годы жизни. Больно... О неработающей фабрике писать не хочется. Хочу рассказать о директоре, который сделал ее самым крупным предприятием в Европе.

В 1938 году фабрика вступала в третью пятилетку. Именно в этот период пришел сюда новый директор - Григорий Говзман - мужчина с трудовой биографией. При нем предприятие начало набирать мощность. К 1942 году намечалось выпустить полмиллиона щипковых инструментов. Война оборвала планы. Рабочие фабрики, как и весь народ, поднялись на защиту Отечества. На фронт ушел и Григорий Маркович. Служил он на командных должностях, с войны вернулся, награжденный тремя орденами Великой Отечественной войны, орденом Александра Невского, двумя орденами Красной Звезды и несколькими медалями.
После войны Черниговский обком компартии обратился в штаб Армии с просьбой командировать Григория Говзмана обратно в Чернигов. То, что он увидел, ошеломило отважного воина и старого-нового директора. Фабрика была разрушена. Все надо было восстанавливать сначала.

Уже на следующий день весть о том, что вернулся директор, быстро облетела город. В течение нескольких недель проситься работать на фабрику пришло около полутора тысяч человек, в основном женщин. Именно женщины в то время выполняли тяжелые строительные и ремонтные работы, а директор на полуторке подвозил кирпич, песок, глину. Вручную выгружали с машины колоды, лебедками с железнодорожного вокзала тянули по бездорожью электротурбину, восстанавливали водоснабжение, отопление, а вечерами строили производственные корпуса, бараки для жилья.
Первая послевоенная продукция фабрики - 550 детских музыкальных игрушек. В 1945 году начали выпускать мандолины, а спустя год - гитары. А Григорий Маркович уже мечтал о выпуске пианино.

Свою заветную мечту - настроить выпуск пианино «Украина» он осуществил в 50-м. В тот же год, в сотрудничестве с Ленинградской фабрикой «Красный Октябрь», черниговчане громким «ура» возвестили о выпуске 175-ти пианино. Спустя пять лет был запущен конвейер - первый во всей Европе конвейер на музыкальной фабрике.
Как-то у Григория Марковича спросили, какой для него самый счастливый день в жизни. Ответил: «День, когда выпустили первое пианино. Я даже его расцеловал, как женщину».
Не думал он тогда, что именно эти пианино выведут Чернигов на международную торговую арену, ведь поставлялись они на все континенты мира. На выставках - в СССР и международных - демонстрировался этот замечательный инструмент. Вспоминается такой случай. Прославленные бандуристки, лауреаты международных конкурсов Третьякова, Павленко, Бут хотели сделать подарок Григорию Марковичу за прекрасные бандуры, А он попросил: «В каждой стране, на каждом концерте пусть конферансье перед вашим выступлением скажет, что музыкальные инструменты, на которых играете, изготовлены в Украине, на Черниговской фабрике музыкальных инструментов».

...А мысли Говзмана бежали вперед. Надо было строить жилье, новые корпуса цехов, чтобы людям свободно в них работалось. Нужны были специалисты, инженерно-технический персонал. Работы - непочатый край!
День директора начинался рано. «У него режим был такой: в пять утра выйдет на балкон и смотрит на фабрику, затем обходит все цеха предприятия, в восемь - на производство. Около десяти возвращается домой завтракать и опять на фабрику. Каждый вечер около десяти еще раз приедет на фабрику», - вспоминал сын Григория Марковича.
Кроме производственных помещений на фабрике начали строительство столовой, медпункта, филиала поликлиники, детского сада, библиотеки, организовали свой вечерний техникум механической обработки древесины.

В 1959 году построили корпус училища, где готовились кадры для фабрики. Рабочие, которые хотели учиться в лесотехническом институте или академии, могли прямо на предприятии сдавать экзамены.
Не хватало жилья. Говзман предложил строить своими силами, и в 1957-1958 гг. сдали в эксплуатацию 30 малоэтажных зданий, построили трехэтажное общежитие. А о том, как за 52 дня было построено восемь жилых домов, писала даже столичная пресса.
Вокруг «музыкалки» (так ласково мы ее называли) возник рабочий поселок и там же поселился со своей семьей наш директор: «Я не могу и не имею права жить в другом месте», - говорил он.

