Будет ли сохранена память?
Продолжается процесс передачи имущества теперь уже бывших районных советов территориальным общинам. В связи с этим многих неравнодушных людей волнует вопрос о том, что будет с еврейскими кладбищами. Ведь они, как правило, нигде не стоят на балансе.
На каждом из них, кроме одиночных захоронений, — братские могилы. В основном — времён Второй мировой войны.
...В 1941-м в Сновске многих евреев убили в собственных домах и дворах. Массово расстреливали в лесу на окраине города. Первыми 40 мужчин. Арестованных женщин и детей, перед тем как отправить в Чернигов (в полицию), держали в гетто. Их было около 200.
Домой — в Сновск — вернулись 6. Все они были еврейками только по одному из родителей.
Позже обнаружили и расстреляли тех, кому удалось избежать арестов.
После освобождения останки убитых перенесли на еврейское кладбище. В братской могиле там похоронено более 140 человек.
В Городнє только за один день — 20 декабря 1941 года — казнили 82 еврея. Расстреляли на рассвете возле кирпичной стены в тюремном дворе, Фамилии многих из них после войны сумела установить местная учительница Фаина Вахутинская.
Она умерла в 2014 году и тоже похоронена на еврейском кладбище. На её могилу, кроме близких, приходит много благодарных учеников. Фаина Борисовна была также почётным гражданином города.
Но за большинством захоронений (их около 150) ухаживать некому — дали о себе знать эмиграция местных евреев в западные страны, миграция в большие города, возраст.
Смотрит за 20 с лишним могилами разве что Николай Самойленко. Они в полном порядке, ограждения покрашены, трава вокруг выполота. Деньги на краску дают родственники покойных. Они же и платят пенсионеру за работу.
Остальные захоронения заросли чертополохом, кустарниками, акацией. В том числе и одно из самых давних — братская могила с надписью: «Здесь похоронены жертвы, погибшие в 1920году от белогвардейских банд». Памятник из кирпича и цемента уже со значительными следами разрушения. Будут ли ремонтировать его, сказать трудно, ведь кладбище ничьё.
В Сновске, по словам главы ТО Александра Медведёва, еврейское кладбище периодически расчищают от зарослей, косят траву.
Но на его содержание в 2020-м не было выделено и 20 тыс. грн (на весь год). Понятно, что за такие средства надлежащий уход обеспечить невозможно. Еврейской общины в городе давно нет. На кладбище никого не хоронят. С каждым годом оно всё больше приходит в упадок.
Подобная картина и на других еврейских кладбищах Черниговщины — они есть, в частности, в Мене, Соснице, Бречи Корюковского района, Коропе. Какой будет их дальнейшая судьба, будет ли сохранена память о жертвах нацистов, теперь решать общинам.
В ТЕМУ
Начиная с 2006 года (согласно решению Генеральной Ассамблеи ООН) 27 января отмечается Международный день памяти жертв холокоста. В переводе с древнегреческого это слово обозначает «всесожжение». В более узком значении — преследование и массовое уничтожение представителей этнических и социальных групп в период существования нацистской Германии.
Этот день был выбран не случайно. Именно 27 января 1945-го войска 60-й армии под командованием маршала Ивана Конева освободили первый и самый большой из гитлеровских концлагерей — Аушвиц (Освенцим), расположенный на территории Польши — в 60 км от Кракова. В период с 1941 по 1945 год здесь было уничтожено, согласно обнародованным данным, свыше 1,4 млн узников. Около 1,1 млн из них — евреи.
Однако некоторые историки утверждают, что жертв было значительно больше.
Мария Исаченко, «Гарт» №4 (3016) от 21 января 2021
Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш
Telegram.
Теги: еврейское_кладбище, Исаченко, Гарт