Большая семья и маленькая Виктория
Если бы не война на востоке, вряд ли пересеклись бы когда-нибудь жизненные пути 31 -летней Натальи и 48-летнего Руслана Горевичей. И не было бы венчания и громкой свадьбы в военном блиндаже под отдаленные канонады взрывов.
Наталья родом из города Курахово Донецкой области, Руслан — с Тернопольщины. В 2016-м они переехали в Бобровицу вместе с Натальиной матерью, Антониной Паркачовой (ей 59 лет), и сыном от первого брака Святославом (ему исполнилось 9). Через несколько месяцев у супругов родилась дочь Злата. А недавно их семья пополнилась ... 6-месячной Викторией. Ведь Наталья и ее мать стали первыми в Бобровицком районе участниками проекта «Патронатная семья». По условиям этого проекта Наталья на платной основе выполняет обязанности воспитателя, Антонина Дмитриевна является ее помощницей. Но это если выражаться сухим языком официальных документов. Фактически же маленькой Виктории дарят свое тепло все члены семьи.
СВАДЬБА НА ВОЙНЕ
В Бобровице их называют переселенцами. Это наполовину соответствует действительности. Ведь Руслан -участник АТО. Он почти два года прослужил в Одесской 28-й отдельной механизированной бригаде. Наталья вспоминает историю их знакомства:
- Мы с мамой и Святиком жили в Курахово, в 20 километрах от Марьинки. Это украинская территория, на которой было относительно спокойно. Я работала в небольшой фотостудии в одном из магазинов. Часто общалась с украинскими военными. Многие открывал мне душу. Ведь ребятам на войне нужна моральная поддержка. Я дарила военным распечатанные фотографии с текстами молитв. Однажды разговорились с Русланом. Он был холостяком. Сначала я хотела познакомить его со своей незамужней родственницей. Но он отказался, сказал прямо: «Наталья, Вы с первого взгляда мне понравились». Со временем сделал предложение. Моя мама была против, потому что у нас большая разница в возрасте. И все же свадьба состоялась. Нас в полевых условиях обвенчал военный капеллан. Я была в военной униформе, венке и фате. Вместо лимузина проехались с Русланом на БТРе, который украсили искусственными цветами, воздушными шарами и шуточными «номерными знаками». Когда я забеременела, решили, что надо переезжать на мирную территорию. Ведь жизнь в Курахово стала опасной. Многие недолюбливали нашу семью за проукраинские настроения. Мне даже угрозы писали в Интернете... Вобро-вицу выбрали потому, что в городе есть железнодорожная станция, а Руслан имеет льготы на проезд в железнодорожном транспорте. Купили простенький дом. Руслан ремонтировал его сам (он же у меня опытный строитель!). Теперь в доме есть санузел, пол с подогревом. Это во многом и повлияло на разрешение создать патронатную семью. Ведь одно из главных условий, которое поставила нам социальная служба, - наличие в доме бытовых удобств.
ГОРЕ-МАТЬ ОТМАХНУЛАСЬ ОТ РЕБЕНКА...
Осенью Наталья с матерью прошли обучение в Черниговском областном центре социальных служб для семьи, детей и молодежи и получили справку, сертификат и соответствующую рекомендацию о возможности предоставления услуги патроната над ребенком. На основе этих документов орган опеки и попечительства заключил с Натальей договор о патронате над маленькой Викторией,которая к тому времени провела 2,5 месяца в Бобровицкой райбольнице. И вот 22 ноября Наталья с Антониной Дмитриевной переступили порог ее палаты.
- Мы зашли в палату, Вика лежала в манежике - одна-единственная, такая беззащитная. Сразу включился материнский инстинкт, я взяла ее на руки. У малышки не было никакой реакции. Повезли девочку домой. Заметили, что она не становится на ножки, постоянно поворачивает головку назад. Мы опасались, что могут быть проблемы с шейными позвонками. Но через два дня все изменилось. И я догадалась: в больнице ребенка клали в манеж головой к окну. А оно для нее было единственным источником света. Поэтому она инстинктивно тянулась к нему. Это вошло в привычку... - вспоминает Наталья. - С появлением Вики у нас возникли определенные сложности. Старшие дети тоже требовали внимания. Зла-точка норовила залезть ко мне на руки. Святик засыпал различными вопросами и просьбами. Но потом дети к Виктории привыкли.
Антонина Дмитриевна тоже присоединяется к разговору:
- В первые дни наша Вика только удивленно водила глазками за Святославом и Златой. Ей было непривычно видеть такую компанию. Ведь ребенок долгое время пробыл в больничной палате в одиночестве... Через две недели Вика адаптировалась. Теперь она умеет делать все то, что и другие дети в ее возрасте. Пытается ползать, с интересом рассматривает предметы, вертит их в руках, радуется, когда подходят взрослые, тянется к ним, улыбается, что-то лепечет.
По словам Натальи, биологическая мать Виктории живет на Бобровиччине. У нее еще четверо детей, проживающих преимущественно у бабушки. Родив пятого, горе-мать забрала ребенка домой, но на этом ее любовь закончилась.
- От Вики, как говорится, отмахнулись. Забота матери состояла в том, чтобы раз в день покормить дочку. Бывали случаи, когда мать надолго уходила из дому или приводила туда своих друзей. Пили-гуляли... Поэтому служба по делам детей и изъяла девочку из семьи, поместив в больницу. Это - маленькая победа Виктории над обстоятельствами! Кстати, ее имя тоже переводится как «победа».
В ТЕМУ: 1170 ДЕТЕЙ - В СЛОЖНЫХ ЖИЗНЕННЫХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАХ
По словам начальника службы по делам детей Бобровицкой РГА Ирины Шаманской, сегодня у них на учете 63 ребенка, попавших в сложные жизненные обстоятельства. Виктория - одна из них. Она - самая первая в Бобровицком районе патронажная воспитанница.
Ольга Чередник, главный специалист отдела социальной защиты и профилактической работы Службы по делам детей Черниговской ОГА:
- Семейный патронат помогает детям, родители которых какое-то время не могут заботиться о них в силу различных жизненных обстоятельств. Бывают случаи, когда из-за небрежности или жестокого обращения детям грозит опасность. Иногда у детей болеют или умирают родители, и за ними некому ухаживать. Случается и так, что детей оставляют в родильных домах, и пока тянется многомесячная бюрократическая волокита с отказом мамы, младенцы беспомощно ждут своей участи в больничной палате... Когда родители по каким-то причинам не могут заниматься детьми, их на время берут на воспитание патронатные семьи. В течение 11 месяцев 2019 года на Черниговщине в сложных жизненых обстаятельствах оказались 1170 детей из 581 семьи. Они поставлены на учет.
Светлана Лукашенко, специалист социальной работы Черниговского областного центра социальных служб для семьи, детей и молодежи:
- Проект «Патронатная семья» действует на Черниговщине с 2017 года. Первую патронатную семью создали в Варвинском районе. Еще семь - в Чернигове. Нежине. Прилуках. Бобровиие. Чер- ниговском и Куликовском районах.
Ольга Иванченко, «Гарт» №51 (2959) от 13 декабря 2019
Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш
Telegram.
Теги: Натальи и Руслана Горевичи, Бобровица, Иванченко, Гарт