Юрий Лоза: «На корпоративах за стол не сажусь»
Юрий Лоза
Я – вне тусовки
— …Я сам по себе, я — волк-одиночка. Я выработал форму своего существования, которую охарактеризовал бы таким примером: я сижу на откидном стульчике в хит-параде. Знаете, в каждом театре — ряды, ряды, ряды с местами — и есть откидной стульчик! Вот я сижу на этом стульчике, смотрю, как они тусуются с места на место, перебираются с одного ряда на другой, активно это обсуждают… Мучаются от того, что оказались не в том ряду… Много говорят… А я понимаю, что я их в подпевки не возьму никого. И на мой стульчик никто не претендует! На нем нет места ни для кого! Я — вне времени, вне пространства и вне тусовки. Я вроде есть и вроде бы меня нет. Но с другой стороны, это дает мне право говорить о каждом то, что я хочу. Могу не здороваться с человеком, который мне неприятен. И конечно же, эта моя обособленность дает мне право не целоваться публично ни с кем. Я целуюсь с женой — мне нравится. А с ними — нет.
Коля Басков всегда был «на коленках» у Кучмы!
— Вот есть люди… у которых есть умение оказаться в нужном месте. Как-то мы приехали с вашим бывшим президентом Леонидом Кучмой в Днепропетровск — он устраивал там пафосное мероприятие для своих однокурсников и приглашены были несколько артистов, в том числе Коля Басков. И вот Коля Басков всегда был «на коленках» у Кучмы! Они обнимались, они пили на брудершафт, подойти к Кучме кому-то другому было нельзя — потому что Коля выстроил из своего тела этакую стену… А потом все артисты поехали по домам, а Коля — куда-то с Кучмой догуливать еще на следующий день. То есть он может подойти к незнакомому человеку, обняться с ним… Это свойство натуры. Это не хорошо и не плохо — это есть. Я не могу подойти к незнакомому человеку и сказать ему: «ты». Мне это очень сложно, я тяжело схожусь с людьми, я закрыт и мне очень не нравится, когда лезут в мою личную жизнь. Не нравится, когда обо мне пишут что-то такое… Вообще обо мне мало пишут — и это, в основном, моя заслуга. Но зато это дает мне право жить спокойной жизнью. Я захожу в магазин, спрашиваю: «У вас колбаса такая-то есть?» — а мне продавщица отвечает: «Жена уже заходила, купила, можете не брать». Это было в то время, когда Киркоров официально жил с Пугачевой, и я представил ситуацию: Киркоров заходит в магазин, а ему говорят: «Ваша жена уже колбасу купила!» Ну это смешно, правда же. Это другие абсолютно люди и другой подход к жизни.
Я никого не «журю»
— …У артистов очень много свободного времени. Они просто настолько запудрили мозги всему населению, что у них тяжелая жизнь! Тяжелая жизнь артиста заключается в том, что очень трудно отказаться от еды после 11 вечера. От рюмки коньяку, когда приходит заказчик и говорит: «Давай вмажем!» У меня есть несколько способов отказаться — например, я соблюдаю посты, это дает мне возможность избежать этой страшной процедуры выпивания бутылки коньяку в 11 вечера и закусывания.
Хобби? Всегда и везде я пишу. И это занимает львиную долю времени. Много времени провожу в Интернете за дурацкими (а может, и не дурацкими) занятиями — играю в шахматы, допустим, в онлайне. В социальных сетях не сижу: зарегистрирован везде, но общаюсь только по делу.
В шахматы играю, пожалуй, на уровне первого разряда. Точно не скажу: уже давно не участвовал в турнирах. Но я вообще не хочу ни с кем состязаться. Ни в какой сфере. Я не приемлю состязаний и никогда ничего не «журю». Мне неуютно там находиться: когда конкурсанты тебе заглядывают в глаза, понимая, что от тебя что-то зависит. А ты сидишь и думаешь: «Боже мой, ну они же все — хорошие, все замечательные, все глупые, все ничего не умеют — и абсолютно не зависит от моего мнения, будет ли у них в жизни что-то хорошее, или нет». Девушка Валерия заняла четвертое место в конкурсе и стала звездой — а где те, кто занял первые три места?..
Джимми Хендрикс сказал, что самое хорошее на свете — это сидеть на берегу моря и слушать, как растет твоя борода… Я решил проверить этот лозунг, купил квартиру в Варне, у моря — могу сказать, да, он был прав.
Научу писать хиты
— В свое время, когда мы жили за «железным занавесом», у нас были списки запрещенных артистов, и моя фамилия в них была. И вот — открыли «закрытые» города, Владивосток, например, открылся — и я попал туда в тот самый момент, когда ко мне был безумный интерес. Я отработал 11 дней по два концерта во владивостокском цирке. Но я не один такой: Шевчук приезжал и работал столько же, мы все так работали! Да, у меня был свой транспорт, 14 человек штата, в определенных костюмах, пафосно ездили по стране — потом ситуация в стране изменилась, перевозки стали безумно дорогими, то, другое, третье…
Да, сейчас подрастает новая генерация артистов. Мы остаемся звездами для моего поколения. Но если старые перестанут уходить — куда же новым-то проткнуться? Это естественный процесс замены, он должен быть. Я остаюсь притягательным для своей аудитории — они притягательны для других людей.
Но — меня иногда спрашивают: «А почему такие плохенькие новые певцы подрастают?» А потому, что подрастает поколение пользователей. Мы были поколением создателей. Вот в чем разница. Мы приходили, каждый, со своим, новым видением мира, с новым материалом, новыми песнями. Эти — перелицовывают то, что сделано до них. Они с удовольствием перелицуют и мое. Но я говорю: «Если я однажды услышу от кого-нибудь: «Плот, йо, йо!» — сам поймаю и задушу!»
К сожалению, сегодняшнему молодняку немного не хватает элементарной «грамматежки». Умения не хватает — но им негде научиться. Поэтому я и книжку свою написал, надеюсь, она многим поможет не совершать детских ошибок. По крайней мере, в текстовой части. Книга — «Занимательное пособие по работе над песенным текстом». Она о том, как писать хиты. Учебник правописания поэтатекстовика. Не издана: я еще торгуюсь. И еще нужно сделать вот что: я ее дал почитать некоторым известным людям, которые могут поставить сзади отзыв. Допустим, такой: «Покупать однозначно! В. В. Путин» Вот было бы здорово!
Научиться писать песни — элементарно. Вы даже не представляете, насколько. Я это все объясняю в книжке просто в двух словах. И каждый человек, купивший эту книгу, будет совершенно спокойно писать песенные тексты — вполне на уровне. Будут ли их слушать — это уже не ко мне, я учу только писать, раскручивайтесь сами! Я не учу раскручивать и заставлять слушать, я учу, как написать. Создать. Как картины можно научить писать кого угодно. Будет ли она гениальна или талантлива это другое дело. А ремеслу обучиться можно любому, и этому — тоже.
Я знаю многих моих коллег, которые занимаются этим ремеслом, которые в принципе особым поэтическим даром не наделены. Но «кровь — любовь» рифмуются легко. Мало того, есть словарь рифм. Я же не учу писать стихи, ни в коем случае! Песенные тексты и стихи — это вообще два разных жанра.
Богат не тот, у кого много
— …В один определенный момент душевная потребность сделать что-нибудь хорошее привела меня в детский приют в деревне Бывалино. Началось с аквариума: он у меня стоял на даче, а я там практически не бываю... И мы этот аквариум отдали в приют, там он детишек радует — уже пятое поколение рыбок. Дети знают, что это от меня: я там часто бываю и помогаю, провожу акции. Каждый сентябрь устраиваю концерты, в которых принимают участие очень многие российские артисты, бесплатно: просто по моей просьбе. Серега Крылов, «Песняры», Анастасия… Сам я не в состоянии полностью тянуть поддержку приюта, таких денег у меня нет. Надо много зарабатывать, чтобы легко и непринужденно тратить. А если приехать один раз, это ничего не решит. Но что-то можно решить с помощью личного влияния, отношений… Притянуть туда людей — гораздо более финансово независимых, чем я, и объяснить, что это надо делать, — вот это я могу. Там все привели в порядок, построили детский корпус, помогают возводить храм.
