Многодетная семья живёт в доме без отопления
Недавнее похолодание наступило сразу после жары, поэтому гораздо ощутимее.
В доме, в котором живёт семья Ярины Смаглюк (в Соснице), включены бытовые масляные радиаторы. Так спасаются от холода начиная с нынешнего марта, когда жильё отключили от газоснабжения.
Ярине — 37. Одна воспитывает шестерых детей. Рассказывает: рано вышла замуж — едва исполнилось 17. Столько сейчас её старшему сыну Саше, который уже учится на газосварщика в Чернигове. Алина, она на 2 года младше брата, — на повара в Соснице.
Вика — в 8-м классе, Денис пошёл в первый, пятилетняя Юля и самая маленькая в семье Иринка (ей 3 с половиной) пока в детском саду.
Дети у Ярины от трёх браков. Первый её муж умер. Со вторым не сложилось. Говорит, что только с третьим узнала, какое оно — женское счастье.
— Николай был старше на 8 лет. Очень меня любил. Я раньше думала, что такие чувства только в кино бывают.
Пошёл на троих детей. Заботился о них как родной. Жаль, прожили мы с ним всего 5 с половиной лет. 4 сентября 2017-го всё оборвалось.
В тот день муж свёл счёты с жизнью. Почему повесился, у Ярины ответа нет:
— У нас всё было хорошо. Могу предположить только одно: Коле кто-то обо мне насплетничал. А он не стал разбираться. За всё ему благодарна, а за это сержусь. Мы же с ним о будущем мечтали, детей рожали. А он взял и оставил нас одних. Иринке было тогда всего полтора годика. Она отца совсем не помнит...
Владельцем дома, в котором живут, согласно документам является покойный муж Ярины Николай Смаглюк. Договор на газоснабжение заключён также с ним. С заявлением на переоформление договора на своё имя Ярина не обращалась. Платила когда могла и сколько могла.
Потому что из доходов у них — лишь её минималка (работает уборщицей на фабрике женского белья), копеечные алименты на Алину и Вику (их отец получает только пособие по инвалидности) и пенсии по потере кормильца. Одна назначена трём младшим, другая — Саше.
Ещё у них есть корова и огород.
— 21 сотка, половина — под картофелем. Овощей и молочного не покупаем, но денег всё равно не хватает, — вздыхает многодетная мама. — Детей надо одеть-обуть. А всё такое дорогое.
Старших — выучить. Алина в этом году окончила 9-й класс. Хотела поступать в медучилище. Это была её мечта. А пришлось идти учиться на повара. Дочка плакала, обижалась. Мне очень жаль, но другого выхода не было. Двух студентов сразу я не потянула бы, несмотря на то что Саша уже на третьем курсе. Он хочет попутно и на водителя выучиться, получить права. Снова траты. Но это надо. Тем более что в училище обойдётся дешевле, чем потом в автошколе.
Сын живет в Чернигове, а большой город деньги любит. Надо и на мелкие расходы дать, и на дорогу, и в сумку что-то положить. Для этого хотелось бы своё хозяйство завести, но никак не получается. За один только газ за год набежало около 14 тыс. грн.
Задолжала больше половины этой суммы. Платить должна была по максимуму, потому что субсидии не было — в доме зарегистрированы только трое младших детей: Денис, Юля и Ира.
— Этой зимой за отопление не рассчитывалась совсем, потому что надо было спасать маму. Отца нет уже 5 лет.
Раньше она не хотела ходить к врачам. Говорила: пусть деньги лучше деткам будут. Обратилась, когда уже трудно было терпеть. Как оказалось — поздно. Ей уже ничем нельзя было помочь.
Потом похороны, поминки... Еле сводили концы с концами.
Мама Ярины умерла в фервапе. Газ отключили в марте — ещё стояли холода. Это возмутило многих жителей посёлка. Всем было жаль детей.
— Ничего — выжили, не замёрзли, — говорит Ярина. — Еду готовили на электроплитке и в микроволновке. Весной и летом нормально обходились без газа. Консервацию я закрывала у кумы.
— А зимовать как теперь?
— Пока будем греться от электрики. А когда начнут приходить выплаты, рассчитаюсь за газ (часть долга уже погасила), заплачу за подключение.
Выплаты (социальную помощь, которую государство даёт малообеспеченным семьям) она получит только в октябре, потому что, как объяснили в местном управлении социальной защиты, вовремя не подала нужных справок.
— Переходить на дрова не будете?
— Этот вариант отпадает. Потому что нужно переделывать печку, а такой ремонт в семейный бюджетне вписывается.
Поэтому у них вся надежда на элетрообогреватели. Только бы проводка выдержала.
— Перезимуем. Главное — есть крыша над головой. Хотя надолго ли она — не знаю. Ещё предстоят суды с родственниками мужа. Они не хотят, чтобы я жила в этом доме — думают, что Николай пошёл на смерть из-за меня.
Многие считают, что в сложившейся ситуации виновата сама Ярина.
— Я лично не раз приглашала её прийти, чтобы собрать необходимые документы на получение социальной помощи, но Ярина постоянно откладывала на потом, — отмечает секретарь поселкового совета Светлана Пастушенко.
— В управление социальной защиты эта многодетная мать обратилась только в начале нынешнего года. В первом полугодии она получала по 7 тыс. грн ежемесячно. На второе полугодие размер социальной помощи ещё не рассчитали (разговариваем 19 сентября. — Авт.), потому что документы Ярина Леонидовна принесла всего несколько дней назад (а должна была до конца июля). Предварительно можно только сказать, что помоць будет не меньше предыдущей, — добавляет заведующая отделом социальной помощи Сосницкого управления соцзащиты Татьяна Супрун.
Получается, после смерти мужа Ярина больше года не пользовалась своим законным правом на получение помощи от государства. Потеряла деньги, за которые можно было не только подключить газ, но и заплатить за отопление на несколько лет вперёд. Почему так пп-лучилось, объясняет стрессом после потери близких людей, проблемами, которые потом навалились, постоянной занятостью: дети, работа, огород, корова, консервация...
Анна Ефименко, «Гарт» №39 (2947) от 26 сентября 2019
Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш
Telegram.
Теги: многодетная семья, отопление, Ярины Смаглюк, Сосница, Ефименко, Гарт