Одними из первых в Чернигове труженики фабрики получили дачные участки. В этом тоже была большая заслуга директора. Начался выпуск фабричной многотиражки, заработала киностудия. Прославилась в городе наша художественная самодеятельность. Если выступали фабричные, то залы театра, филармонии или театра на Валу всегда были переполнены. Появились спортсмены, которые занимали призовые места на областных соревнованиях. Экскурсии, культпоходы, поездки по обмену опытом, путевки в дома отдыха - это стало повседневным явлением. На фабрику часто приезжали гости из-за рубежа.
Член обкома партии, депутат горсовета, Г. М. Говзман мог решать вопросы областного и городского масштаба. К нему запросто можно было обратиться, многих своих рабочих он знал по имени и отчеству.
Он очень любил людей, и люди ему платили тем же, называли «наш батя». Шли к нему и жены, мужья которых пили или «скакали в гречку», и он устами Соломона восстанавливал мир в семьях. А скольким трудным подросткам дал путевку в жизнь! Бывшая работница фабрики В. Зиненко вспоминает, как их, десять детдомовских девочек, привезли на предприятие. Встретил их в своем кабинете директор. Девочки были растерянные, жалкие, но после теплых, завораживающих слов о перспективах фабрики, молодежь воспрянула духом. Им дали несложную работу, устроили в вечернюю школу, одели не хуже городских. А в дни их рождения сам Говзман приходил в общежитие и дарил скромные, но незабываемые подарки.

Помню еще такой случай. Однажды поздней осенью Григорий Маркович увидел на улице девочку, не по сезону одетую. Остановил машину и спросил, чья она. Узнав, что ее мать работает на фабрике, попросил ей передать, чтобы завтра зашла к директору. Женщине он оказал материальную помощь для приобретения одежды для дочери. Описать все примеры, когда он отзывался на чужое горе, не хватило бы места в газете.
Выпускники прифабричного училища и техникума, студенты ВУЗов, умение подобрать способных, талантливых людей, с ярко выраженной склонностью к конструкторской, исследовательской работе - все это дало свой результат. Черниговские пианино «Украина», бандуры, заказные цимбалы, гитары, игрушки неоднократно экспонировались на международных выставках и ярмарках. Их охотно покупали во многих странах Европы, Америки, Австралии, в Китае, Японии, Турции, Монголии и др.

В 1958 году Черниговская фабрика опередила Ленинградскую «Красный Октябрь», а начиная с 65-го, выпускала по 25 - 26 тысяч пианино в год. Неоднократно фабрику награждали дипломами II и III степени. В 1965 году за изготовление новых высококачественных образцов музыкальных инструментов комитет Выставки достижений народного хозяйства наградил предприятие дипломом первой степени.
В этом же году не стало нашего директора. Сказались военные раны, круглосуточная напряженная работа. Вот что написал 6 мая 1965 Григорий Маркович: «На ноги будто одеты тяжелые камни, сердце подводит, работает с перебоями, огнем горит грудь, но мысли ясны и желание работать огромное. Так хочется жить и творить!»

7 ноября его не стало.
Провести в последний путь Григория Говзмана пришел весь город. Приехали представители всех музыкальных фабрик СССР. Генерал-полковник А. И. Родимцев даже прервал военные учения.
Колонна людей, которые несли венки, протянулась от отеля «Украина» до Красной площади. Люди плакали, как плачут за родным человеком. Движение автомобильного транспорта было приостановлено. Чернигов хоронил Григория Марковича Говзмана.

Эмилия Якерсон, еженедельник «Деснянская неделя» №44 (083)

Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш Telegram.

Теги: музыкальная фабрика, пианино, Григорий Говзман, «Деснянская неделя», Эмилия Якерсон

Добавить в: