«Убийца с лопатой» лечится в Чернигове
«Черниговский маньяк», «убийца с лопатой» — так в апреле 2010-го называли на тот момент 21-летнего Александра Сергова, который за сутки расправился с тремя черниговскими пенсионерами: 84-летней Марией Андронник, 72-летним Иваном Гапшенко и 60-летней Еленой Касаткиной. Убивал лопатой с коротким черенком. Четвертой жертве — Валерию Якименко (ему тогда было 45) — удалось уклониться от удара и выжить. Он помог составить фоторобот, благодаря которому убийцу поймали. Нашумевшая история закончилась тем, что Сергова признали невменяемым и отправили в единственную в Украине психиатрическую больницу со строгим наблюдением (в Днепре). А на днях в редакции раздался телефонный звонок: «Правду ли говорят, что Сергов уже в Чернигове?» И, как выяснилось, это правда...
По закону каждые полгода вопрос о продлении принудительного лечения душевнобольных решается судом. Так было и в случае с Александром Серговым. Начиная с 2011 года по ходатайству врачей Красногвардейский районный суд Днепропетровска дважды в год продлевал разрешение на его содержание в днепровской психбольнице со строгим наблюдением. Однако в мае прошлого года комиссия врачей-психиатров впервые попросила изменить для Александра принудительные меры медицинского характера на более мягкие. В подготовленном ими заключении сказано: «В результате медикаментозной терапии в сочетании с реабилитационными мероприятиями психическое состояние пациента улучшилось с января 2019 года и остается стабильным с мая 2019 года, что выражается во внешне спокойном, упорядоченном поведении, отсутствии агрессивных и аутоагрессивных тенденций. Конфликтных ситуаций не создает. Бредовые идеи о воздействии, колдовстве, особом предназначении активно не высказываются пациентом, потеряли актуальность, направлены в прошлое. Таким образом, в настоящее время Александр Сергов по своему психическому состоянию особой опасности для окружающих не представляет, в применении принудительных мер медицинского характера в условиях учреждения по оказанию психиатрической помощи со строгим наблюдением не нуждается. Для дальнейшего применения принудительных мер медицинского характера может быть переведен в учреждение по оказанию психиатрической помощи с усиленным наблюдением». Суд прислушался к врачам и принял решение перевести Сергова в Черниговскую областную психоневрологическую больницу. 11 августа 2020 года его перевезли в Чернигов, с тех пор он находится на принудительном лечении в отделении №18 с усиленным наблюдением.
Звоним генеральному директору КНП «Черниговская областная психоневрологическая больница» Владимиру Ященко:
— Да, Сергов действительно в Чернигове. Находится в нашей больнице по решению суда. В мае этого года мы просили продлить ему принудительные меры медицинского характера. Суд удовлетворил наше ходатайство. Поэтому хочу успокоить людей: никто пока не собирается выписывать Александра. Он проходит курс лечения. Разглашать информацию о состоянии больного я не могу; а поскольку мы просили суд продлить принудительные медицинские мероприятия, то сами можете сделать определенные выводы.
— Теоретически Сергова могут выписать через некоторое время?
—Думаю, что не надо баламутить людей. Он лечится, и точка. Могу заверить, что в ближайшее время черниговцы с ним в троллейбусе ездить не будут.
К слову, есть четыре вида принудительных мер медицинского характера: амбулаторный (самый низкий уровень), госпитализация с обычным режимом (стационар), с усиленным режимом (охрана лишь снаружи, а внутри отделения — только медработники) и со строгим режимом (камерное содержание, подобное тому, что в тюрьмах). Прекратить применение принудительного лечения можно только в том случае, если больной прошел все уровни от самого высокого до самого низкого (например, «перепрыгнуть» со строгого режима на обычный невозможно).
Юрий Никитин, «Гарт» №24 (3036) от 10 июня 2021
Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш
Telegram.