Семья лишилась отца, мужа и сына

Семья лишилась отца, мужа и сына

Вехи судьбы. Их нельзя увидеть воочию, их трудно ощутить, но они определяют самые важные события в нашей жизни. Хорошо, когда эти события счастливые. Хотя, и счастье, каким бы большим оно ни было, в самый неожиданный момент может ускользнуть, а еще хуже - разбиться вдребезги, изранив до крови душу, которая потом будет долго ныть от боли. Время лечит? Отнюдь. Время, скорее, учит нас переносить выпавшие испытания и невзгоды, дает возможность их переосмыслить и притерпеться. И эта веха - след от зарубцевавшейся раны - навсегда разделит вашу жизнь на «до» и «после». Когда-то семья Рябусов тоже была счастливой...

Эта трагическая история началась с обычного дорожно-транспортного происшествия, которые десятками происходят на наших улицах. На одном из перекрестков Подусовки возникла словесная перепалка между водителем легковушки и велосипедистом, пересекавшим пешеходный переход, чудом избежавшими столкновения. Часто, разъехавшись в разные стороны, участники ДТП возмущенно пересказывают родным и знакомым подробности неприятного эпизода, и, естественно каждая сторона доказывает свою правоту. Но только не в этот раз. Несдержанность навсегда изменила судьбы многих людей. Одна семья лишилась дорогого человека - отца, мужа, сына. В истории другой дорожное происшествие так и останется несмываемым темным пятном прошлого.
Из постановления о возбуждении уголовного дела: «05.07.2007 року, близько 19 години, Вишняк Роман Андрійович, поблизу супермаркету «Квартал», що розташований по вулиці Гагаріна, 15 у м. Чернігові ... наніс один удар кулаком у обличчя Рябусу Віктору Анатолійовичу, внаслідок чого останній впав на асфальт та отримав тілесні ушкодження — закриту черепно-мозкову травму, перелом кісток склепіння черепа (правої скроневої кістки) з переходом на основу черепа, забій-розтрощення головного мозку важкого ступеня, внаслідок чого Рябус В.А. помер».

...Память щедро делит эпизоды когда-то счастливой жизни на мгновения. Первый день в Слабинской школе, куда пришла Светлана, окончив восьмилетку в Шестовице. Новые впечатления, новые друзья, среди них - Виктор, о котором она скажет: «Ребят было много, а он - один». Там, в сельской школе они сделали первые робкие попытки сказать друг другу о своем чувстве. Потом их дороги разойдутся - он в армию, она - в Чернигов, учиться на закройщицу. Но через несколько лет они опять встретятся, чтобы уже никогда не расставаться. Рябусы поселятся в уютном домике на окраине Чернигова вместе с мамой и свекровью Лидией Ильиничной, их брак будет дважды освящен счастьем - в 1992 году появится на свет дочь Анна, а через десять лет - Виктория, папина любимица.
Паренек, выросший в деревне и в тринадцатилетнем возрасте оставшийся без отца, не боялся никакой работы. «Будто спешил побольше сделать», - вспоминает Светлана. Освоив профессию газорезальщика, он работал в ОАО «Черниговский завод «Металлист», пользовался авторитетом у товарищей и руководства.
По вечерам трудился дома, и в тот злосчастный вечер он спешил, чтобы продолжить ремонт крыльца, начатый накануне. Часов в десять утра забежал на минутку домой, попросил маму сварить на ужин молодой картошки. И ушел навсегда.

