Мобильная версия сайта Главная страница » Новости » Людям про людей » Виктор Пинзеник: «Страна стремительно наращивает долг…»

Виктор Пинзеник: «Страна стремительно наращивает долг…»

Виктор Пинзеник: «Страна стремительно наращивает долг…»

На вопросы журналистов, заданные в ходе конференции, проведенной в Пуще-Водице, Виктор Михайлович отвечал, тщательно подбирая слова для понятного изложения сложных экономических понятий. «Я буду говорить с вами с позиций украинского гражданина в состоянии полного маразма, который нам навязали, и — не без  вашей помощи. С начала моей работы  в Минфине  в течение пяти месяцев я молчал, так как  заставить специалистов  говорить было невозможно. Их приучили: я начальник, ты — дурак».

Кризис по-…

— Я не впервые работаю в правительстве, — прокомментировал Пинзеник свой уход с поста министра экономики. — И всегда занимал профессиональную позицию. Сбалансированный бюджет, минимальный размер его дефицита, ограничения жизни в долг, неэмиссионные источники финансирования дефицита — этими и другими принципами я всегда руководствовался в своей работе. В нынешних условиях профессиональная позиция министра финансов стала заложником политики. Изменить эту ситуацию министр финансов не может. Как и не может отказаться от своих профессиональных подходов.

…Три года назад никто не мог поверить в то, что мир будет так трясти, войны ведь не было. Экономические ошибки, при которых рынки начали показывать нереальные цены, привели к созданию стены между деньгами и экономикой, заблокировалось их движение.

Меньше денег в мире не стало, в Украине как был объем денег два года назад 480 млрд., столько же и сейчас, но их потоки перестали двигаться, а без движения денег никакая операция в экономике не может произойти. Деньгами движет стимул заработать их больше, но в условиях кризиса их негде было держать без риска потерь. Сейчас не покупают дома и землю в расчете на то, что будет дешевле. На фондовых рынках, в курсах акций банков — стремительные колебания. В Америке доходность некоторых облигаций составляла 0,9% годовых, то есть на 100 долларов можно было получить доход всего 9 центов. Поэтому шли на небольшие потери, чтобы сохранить основную часть капитала.

Мировой кризис не мог не затронуть Украину, настолько она сильно интегрирована в мировую экономику, большую часть финансовых ресурсов мы получили, в первую очередь, из европейских банков. Особенно уязвимое место для Украины — мировая ипотека, так как ключевой сектор экономики Украины — производство металла, а основным его потребителем в мире была ипотека, в том числе и строительство. Когда обвалился мировой рынок, строительство «упало» везде, и в Украине тоже.

— В чем особенность именно украинского кризиса?

— Украинский кризис усугубился украинской проблемой — очень сильной, 98—99-кратной девальвацией гривны. Девальвация, как известно, — снижение национальной валюты по отношению к доллару, это инструмент центральных банков по управлению национальной валютой.

Реальный приток валюты в страну, ее предложение формируют ее экспорт, инвестиции, кредиты, облигации. Импорт же формирует отток валюты. Украина имеет проблему: дефицитный баланс торговли, то есть экспорт Украины меньше, чем импорт. Начался этот процесс в 2005 году, и в 2008 году Украина уже имела рекордную «дырку» в торговле — импорт превысил экспорт на 18,5 млрд. долларов.

До кризиса эта «дырка» покрывалась резервами Национального банка, так как первичное назначение валютных резервов — для гарантированного обеспечения потребностей экономики в импорте, поэтому дефицит торговли могут иметь многие страны, но если у них есть запасы, то нет таких проблем.

До 2008 года Украина перекрывала дефицит валюты за счет кредитов, более того, Национальный банк покупал валюту и вовремя ее по кредиту возвращал. Но кризис привел к тому, что приток валюты прекратился, а обязательства по возврату остались.

Доходы «нарисовали»

— В 2004 году Украина имела плюсовое сальдо торговли. Почему сейчас возник такой дисбаланс — 18 млрд. долларов?

— У нас нарушена абсолютная связь между ростом экономики и подъемом доходов людей. Если экономика растет на 5%, насколько можно поднять доходы людей, реальное потребление? Можно ли потребить то, чего нет?

Если экономика вырастет на 5%, а заработные платы поднимают на 40%, то куда денутся оставшиеся, невложенные в собственную экономику деньги? Пойдут в импорт. И тогда рост потребления обеспечивается не собственным производством, а импортом.
Посмотрите на поведение зарплаты за последние годы. За 2004 год экономика выросла на 2—7%, а зарплаты росли на 27, 36, 29, 34%. Импорт товаров вырос тоже почти в 4 раза. Такой же стремительный рост с размерами пенсий. Виктор Янукович в 2004 сделал пенсию выше, чем зарплаты, рекордный рост — 73%, казалось бы, настолько же люди должны жить лучше…

Сегодня спроси у людей — кто виноват в девальвации? Сто процентов скажут — Национальный банк. Но разве НБУ имеет отношение к социальной политике? Причина девальвации в социальной политике, хотя общество не любит задумываться об этом, и сейчас мы платим за это дорогую цену.

— Какие процессы в экономике повлекла за собой девальвация национальной валюты?
— Особенностью глубокого украинского кризиса, вызвавшего такую девальвацию, является фетишизация иностранной валюты. Валютные кредиты привели к великой беде, банковский сектор пострадал во всем мире потому, что жил за счет привлечения внешних краткосрочных ресурсов, а кредиты или активные операции оформлялись на 15—20 лет.

В 2008 году лавочка прикрылась. Пассив (обязательства) нужно возвращать, но притока валюты не стало, в банках возник разрыв. Так было во всем мире, но в Украине особенно остро, так как 75% кредитов были выданы в твердой валюте, но украинцы зарабатывают гривну. Поэтому проблема в банках с возвращением кредитов нарастает лавиноподобно, банки несут огромные потери по причине невозвращения большей части валютных кредитов.

Мощные проявления кризиса стали очевидными еще в 2008 году, в ноябре экономика уже упала на 14%. Ни один прогноз не предвидел такого спада. МВФ в конце 2008 года давал два сценария событий, которые нигде не озвучивались. Предусматривался спад экономики по так называемой «жесткой посадке» — на 10%. Минфин, с тем бюджетом, который готовил я, ориентировался на спад 8%, по факту имеем 15% спада.

— Могла ли Украина избежать такого обвала в экономике?

— Правительство пошло не по пути борьбы с кризисом, а по пути отрицания и утаивания реального состояния вещей. Украинский бюджет — как бюджет семьи, в которой 46 млн. человек. Так же нужно ограничивать расходы, когда есть недостача. Но правительство проголосовало за бюджет нарисованный, нарисовали доходы, которые невозможно было получить, их и не получили. Минфин был признан неправым.

«МВФ, ты не прав!»

— Какую роль в состоянии экономики Украины сыграл МВФ?

— Я говорил МВФ: «Вы приносите наибольший вред Украине, подрываете будущее, своими кредитами маскируете проблемы, но от этого они не исчезают. Мало того, создается климат, не совместимый с реформами — народ не чувствует беду, пенсии и зарплату платят. Но страну содержит МФВ в счет долгов. Никогда такого не было».

— Как будем расплачиваться с МВФ?
— Мы никогда не имели дефицит бюджета, который измерялся трехзначным числом.
Дефицит бюджета составляет 11% ВВП. Да меня «типало», когда речь шла о дефиците 3%, я такого и слышать не хотел. Больший был только в 1992 году — 12,7%, и закончился он в 1993 году безумной инфляцией. Но фактический дефицит еще больше. За прошлый год 13 млрд. прироста налогов и НДС, взятые из экономики, но это не доходы, были юридически засчитаны как доходы. Есть еще проблема: по сведенному бюджету не профинансировано 57 млрд. расходов, тех, которые министерства заказали для выполнения различных работ, но не проплатили их. По ним остается задолженность, а сколько миллиардов там еще вылезет — пока не знает никто.

Страна стремительно наращивает долг — сейчас он уже 301 млрд., это 33% ВВП, от начала 2008 года произошло утроение долга. Сегодня каждый украинец должен по основному долгу 6,5 тыс. гривен без процентов.
Вообще же МВФ создан для того, чтобы давать кредиты странам, в платежном балансе которых возникли временные дырки, когда импорт выше чем экспорт. Дает деньги национальным банкам, не правительствам, банки их и возвращают. В этом году МВФ сделал исключение и впервые дал кредиты на дефицит бюджета. Но деньги дали на похмелье, в этом принципиальная проблема, потому что ту часть, которая пошла на бюджет, будут возвращать из вашего кармана. К сожалению, правительство подписало это, как я ни был против — остановить не смог.

Прогнозов не даю, но…


— Откуда нынешнее правительство будет брать деньги для обещанного повышения социальных стандартов?

— Я один из тех экономистов, которые не дают прогнозы, так как считаю, что это невозможно. На заседании правительства, когда принимался этот липовый бюджет на 2009 год, я утверждал, что такой дефицит покрыть невозможно. Хотя в данном случае в определенной части ошибся, не думал, что есть благотворительная организация МВФ, которая год может выполнять благотворительную функцию. Логика в действиях правительства есть, но Украине от этого не лучше. Во второй половине года Европа повлияла на решение МВФ, так как боялась повторения прошлогодней зимы.
Упражнениями в популизме занимались обе партии. Одна сторона воевала за закон о социальных стандартах, другая каждый день штамповала постановления о подъеме зарплат. Одно другого не лучше, выполнить это невозможно. Если экономика падает, можно сколько угодно поднимать зарплаты, уровень жизни от этого не повысится.
Но какие версии задействованы для реализации этого закон — не знаю. Знаю, что страна имеет большие проблемы с бюджетом. К тому же «гениальные» соглашения Юлии Тимошенко по газу в прошлом году сделали дырку в бюджете в 30 млрд.

— Так газеты писали, что вроде бы Янукович ездил в Россию за дешевым газом?
— Идеи так называемого газотранспортного консорциума, для реализиции которых, среди прочего, ездил в Россию Янукович, на самом деле абсурдны. Предусматривается, что на начале трубы будет «сидеть» РАО «Газпром», транзит по трубе — Украине и в конце трубы — германский газовый концерн «Рургаз». Интерес РАО — продать дороже, «Рургаза» — дешевле купить. Посредине труба, доходы от транзита по которой и первому, и второму — бельмо на глазу, чем больше ставка транзита, тем меньше доходы этих компаний. Совместить интересы их в рамках общего владения невозможно. Мы хотим сделать собственниками тех, кто не заинтересован в большой ставке транзита.

— Виктор Михайлович, чем вы заняты сейчас, как смотрите в будущее? Почему вышли из партии «Реформы и порядок»?
— Я не хотел уходить из правительства, просто наступил момент, когда я или мог быть придатком к должности, или остаться министром финансов. Я хочу быть министром экономики, но не художником — я не смогу из одной цифры «нарисовать» другую.
Сейчас я занят частными консультациями, преподаванием, воспитанием двух сыновей. А из партии не мог не выйти. Решение об этом принял давно, но меня попросили не делать этого до выборов, чтоб заинтересованные силы не использовали этот поступок как политический шаг. Начал играть свою скрипку — должен был все это принять. 


Досье

Виктор Пинзеник  родился в селе Смологовица Иршавского района Закарпатской области. В 1975 году окончил экономический факультет Львовского государственного университета им.Франко. В 1979-м — аспирантуру ЛГУ, в 1989-м — докторантуру Московского госуниверситета им. Ломоносова. С 1990 года — профессор, в 1991—1992-х — заведующий кафедрой экономики и управления народным хозяйством экономического факультета Львовского госуниверситета. С декабря 1991-го — народный депутат Украины I созыва, член Комиссии по вопросам экономической реформы и управления народным хозяйством. С октября 1992-го по август 1993-го — министр экономики Украины, вице-премьер по вопросам экономики. 

В октябре 1997 года  избран лидером  вновь созданной правоцентристской партии либерального толка «Реформы и порядок» (ПРП), будучи на тот момент экс-вице-премьером. С декабря 2005-го по август 2006-го занимает пост министра финансов в двух «оранжевых» правительствах — Юлии Тимошенко, а затем Юрия Еханурова. С  декабря 2007-го назначен министром финансов во втором правительстве Ю.Тимошенко. 17 февраля 2009 года Верховная Рада удовлетворила поданное В. Пинзеником заявление об отставке с поста главы финансового ведомства.

Лариса Добрынина, еженедельник «Взгляд», №10 (144)

Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш Telegram.

Теги: Лариса Добрынина, Виктор Пинзеник

Добавить в: