Сергей Малявко: «Мы так решили: будем первыми!»
— Мы работаем все вместе, решения принимаются командой, и если возникают на собраниях спорные вопросы, то они решаются голосованием. Я мог бы сказать, что я — директор и последнее слово за мной. Но предпочитаю поступать иначе.
Вместе — легче
— Я думаю, что сегодня «Основа» — а точнее, ЗАТ ТРК «Детинец» — известна уже большинству жителей Чернигова. «Основа» — это торговая марка компании, которая предоставляет черниговцам кабельные услуги и услуги Интернет. И, наверное, все знают «родственный» нам телеканал «Детинец».
Действительно год назад несколько черниговских провайдеров объединились в единую структуру, чтобы, во-первых, быть более узнаваемыми, во-вторых — более защищенными перед возможными внешними конкурентами.
Национальные провайдеры активно выходят на рынок, предлагая услуги интернет, кабельного и IP-телевидения — сможем ли мы с ними конкурировать? Решили, что сможем, если объединимся. После переговоров приняли решение провести ребрендинг и создать единую торговую марку.
Главным для себя видим на сегодня — быть хорошей обслуживающей компанией. Ориентируемся на то, что наш уровень сервиса выше, чем у других.
— Как минимум, внешние изменения в центрах обслуживания заметны.
— Центров обслуживания у нас теперь три, удобных и просторных. Если раньше там были очереди, то сейчас даже если 20—30 человек посещает центр одновременно, им хватает места.
— А персонал вы меняли или переучивали? И насколько сложным был этот процесс?
— В основном — переучивали. Учили всему: от приветствия до тонкостей и особенностей общения. Если первое время были моменты, когда сотрудники, привыкшие работать «по-старому», могли просто не обращать внимания на вошедшего клиента и продолжать заниматься своими делами, то сейчас это недопустимо. Клиент заходит — с ним обязательно поздороваются, если все специалисты заняты — предложат присесть…
В «Основу» я перешел из очень крупной компании, и уже хорошо представлял, как нужно работать с клиентами. Отчасти потому меня и пригласили, что я знал, как все должно быть организовано. К счастью, сразу же сложилась и команда. Казалось бы, должно было быть какое-то сопротивление от руководителей отделов — но выяснилось, что все они — достаточно прогрессивные люди, понимающие необходимость изменений. А без дружной, слаженной работы не было бы таких результатов!
— Вы сказали, что «Основа» объединила нескольких кабельных операторов. Получается, конкурентов у вас нет?
— Так может показаться человеку, мало знакомому со спецификой этого бизнеса. Но это не так. Во-первых, крупный наш конкурент — эфирное цифровое телевидение, которое появится уже в ближайшем будущем. Затем — телевидение спутниковое. Здесь нет секрета: многие телеканалы через спутники идут в открытом виде. Но для кабельных операторов эти телеканалы — платны… Мы в разных условиях.
— Но в кабельном сегменте у вас соперников нет.
— Пока — нет. Но думаю, через год-полтора они появятся. Во-первых, есть известная компания «Воля», которая сейчас начинает работать во всех крупных областные центры. Во-вторых, Интернет-провайдеры, которые могут предоставлять услугу IP-телевидения. А чуть позже эту же услугу будут предлагать и операторы мобильной связи...
— Если вы это все предвидите, то, наверное, уже разрабатываете какие-то встречные меры? Какие у вас будут плюсы по сравнению с конкурентами?
— Например, в стадии тестирования сейчас — телевидение высокой четкости (HDTV). Полноценно мы эту услугу будем предоставлять уже в первом полугодии. Начнем с трех-пяти каналов, но список будет расширяться.
— Возможность просмотра HDTV зависит от модели телевизора?
— Да, но в основном все новые телевизоры уже выпускаются с поддержкой телевидения высокой четкости (HD или full HD) и встроенным цифровым тюнером стандарта DVB-C.