Как дальше развивались события, видно из показаний свидетелей. «Лапенко Г.В. повідомила, що вона 05.07.2007 року... особисто бачила, як автомобіль, яким управляв Вишняк, мало не збив велосипедиста. Потім автомобіль зупинився i з нього вийшов Вишняк та вдарив рукою проїжджаючого повз нього велосипедиста, який зразу впав. Після цього Вишняк відтягнув потерпілого з дороги на тротуар, а дівчина, яка була з ним, відтягнула велосипед. Вони сіли в автомобіль та поїхали з місця пригоди» (из приговора Новозаводского районного суда г. Чернигова). Сбежавшиеся на место происшествия люди вызвали милицию и скорую помощь, которая доставила потерпевшего в больницу радиозавода.
Светлана вместе с детьми гостила у родителей в Шестовице, когда прозвенел телефонный звонок, оповещающий, что с Виктором случилась беда. Олег Александрович Гломозда отвез ее вместе со старшей дочерью в больницу. И только там они узнали, что муж и отец находится в тяжелом состоянии. Светлана работает в районной больнице, поэтому сразу поняла почему суетится медперсонал, и что означает встревоженное лицо доктора, который несколько раз выходил из операционной, судорожно курил сигарету за сигаретой, бросая долгие взгляды на две худенькие фигурки, прижавшиеся одна к другой, ожидая чуда. Но в душе они уже знали, что чудес не бывает.

Операция длилась с 22.00 до 5 часов утра. Потом Виктора перевели в реанимационную палату, и Светлане только через три дня удалось упросить врачей разрешить его проведать. На четвертый день она привела к нему батюшку, моля Господа о милосердии. 12 июля 2007 года Виктор, не приходя в сознание, скончался.
Наиболее тяжело перенесли потерю дочери. Когда Аня узнала, что папы больше нет, потеряла сознание. Девушка росла болезненной, страдала геморрагическим васкулитом, дважды в год проходила курс лечения в стационаре. Младшей Вике было только пять... Она до сих пор пишет папе письма и несет их на могилку, горько плачет, когда папа «не забирает». Верит, что он на небесах, он обязательно подарит ей куклу Беби Бонн, как обещал...
Глядя на первые нетвердые детские буквы и рисунки, выполненные простым карандашом, видишь, как что-то надорвалось в этой маленькой душе. Девочка рисует погожий солнечный день, деревья и облака, над которыми возвышается... могильный крест. Чтобы немножко ее отвлечь, Светлана с Аней купили куклу и положили дома, будто бы от папы. Девочка расплакалась: нарядная красавица оказалась не той, о которой мечтала. Об игрушечной принцессе знал только папа.
Семье, потерявшей кормильца, пришлось столкнуться с праздным интересом людей, которым хотелось узнать побольше подробностей об «убийстве». Даже как-то в садике у маленькой Вики девочка спросила: «А где твой папа?». «На работе», - ответила малышка. «Вот и неправда, я слышала, что твоего папу убили». Придя домой, Вика подошла к маме и тихонько сказала: «Не хочу, чтобы о нем так говорили».

Лидия Ильинична
, которая живет с невесткой и внучками, тоже никак не может смириться со смертью сына. Она рано осталась вдовой, знает, как трудно растить детей без отца.
Осиротевшая семья не может понять, как человек, из-за которого погиб их отец, муж и сын, смог 4 августа, то есть через несколько недель после трагедии, сочетаться браком. Торжественное событие в семье Романа Вишняка показалось им кощунством.
Острое чувство несправедливости, не только моральной, но и юридической, не дает Рябусам возможности смириться с происшедшим. На протяжении двух лет они добиваются торжества закона, который, по их мнению, слишком уж лоялен.
Постановление о возбуждении уголовного дела относительно Вишняка Романа Андреевича по ст. 121 ч. 2 УК Украины - умышленное тяжкое телесное повреждение, подразумевающее наказание — лишение свободы на срок от семи до десяти лет, - датируется 13 июля 2007 года. А уже другим постановлением от 16 ноября того же года, учитывая то, что Вишняк Р.А. признал свою вину, и ссылаясь на объяснения судмедэксперта: «Не виняток, що тілесні ушкодження, які виявлені у потерпілого Рябус В.А., могли утворитися при падінні потерпілого з висоти власного зросту та yдapi об тверду поверхню... В ході судового засідання не було здобуто доказів, які б підтвердили, що підсудний Вишняк Р.А. мав умисел на позбавлення життя потерпілого чи заподіяння останньому тяжких тілесних ушкоджень», - судебное обвинение было изменено как убийство по неосторожности, которое предусматривает наказание в виде лишения свободы на срок от пяти до восьми лет.

Суд состоялся 3 декабря.
Как указывается в приговоре, Вишняк Р. А. полностью признает свою вину в совершении непредумышленного убийства, искренне раскаивается и попытается компенсировать пострадавшим принесенный ущерб.
Здесь нужно акцентировать внимание на показаниях подсудимого, который заявил, что Рябус В.А. находился в состоянии алкогольного опьянения. В тексте приговора это ничем не подтверждается, но и не опротестовывается.
Вишняк Роман Андреевич был признан виновным пост. 119 ч. 1 УК Украины и ему было назначено наказание в виде 4 лет лишения свободы. На основании ст. 75 УК Украины он был освобожден от отбывания наказания, другими словами, получил срок условно. Кроме того, был обязан компенсировать Рябус Светлане Михайловне 19695 грн. 71 коп. - деньги, истраченные на покупку медикаментов и похороны - и 200 тысяч гривен за принесенный моральный ущерб.
Светлана, как и ее родные, была категорически не согласна с вынесенным приговором. И, поскольку срок подачи апелляции истек, истица несколько месяцев добивалась права на повторное рассмотрение дела. Положительный ответ получила только в Верховном Суде Украине, куда она подала кассационную жалобу.
24 марта нынешнего года состоялся очередной суд по этому делу. На этот раз обвиняемый Вишняк Р.А. своей вины в предъявленном преступлении не признал. Кроме того, указывается, что он выплатил потерпевшей только половину компенсации за принесенный материальный ущерб, то есть около 10 тысяч гривен. Решением суда подсудимый был признан виновным по ст. 121 ч.2 УК Украины - до семи лет лишения свободы.

Однако, приговор не вступил в действие: подсудимый подал апелляцию, где указано, что ситуация возникла по вине погибшего, который «перебував у тяжкому ступені сп'яніння. Це підтверджується довідкою міської  лікарні №3». Кроме того, оговаривается «шалена сума матеріальної шкоди - 200000 грн.». Пишется, что подсудимый поинтересовался у Рябуса В.А. его состоянием, и тот ответил, что чувствует себя нормально. Хотя по слова Светланы, врач скорой помощи, прибывшей на место происшествия, утверждала, что пациент был в тяжелом состоянии, без сознания.
4 мая 2009 года коллегия судей судовой палаты по уголовным делам апелляционного суда Черниговской области отменила приговор, вынесенный 24 марта 2009 года, оставив в виде наказания все те же четыре года условно. Помимо этого в четыре раза был уменьшен размер моральной компенсации - до 50 тыс. грн.
Светлана Рябус подала кассационную жалобу в Верховный Суд Украины, который, хочется надеяться, поставит точку в этом деле. Ведь за сухими выписками из приговоров суда, кассационных жалоб и апелляций прячется горе людей, потерявших родного человека.

Можно понять и Романа Вишняка, который, конечно же мечтал о безоблачной супружеской жизни, а теперь отстаивает право на свободу в суде и, по мнению Светланы все-таки переживает о случившемся. Ведь не зря в народе говорят: «Детские слезы на землю не падают».
А Светлане Рябус не раз приходилось во время многочисленных походов по судовым инстанциям слышать упреки, что она разрушает молодую семью, и подсудимому негде взять такую сумму денег для выплаты морального ущерба. Ей, младшей медсестре, получающей немногим более шестисот гривен в месяц, эта сума тоже кажется немаленькой. Но ведь теперь одной придется ставить на ноги двух детей, получая минимальное пособие по утрате кормильца. Мало чем смогут помочь родители-пенсионеры и свекровь. Аня в этом году стала студенткой. Хотя и мечтала о юридическом, да разве маме на одну зарплату осилить ее учебу? Поступила на бюджет в Черниговский педагогический.
Они знают, что Вишняк Р.А. теперь живет в новой квартире с молодой женой и маленькой дочкой. Увидев их однажды на улице - веселых и счастливых, Аня пришла домой в слезах: «Мама, ведь наш папа тоже так мог бы вести Вику за ручку». Мог бы, но, увы, никогда не поведет.

Наталия Бушай, еженедельник «Черниговская неделя» №39 (944)

Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш Telegram.

Теги: горе, семья, Наталия Бушай

Добавить в: