Людмила Близнюк: «Главное — состояться»
Людмила Близнюк
Сегодня фирму «Стар» в Чернигове знает каждый, кому хотя бы раз нужны были печати или штампы. Как справедливо говорит моя собеседница, каждое дело начинается с печати. С них и разговор начнем.
Печати и штампы
— …Изготовление печатей долго было основным направлением нашей работы, с него мы начинали. Почему именно с печатей? Сказать трудно. Наверное, потому, что все начинается с печатей. И потому, что тогда с ними были сложности: печатями занималось только издательство «Десна». И вот, когда мы думали, каким видом бизнеса заняться, где-то в Интернете… — нет, тогда ведь не было Интернета! — в общем, где-то кто-то из наших ребят об этом прочитал. И мы решили, что надо попробовать. Справимся.
Взяли кредит, купили оборудование.
— Тогда кредиты давали?
— Нам дали. Что удивительно. Тогда открылся первый черниговский банк, «Демарк» — я пришла в него просто с улицы, мне было 35 лет, и почему-то управляющий банка выслушал меня и сказал: «Да». И нам дали кредит, тысячу долларов, по тем временам бешеную сумму! Дали в карбованцах. И как раз хлопнула инфляция, и мы вернули этот кредит через несколько месяцев. Весь.
— Банк на вас не обиделся?
— Нет, что вы, мы с ним долго сотрудничали, хорошо работали. Вообще время было хорошее.
Второй визит был в областное управление МВД, тоже успешный, руководство согласилось нам помочь. Но, в общем-то, весь наш удачный старт — это чистая инициатива и желание работать и нормально жить. У меня муж — инженер-мостостроитель, в советское время очень хорошо зарабатывал, я привыкла жить благополучно — и мне было очень страшно, когда в 90-е нам просто не хватало денег на еду. У меня был ребенок, его надо было учить, растить…
— Муж сейчас тоже участвует в вашем бизнесе?
— Нет, он только немного помог в начале, а вообще он работает по специальности, у него свои очень серьезные проекты, другого уровня.
— Начало девяностых — время, когда действительно люди с инженерным образованием оказались перед выбором: пойти на рынок, пойти в бизнес или остаться на родном предприятии и ждать, закроют его или нет и погасят ли хоть частично долги по зарплате… Что отличает тех людей, которые все-таки пошли в бизнес, как по-вашему?
— Ну что тут судить… Мне было страшно, если честно. Я была очень не уверена в том, что получится. Меня двигало только одно: надо было кормить свою семью. Амбиции? Вряд ли. Я не люблю известности, популярности, и в общем-то, на интервью я согласилась только потому, что есть возможность рассказать о работе фирмы — а не о себе.
А почему люди не смогли… Может быть, они тоже были неуверенны. Ведь практически все инженеры по своей сути такими и были: технарями, скромными, воспитанными людьми. Бизнес рванул только у тех, у кого был напор и наглость. Может быть, у нас и была эта наглость, кто его знает…
Я благодарна своим друзьям, с которыми мы начинали — мы до сих пор сотрудничаем, уже, правда, у каждого свое направление, своя работа…. Фирма «Стар» в Чернигове — это базовая составляющая. Я уже говорила, что мы начинали, практически ничего о выбранном деле не зная, — да, что-то прочитали, но в основном все додумывалось и доделывалось самостоятельно. И традиции продолжаются: все те методы изготовления полиграфии, которыми мы владеем, это внутренние разработки. И особенности всех методов, их уникальность рождаются только благодаря, изобретательности и творчеству наших работников.
Сегодня у фирмы «Стар» изготовление печатей — только один из видов деятельности, даже, может быть, не главный. Предприятие занимается рекламно-полиграфическим бизнесом, имеет представителей в нескольких городах Украины.
«Звездный» старт
— …С названием, конечно, вышла интересная история. Изначально в учредительных документах было указано: фирма «Старт». Но когда юрист пошел нас регистрировать, оказалось, что там этих «стартов»… ну очень много. Все хотели стартовать!
И мы решили: чтобы это не было финишем, уберем просто букву «т». Перепечатывать устав (на машинке, компьютеров тогда не было) было некогда. Замазали «корректором» — совсем не думая сделаться «звездными». Просто убрали и все…
— Кто ваши первые клиенты? Люди были, наверное, не очень-то готовы идти с таким серьезным вопросом, как изготовление печати, к неопытным частникам…
— Тут сработало то, что мы работали под эгидой полученной лицензии на изготовление печатей. Это была официальная лицензия, выданная УМВД. Первоначально у нас даже не было офиса: мы принимали и выдавали заказы на Красном мосту и в Новозаводском отделении милиции. Зато люди, которые к нам приходили, понимали, что мы, раз там сидим, — более-менее «официальные» лица.
— Это было прибыльно?
— По тем временам — очень. Нам помогали влиятельные люди из МВД, плюс мы достаточно умно боролись с конкуренцией.
Так вот, первыми клиентами, что, может быть, удивительно, были банки. Они тогда все меняли печати с советской символики на украинскую. Мы мешками делали печати! Кроме того, первыми были госпредприятия, они меняли язык и символику.
Посредине комнаты у нас лежала огромная гора бланков. Потом появились канцтовары… В общем, достаточно интересно и бурно все было.
Страшно… и интересно
— Людмила Борисовна, как вы превращались в директора?
— Тяжело. Морально было тяжело: мне постоянно казалось, что никто не верит, что я директор. Солидности во мне не было абсолютно… Но я не думала о том, чтобы что-то кому-то доказывать. Меня больше волновало, чтобы все крутилось, работало, приносило прибыль. Тем более, что постоянно были проблемы: то рэкет, то выплата заработной платы, то налоговая, то какие-то технические проблемы… Некогда было доказывать!
— Вы второй раз уже упомянули бандитов, рэкет… Вычеркнете потом, перед публикацией, наверное?
— Нет, мне даже хочется, чтобы люди об этом знали. Сейчас уже все благополучно и нельзя представить, что открывается дверь, заходят бандиты и от тебя что-то требуют — а тебе тридцать с чем-то лет, у тебя ребенок и дома даже нет мужа, потому что он в командировке. И никого вокруг нет, кроме твоих сотрудников, которые ждут: что ты будешь делать?
Кстати, коллектив у нас не менялся первые лет семь-восемь. И коллектив был очень боевитый, поддержку я чувствовала. Но было сложно. Я помню, например, как перед нашим киевским офисом омоновцы разложили во дворе бандитов в кашемировых пальто… Белый снег — и как одуванчики лежали эти ребята. Было страшновато… и интересно!
— Это они приезжали от вас денег требовать?
— Да. Это не секрет, бизнесмены тогда платили определенным группировкам. Потом начался передел, проблемы, и так далее… Это время было — что о нем молчать? Сейчас самое сложное — материально выжить. Тогда самым сложным было — защититься. Защитить то, что ты создал.
Страх был: за семью, за ребенка. Я никого не пускала в свою жизнь.
— Но вы сказали в начале нашего разговора, что время было хорошее…
— Хорошее... Потому что мы были молоды, потому что легко все и удачно складывалось, и потому что мы себя проявили.
…Я думаю, что самое главное в человеке — это состояться. Я не имею в виду деньги. Самое главное то, что ты смог выдержать, создать себя, создать приличные условия жизни своим детям и как личность состояться. Все остальное — мелочи.
Удача — это такая ящерица, у которой хвостик может отломиться в любую минуту. И ты, имея хороший достаток, вдруг падаешь — и опять нужны силы, чтобы выбраться. И тут самое главное — моральное спокойствие.
— А были ли периоды, когда у вашей ящерки хвостик отваливался?
— Постоянно. Черное — белое, иногда глобально черное. Постоянные колебания… Это же бизнес, это ужасный труд. То кризис, то инфляция, то какие-то внутренние проблемы, то конкуренция.
Прошлой весной, например, было очень сложно. Мы пошли на сокращения, урезали помещения, но при этом смогли выплатить кредит и даже приобрели новое оборудование! Мы выбрались! Но сейчас пошла вторая волна кризиса, и снова нужно задумываться, что делать… Эти волны я уже воспринимаю, как данность. Нормально: надо жить.
Но своим детям я не желала бы этой работы, я считаю, что женщина должна сидеть дома. Она должна заниматься любимым делом, но ни в коем случае не быть в бизнесе.
Хорошее слово — «приспособа»
— Какое из ваших направлений деятельности сейчас наиболее перспективно и прибыльно?
— Ну, о прибыльности я не буду говорить, это некорректно, а если говорить о перспективности — это только новые технологические разработки. Это то, во что мы сейчас вкладываем деньги и максимальные усилия. Любой вид деятельности имеет возможности технологического усовершенствования, и кто смог внедрить технологические новинки, тот и будет на коне.
Таких печатей и штампов, как делаем мы, не делает в Чернигове никто. Например, печать с четырьмя-пятью цветами. Или печать с определенными видами защиты.
— А кто это все разрабатывает? У вас что, на фирме трудятся какие-то изобретатели?
— Да. Во-первых, у нас очень хорошие, инициативные работники. Остались и соратники-учредители, в том числе и мой муж, которые помогают с разработками. Мой заместитель, Владимир Станиславович Горелый, тоже участвует в этих процессах — в общем, это совместный труд. Если хоть что-то можно сделать лучше, дешевле и интересней, чем другие, мы делаем, и делаем первыми. Любую интересную мысль стараемся взять на вооружение.
— Вы устраиваете для этого для этого какие-то специальные собрания, планерки?
— По-разному. Можем вести обсуждение за чашкой кофе, можем до ночи сидеть у меня в кабинете — или стоять над станком — каждый вносит свою частичку, раскручивая идею, можем висеть в интернете часами…
Смысл наших разработок — не покупать дорогого оборудования, обойтись тем, чем можем. Есть у нас в коллективе такое слово — «приспособа»… Которую нужно сделать своими руками, своим умом, на более дешевом оборудовании — как, собственно, всегда у нас велось, вспомним того же Левшу…
«Всё, кроме денег»
— Печати и штампы — любимое, но не единственное «дитя». Какие еще услуги вы предлагаете сегодня?
— Все виды полиграфии. Мне очень нравился рекламный слоган: «Мы печатаем все, кроме денег». Все, что не можем напечатать сами, печатаем у партнеров, есть сейчас такая довольно развитая форма кооперации. И наоборот, то, что другие фирмы не могут сделать, они печатают у нас. И это нормально, это самое лучшее из того, что из девяностых в двухтысячные перешло цивилизованно и правильно.
Занимаемся мы и издательским делом. У нас есть прекрасные дизайнерские работы, например, могу вам показать книгу «Пізнай Чернігівщину», которую мы выпустили небольшим, к сожалению, тиражом — что, впрочем, сделало ее еще более уникальной, книга действительно прекрасно издана. Выпустили две великолепные книги о Чернобыле. Что ценно — книги написаны непосредственными очевидцами этой трагедии. Пожарные, ликвидаторы, спасатели написали о катастрофе все, что они видели и слышали, как понимали — без купюр. Эта трагедия уходит в прошлое, и для людей нового поколения Чернобыль — что-то экзотическое, местность, где ловят зверей с тремя головами или возят оттуда радиоактивный металл — и все! А нужно показать, что там произошло, и показать глазами людей, которые там были. Что пережила наша область… Для меня важно, что мы эти вещи доносим до других. Может быть, например, мой внук однажды эти книги откроет и прочтет, что было когда-то…
Печатали мы и иконы для церкви на Масанах — написанные самим отцом Анатолием.
Что касается наружной рекламы — только мы, например, делаем фигурные скрепки. Очень хорошее направление — сувенирная продукция. Вообще у нас задача — не просто выполнить заказ клиента, а снять у него «головную боль», вместе с ним решить, какая именно реклама, в каких формах и объемах будет нужна, какое решение станет максимально эффективным. Может быть, не напечатать тысячи флаеров и разбросать их по рынку, а выполнить десяток сувениров с логотипом и подарить их нужным для бизнеса людям. Может быть, что-то еще… Мы все это вместе с клиентом обсудим и поможем сделать выстрел «в десятку». Поэтому и позиционируем себя сегодня скорее не как полиграфическая, а уже как рекламная компания.
Еще один «кит», на котором фирма «Стар» держится много лет, — визитки. Это целая наука. Используются и новые технологии, и необычные виды бумаги и пластика, визитки делают даже на бархате.
«А дачи я не люблю»
— …Я когда начинала работать, даже не умела печатать на машинке, и если честно, плохо пользовалась калькулятором. От математики и цифр была далека, бумаги — это вообще был для меня ужас. Но пришлось переступать через себя и учиться. Меня двигали и толкали сами обстоятельства. Вынуждена была изучить и Corel, и Photoshop, и Illustrator, даже AutoCad мне сейчас интересен. Хотя честно скажу, со временем появляется инертность и ты уже не так жадно глотаешь все знания и науки подряд, отбрасываешь то, что не слишком нужно… Зато я возвращаюсь к своему хобби: когда шесть лет сидела дома с ребенком, я много и хорошо шила, даже джинсовые куртки, шубы. Хотела стать модельером, но не сложилось, не поступила. Сейчас снова вернулась к старому увлечению — правда, теперь это пэтчворк, лоскутное шитье. Куртки и шубы я могу себе позволить купить, да и слишком это просто. А пэтчворк — это интересно, это творчество.
— Где вы любите отдыхать?
— Для меня отдых — это поездки, это связано с тем, что хочется переключиться. А дачи я не люблю. Обожаю Карпаты — я выросла в горах, когда переехала в Чернигов, долго привыкала, такой скучной мне казалась эта местность после горных пейзажей…
— А в каких горах вы выросли?
— Это не секрет, я с Дальнего Востока. Дальневосточников в Чернигове очень много, у меня даже была мысль когда-то их объединить. Человек, который хоть немного там пожил, испытывает очень сильную ностальгию, желание увидеть те края еще раз! Ведь такой великолепной природы нет больше нигде. Такого моря, такого буйства красоты…
Главное — репутация
— …Вот вы спросили: как я становилась директором. Мне не важно было, как я им становлюсь, мне важен был имидж — мой личный имидж и имидж предприятия, лицо. Чтобы никто не сказал за спиной: она может подвести, она может обмануть. Мы всегда старались поступать по-человечески, иногда даже в ущерб собственной прибыли. Главное — чтобы заказчик остался нами доволен, и ради этого мы готовы порой даже переделать работу за свой счет. Наше главное правило — клиент должен уйти с желанием вернуться.
Мой муж иногда подшучивает, говорит: «Вы не любите быстрых денег, вы любите долго и нудно их зарабатывать». Наверное, да…
— Вы можете выделить какие-то свои ошибки и, наоборот, особо успешные моменты за эти 17 лет?
— Да. Самая главная ошибка, которую я допустила — не решилась в свое время купить оборудование для печатания газет. А человек, который выступал инвестором, не стал ждать, пока я передумаю, и потратил деньги на другое.
А главным достижением я считаю стабильность. И сложившийся имидж фирмы. Многие в городе нас знают, хорошо к нам относятся — я считаю, это много.
Досье
Близнюк Людмила Борисовна, директор полиграфической фирмы «Стар».
Родилась 25 сентября, по знаку Зодиака — Весы, «и вот эти колебания, эта моя натура всю жизнь мне мешает. Я бы была с удовольствием Девой! Я каждый шаг взвешиваю — это очень тяжело»
Детство и юность провела на Дальнем Востоке.
Образование: Хабаровский политехнический институт (химик-технолог целлюлозно-бумажной промышленности).
Семья: муж, Игорь Анатольевич, инженер-строитель, дочь Юлия, биолог, двое внуков — Никита и Ася. С мужем Людмила Борисовна познакомилась во время работы в Братске — «он туда приехал из Киева, он меня на историческую родину и увез».
Хобби: пэтчворк, путешествия, чтение. Любимые журналы — «Вокруг света» и «Наука и жизнь». Еще одно, общее с мужем хобби, — лыжи. Даже Новый год стараются встречать на лыжах!
Домашние животные: сейчас нет, а раньше было множество — «поскольку девочка у меня биолог, в доме были и больные ежи, и вороны, и свинки, и хомяк-долгожитель, и колли, и кошки…»
Беседовала Вера Едемская
Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш
Telegram.
Теги: директор, фирма, Людмила Близнюк, Вера Едемская