Про ТВ
— Как формируются ваши пакеты? Почему иногда заменяют каналы? Досада, знакомая многим: был любимый канал — и вдруг его убрали, заменили «ерундой какой-то»!..
— Если мы убираем какой-то телеканал, то только потому, что он оказывается слишком дорогим. Дело в том, что многие правообладатели предоставляют свои телеканалы в тестовом просмотре — при этом мы можем даже не знать, какой будет итоговая цена. Не всегда получается выйти на приемлемую для нас и для абонента сумму. Например, так получилось с каналом «Ностальгия». Многим он нравился, но мы просто не сошлись с правообладателем в цене (на мой взгляд, завышенной) — и вынуждены были его убрать. Хотя, думаю, у нас появится возможность вернуть его в первом полугодии.
Другой вариант: канал может быть качественным, но интересным совсем небольшой группе зрителей. Это тоже нехорошо: определенная часть людей не смотрит этот канал, но вынуждена за него платить.
Сказать, что мы чего-то специально не показываем, нельзя. мы сейчас транслируем все телеканалы, которые есть на рынке Украины. Другого, собственно, ничего и нет.
— А когда у абонента появится возможность подбирать себе пакет индивидуально?
— Вместе с появлением услуги цифрового телевидения, после 2012 года, когда у всех абонентов появятся цифровые ресиверы. Придется иметь в виду, что цена у каналов разная — но зато человек будет точно знать, за что платит.
— Прокомментируйте фразу, которую все произносят, каждый вечер, щелкая пультом на диване: «Шестьдесят каналов, а выбрать нечего!»
— Еще десять-пятнадцать лет назад было три канала — и всем было что смотреть! Но с увеличением количества телеканалов аудитория не то чтобы «разбаловалась» — она разделилась на несколько сегментов, со своими вкусами и предпочтениями. Когда было три телеканала, не было разделения мнений — а вот с расширением выбора каждый, согласно своему вкусу, может выбрать, скажем, пять каналов и только их смотреть. Конечно, остальные будут ему казаться менее интересными…
— А знаете ли вы вкусы своих абонентов? Изучаете ли их?
— Мы проводили несколько маркетинговых исследований, по итогам которых добавляли каналы, но я бы сказал, что по этому направлению нам еще надо работать. Буквально через несколько недель заработает наш обновленный сайт osnova.tv, на нем появится интерактивный рейтинг: посетители смогут выставлять телеканалам оценки и мы будем видеть предпочтения аудитории — по крайней мере, «интернетной» ее части.
— У вас был социальный проект для школ: «Быстрый интернет». Он живет?
— Он пока живет в «скрытом виде» — мы прорабатываем окончательную смету и собираемся подавать в горсовет наши предложения, возможно, вместе с несколькими местными провайдерами.
Еще одна идея, над которой ведем работу, — установка веб-камер на улицах города с возможностью просмотра в интернете в режиме реального времени. Если городским властям наш проект подойдет, мы с удовольствием его будем внедрять.
— А с их стороны нужно только одобрение? Финансов вы от них не ждете?
— Не ждем, и мы проводили уже переговоры с местными Интернет-провайдерами: наши сети расположены достаточно близко, так что мы можем с минимальными затратами обслужить всю инфраструктуру города. В том числе и школы, и детские сады.
— Планируете ли вводить возможность электронной оплаты?
— На сегодняшний день возможна оплата через терминалы i-box, и мы работаем над тем, чтобы принимались платежи через терминалы «Платежка». Web-money тоже в работе. Возможна оплата посредством Visa-card и Master-card.
От — и до?..
Не раз уже читатели отмечали, что «самые интересные интервью — с теми, кто начал с нуля и чего-то добился». Биография Сергея Малявко — как раз из таких мотивирующих историй. Приехал в Чернигов из с. Шаболтасовка, поступил в политех и…
— Черниговский технологический — очень сильный вуз с прекрасным преподавательским составом. Некоторых из тех, кто меня учил, сегодня уже нет в живых, но я вспоминаю о них с большим уважением. Например, теорию вероятности читал нам очень требовательный преподаватель, высоко, впрочем, ценивший отдачу от студента, его активность, работу. Звали его Евгений Иванович Юрченко — но все знали его как Пьера, из-за внешнего сходства с Пьером Безуховым.
Обычно преподаватели отмечают в журнале присутствие «плюсиком» — Пьер возле этого «плюсика» делал пометку, означавшую, насколько студент был активен. И те, кого он отметил, получали экзамен автоматом — за то, что не спали на лекциях, вели живую беседу, проявляли себя. По сути, он уже тогда применил то, что сегодня предлагает Болонская система.
— Что было после института?
— Начал с должности рядового бухгалтера, и это был непростой период — съемное жилье, маленькая зарплата… Все сложности, с которыми обычно сталкиваются приезжие. Некоторое время проработал в частной компании, затем перешел в государственную структуру, в фонд социального страхования временной утери трудоспособности. Я проработал там четыре года и это был очень важный опыт. Отмечу два момента: во-первых, железная дисциплина, во-вторых, очень высокий уровень работы с клиентами — качеству обслуживания уделялось действительно много внимания. Я прошел там хорошую школу.
— Почему же вы ушли с госслужбы, может быть, имело смысл строить карьеру там?
— Госслужба — это не по мне. Я привык работать динамично, развиваться. А в бюрократической структуре сотрудник — как винтик. Он делает «вот это» и «вот это» — и все! Роста особого там быть не может. Да и заработная плата госслужащего, конечно, не воодушевляет… Особенно человека, у которого нет своего жилья, не говоря уже об автомобиле и т.п. Если честно работать, можно всю жизнь проработать и ничего не заработать…
Мой непосредственный руководитель сказал: «Да, жалко, что ты уходишь, но удерживать не буду — понимаю, что тебе надо развиваться».
Перешел я в компанию «Билайн» — опять же рядовым сотрудником. Нам с коллегой Наталией Красулей поручили работу с Нежином — в котором на тот момент «Билайн» практически не присутствовал. Через год нашей работы Нежин стал давать более 50% доходов всей Черниговской области. Вот по результатам этой работы мне и предложили должность коммерческого директора. Через некоторое время я получил от «Основы» предложение стать коммерческим директором уже этой компании. А чуть позже — и директором.
Без драйва нет развития
— Вы пришли в «Основу» из большой корпорации. Ощутили ли разницу?
— Конечно. Разница между тем, как работает большая корпорация и предприятие местное, есть: для клиентов, для сотрудников, и для самого города, наконец.
Что такое национальные корпорации? Это аккумуляция денежных средств в Киеве. Рабочие места, налоги, поступления — все в столице. Прибыль идет инвесторам, а значит, капитал, который мог бы работать здесь, выводится за рубеж...
Второе отличие, уже касающееся непосредственно работы: большие компании не очень гибки, они зависят от общей маркетинговой политики. Чтобы принять какое-то решение и воплотить его в жизнь, требуется очень много времени — особенно если решение это родилось где-то в регионе. Предположим, сгенерировалась какая-то незаурядная идея в маленьком районном филиале. Что дальше? Об этом сообщают в Чернигов, Чернигов утверждает — передает в Киев, в Киеве есть филиал, а над филиалом — штаб-квартира. И там это решение должны согласовать несколько отделов, структур — вопрос может висеть месяцами, потому что уровень бюрократизации очень высок.
Местная компания намного гибче и самостоятельнее. И мы, будучи ближе к клиенту и лучше чувствуя его, всегда предложим лучшее решение.
То же самое с сервисом. Заявки на обслуживание принимаются по коротким номерам (8-800-…). Но оператор, с которым вас соединят, — сидит в Киеве. Он передает заявку в регион, региональный филиал — подрядчикам…
Мы же — на месте, получили заявку, определили проблему, приняли решение… Сразу, без волокиты. Нам значительно проще и работаем мы оперативнее.
— Лично у вас тоже выше степень свободы, чем у директора, скажем, филиала большой компании?
— В моей работе очень значимо, что учредители предоставляют мне право выбора стратегии и ее воплощения. Национальные компании, особенно на региональном уровне, работают в плоскости той стратегии, которую задает Киев или, скажем, Москва, иностранные инвесторы… Они разработали линию, и даже если эта линия окажется неприемлема на рынке Украины, сотрудники обязаны ее придерживаться. А в такой «зажатой» ситуации работать очень тяжело.
У нас наоборот: мы не ущемлены в своем бизнес-творчестве, в принятии решений. Мы с командой за них отвечаем, нам это интересно — и мы хотим показать, что мы на этом рынке можем действительно многое.
Кстати, здесь уже идет игра, спортивный интерес. Мы поставили себе цель: будем в этом городе первыми! И мы эту задачу будем выполнять.
— Этот элемент соревнования обязательно должен быть присущ бизнесу?
— Конечно. Иначе не будет развития.
— Сегодняшние молодые руководители очень отличаются от советских директоров-хозяйственников…
— Да, тип руководителя поменялся, но, нам в спину дышит уже другое поколение руководителей, еще более амбициозных. С ужесточением рынка меняется и тип руководителей. Те, кто вовремя меняется, бизнес сохранит. Кто не склонен к изменениям, к драйву, те уйдут с рынка.
— А в жизни вы драйв любите? Чем увлекаетесь?
— Я с юности занимаюсь спортом. Мой отец служил в милиции, и он с самого детства привил мне любовь к спорту. По утрам я бегал, зимой — катался на лыжах. Во время учебы в техникуме начал заниматься штангой, и до сих пор продолжаю эти занятия — три-четыре раза в неделю хожу в фитнес-клуб «Кислород», это неотъемлемая часть моей жизни. Зимой по-прежнему занимаюсь лыжами, правда, редко удается — отпусков у меня мало.
— А мало — это сколько?
— В прошлом году вообще не было. В этом — только служебные поездки. Но Конгресс операторов кабельного телевидения стран СНГ проводился в Египте — удалось ненадолго совместить отдых с работой.
— Не обидно жить без отпуска?
— На прошлых работах я отпуска брал… но все равно даже в отпуске оказывался на рабочем месте! Я трудоголик, видимо…
— Ну неужели совсем не отдыхаете?
— Работа у меня — это постоянное общение. И летом я стараюсь, при возможности, уехать километров за сто, в безлюдные места — и там отдыхать, наслаждаясь тишиной.
***
— …Я думаю, у меня есть способности и навыки руководителя. Но у меня никогда не было желания стать начальником как таковым. Я всегда хотел руководить проектами: браться за какое-то дело и развивать его. Но естественно, что чем крупнее проект, тем больше в нем задействовано людей — и сама собой возникает необходимость в руководстве. Я не скажу, что я умею руководить людьми — я этому учусь.
Досье
Малявко Сергей Михайлович. Директор ЗАО ТРК «Детинец» (ТМ «Основа»).
Родился 9 апреля 1975 г. в с Шаболтасовка Сосницкого района.
Окончил с отличием Сосницкий техникум бухгалтерского учета, затем Черниговский технологический университет (по специальности — экономист). Планирует получение второго высшего образования в области маркетинга или менеджмента.
Семейное положение: не женат.
Хобби: занятия спортом.
Домашних животных нет — потому что нет свободного времени. Если появятся, то скорее всего птицы или рыбки.
Любимый телеканал — «1+1».
Отдыхать предпочитает в тишине на природе. Ночных клубов не любит: в юности занимался организацией дискотек, надоели! А по телевизору смотрит в основном новости и новые телеканалы по долгу службы — на остальное нет времени…
Беседовала Вера Едемская
Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш
Telegram.
Теги: «Детинец», директор, Сергей Малявко, Вера Едемская