…Я могу заработать своим ремеслом себе на хлеб. А это значит, что человек уже обеспечен. Мне не приходится заниматься чем-то еще. Но если сравнивать меня с людьми, у которых есть нефтяная скважина или свои заправки, то я, конечно, нищий. Есть же старинное мудрое изречение: «Богат не тот, у кого много, а тот, у кого достаточно»!
На корпоративах за стол не сажусь
— Приглашения выступить на корпоративах? Ой, было бы их побольше! Я с удовольствием выступаю на корпоративах, единственное условие — мое выступление должно проходить в форме концерта. Если вы сможете сделать это в бане — пожалуйста, можно отработать и в бане. В любом помещении, но всегда в форме концерта, всегда делается подобие сцены или то, что можно назвать «сценой» — какой-то угол отводится хотя бы. Потому что я никогда не сажусь с гитарой за стол и не хожу между рядами и не заглядываю в глаза. У меня был такой случай: пригласили на концерт для одного очень серьезного олигарха, и он был крайне удивлен, когда я отказался сесть за стол: «Ведь остальные же все сели!» Отвечаю: «Остальные — да, а я нет. Просто не сяду, и всё». У меня есть определенное оправдание тому, что я так поступаю. Потому что когда я буду сидеть за столом, а будут работать другие артисты, получится, что они работают и для меня тоже. И это мне как-то не очень понятно… Есть этический дискомфорт.
Но зато этот олигарх сам потом пришел. Сел, и мы с ним поболтали полчаса — остальные сидели за столом, а он пришел ко мне в гримерную.
Я очень не люблю светских раутов, тусовок, я не знаю, что там делать: мне скучно и я чувствую себя потерянным. Как правило, стараюсь выбирать такие мероприятия, где можно посидеть в тишине и есть возможность разговаривать. И встречаюсь с людьми, которые мне приятны, а не которых «надо» приглашать. Дружу ли я с теми, кто на эстраде? Понимаете, «дружба», «любовь», «Родина» — это слова, которые нельзя повторять часто. И друзей не может быть много — а эстрада у нас большая. На эстраде у меня друзей нет, есть приятели, коллеги, люди, близкие по манере исполнения — но не более того. Их не бывает на домашних посиделках, где собирается мой ближний круг.
Сложные вопросы
— Я на некоторые вопросы не могу ответить сам себе: зачем я сделал то или это? Вот татуировка на предплечье — она называется… армейская глупость. Одеколон «Кара Нова» — армейский заменитель водки. Одеколона выпили и накололи. Зачем?
А сейчас я 17й год не курю и спрашиваю себя: зачем я курил 25 лет? Ни одного ответа нормального нет. Просто не существует! Я не знаю, зачем я 25 лет курил. А вы говорите — татуировка…
Любопытно, что…
В песне Юрия Лозы «Полночный блюз» впервые в русскоязычной песенной поэзии впервые было использовано слово «секс».
В период с 1983 по 1987 Лозе запрещали исполнять песни под своей фамилией, и даже знаменитый «Плот» нередко приписывался другим авторам.
Лоза — не псевдоним, а настоящая фамилия. Только ударение надо делать на первом слоге: предки певца жили в Польше, его деда звали Бронислав Павлович Лоза.
В Интернете, на сайте можно прочесть пьесу Юрия Лозы «Культурмультур» — театральную историю в двух действиях.
Подготовила Вера Едемская
Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш
Telegram.
Теги: певец, концерт, Юрий Лоза, Вера Едемская