Мобильная версия сайта Главная страница » Новости » Місто і регіон » Экспертно-криминалистическая «кухня»

Экспертно-криминалистическая «кухня»

Трудно найти телесериал, в котором не было бы криминальной линии. И это неудивительно — она добавляет сюжету эмоционального напряжения, динамичности. На экранах мы видим оперативников, следователей, а вот экспертов-криминалистов нам почти не показывают. Хотя без них не обходится раскрытие ни одного преступления. Почему мы вспомнили об этом сегодня? Потому что именно сегодня, 20 июня, празднует 19-ю годовщину Черниговский научно-исследовательский экспертно-криминалистический центр МВД Украины.



«СИНТЕТИЧЕСКИХ НАРКОТИКОВ СТАЛО БОЛЬШЕ»

На пороге центра меня приветливо встретила эксперт Маргарита Гарига. Она и провела меня по всем основным подразделениям заведения. Начали с одного из наибольших — отдела исследований материалов, веществ и изделий.

— В нашем отделе 2 сектора - сектор исследований наркотических средств и сектор физико-химических исследований. Первый занимается исследованием наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов и прекурсоров (веществ, используемых для изготовления наркотиков. — Авт.), сильнодействующих и ядовитых лекарственных средств. Второй сектор имеет более широкий спектр - он исследует лакокрасочные, горюче-смазочные материалы, взрывоопасные и специальные химические вещества (например, люминесцентные красители), спиртосодержащие смеси, микроволокна, которые остаются на вещах, — рассказывает заведующий отделом Сергей Семененко. - Основная масса экспертиз - это наркотики. За последние несколько лет увеличилось количество синтетических наркотиков — амфетамина, ме-тамфетамина, метадона. Каннабис. или марихуана. — традиционно самый популярный вид наркотиков в нашем регионе, но сейчас идет тенденция к уменьшению его употребления. Такие наркотики, как героин. кокаин. МИМА, попадают к нам очень редко, всего несколько раз в году. А однажды сотрудники СБУ привезли на экспертизу более 50 килограммов изъятого на границе с Россией гашиша, стоимостью около 10 миллионов гривен. Это рекордная партия наркотиков, с которой Рам приходилось работать.

Среди сильнодействующих и ядовитых лекарственных средств чаще всего в отдел поступает димедрол.

— Его твердая форма (таблетки) в Украине запрещена, а раствор для инъекций свободно продается в аптеках. Этим некоторые умельцы и пользуются, готовя из раствора наркотик. Склофелином, который тоже достаточно популярен, ситуация диаметрально противоположная - таблетки продают, а жидкость запрещена. А вот ртуть и цианистый калий мы не исследуем, так как нет соответствующих специалистов и оборудования. Также хочется отметить, что после 2014 года значительно возросло количество экспертиз с взрывоопасными веществами. Чаще всего исследуем порох и тротил. Очень редко — гексоген (пластид), октоген.

Проводятся исследования на дорогостоящей технике — двух газовых хроматографах (они позволяют разделить смеси на простые компоненты), УФ-спектрофотометре (используется для детального изучения конкретного вещества, в основном это лекарственные препараты без каких-либо примесей), фотоэлектроколориметре (для исследования спиртов), анализаторе влажности, разноклассовых весах (есть даже такие, которые показывают 5 цифр после запятой).

- Хроматограф стоит несколько миллионов гривен, — говорит заведующий сектором физико-химических исследований Евгений Каплун. — Принцип его действия таков: подготовленный исследуемый материал помещается в виалу (стеклянный флакон. — Авт.), а дальше все происходит автоматически - шприцем из емкости берется проба, затем вводится в инжектор с помощью автосамплера, который подает эту пробу в специальную колонку. Она продувается гелием, после чего вещество выходит из колонки в детектор, где сжигается в среде ионизированного пламени. Образуются различные потенциалы, которые регистрируются и отображаются на мониторе в виде хроматограммы (специального графика,), которая обрабатывается при помощи специальных компьютерных баз данных. Работать хроматограф может в автоматическом режиме сутками, неделями. Ему только расходный материал подавай.

В среднем один образец исследуется полчаса. Точность установки вещества хроматографом -примерно 90%. Но мы исследуем не только одним методом - выводы делаем на основе комплекса методов.

Наркотики и другие объекты исследования хранятся под надежной охраной в специальном подвальном помещении. Там есть сигнализация, камеры видеонаблюдения.

«МИКРОСКОП И ХОЛОДИЛЬНИК — НАШЕ ВСЕ»

По соседству с отделом исследования материалов, веществ и изделий — обособленный сектор биологических исследований и учета. О нем нам рассказала судебный эксперт сектора Татьяна Шило:

- Наш сектор занимается иммунологическими исследованиями (исследуем кровь, слюну, пот, сперму). В основном приходится сравнивать образцы крови потерпевшего со следами крови на одежде подозреваемого. Но прежде всего мы определяем, действительно ли на одежде следы крови именно человека. Бывает, что на вещах подозреваемого в убийстве имеются пятна бурого цвета, но выясняется, что это следы крови животного, экскременты животных или даже следы ржавчины. В среднем одно исследование длится около недели. В прошлом году нам поступило исследовательских объектов по 153-м уголовным делам. По каждому делу количество объектов разное и колеблется от 1 до 20.

Еще в секторе проводят исследования образцов волос. Правда, такой специалист только один. Это Павел Мазур:

— Сначала устанавливается, является ли волосами материал, который поступает к нам. Затем выясняется, это волос человека или животного. Если он принадлежит животному, то идентифицируется его семейство, род, вид. Если же волос человеческий, то устанавливается, с какой именно части тела. Впрочем, я только недавно получил допуск с правом проведения экспертизы волос, а до этого полгода центр был без специалиста. Правда образцы волос поступают крайне - редко. За прошлый год было проведено лишь одно такое исследование. Поэтому я тоже в основном занимаюсь исследованием образцов крови и других биоматериалов. А вот в практике моей коллеги, которая сейчас в декретном отпуске, был случай, когда исследование волос помогло раскрыть преступление: на нижнем белье изнасилованной женщины был найден волос с лобка подозреваемого, и это послужило доказательством его виновности.

Наиболее же редкие образцы, которые когда-либо попадались экспертам ЧНИЭКЦ, — это шерсть ныне краснокнижного лося (в контексте дел об убийстве браконьерами лосят).

— Все реагенты, которые мы используем для исследования биологических материалов, хранятся в холодильнике и специально оборудованных шкафах. Кровь в жидком состоянии хранится недолго и исключительно в холодильнике, поскольку как только она попадает на экспертизу, ее сразу исследуют и выливают на стерильную марлю. Далее кровь хранится в высушенном состоянии. Холодильник и микроскоп — наши самые необходимые атрибуты, — добавляет Павел.

ОРУЖИЕ, ДЕНЬГИ, ПОДПИСИ...

Не менее важным в структуре ЧНИЭКЦ является отдел криминалистических видов исследований. В его секторах проводят баллистические (оружие), трассологические (следы), дактилоскопические (отпечатки пальцев), почерковедческие исследования и техническое исследование документов.

— За год мы делаем около 200 экспертиз. Исследуем как холодное оружие (ножи, кастеты, штыки, арбалеты), так и огнестрельное (пистолеты, ружья, револьверы и карабины) по трем основным направлениям: диагностика, идентификация и ситуация, - рассказывает заведующий сектором исследований оружия Виктор Медведев. — Диагностика определяет, относится предмет к огнестрельному или холодному оружию. Идентификация устанавливает, стреляны пули или гильзы из одного и того же оружия или нет. И, наконец, ситуация определяет, с какого расстояния и направления проводился выстрел, место расположения стреляющего. Исследование холодного оружия, кроме размерных характеристик, предусматривает определение, например, угла вхождения, благодаря чему можно приблизительно указать рост преступника. Кроме исследования, ежедневно проводим экспериментальный отстрел оружия, находящегося в собственности граждан. Полученные пули и гильзы вносятся в баллистический учет, который используется при раскрытии преступлений. Так, в начале этого года в Прилуках неизвестный открыл стрельбу в кафе и убежал. Его личность оперативно установили именно с помощью отстрелянной гильзы.

Коллектив в секторе исследований оружия сугубо мужской, а вот почерковеды — все женщины.

— Наш сектор занимается исследованием почерка и подписей, а также проверкой подлинности автомобильных документов, денежных купюр, дипломов и других официальных бумаг с типографскими данными, — говорит заведующий сектором почерковедческих исследований, технического исследования документов и учета Нелли Тимофеева. — Основную часть экспертиз мы выполняем для полиции, реже к нам обращаются из СБУ, фискальной службы и гражданские лица, которые хотят установить подлинность документов исключительно для себя. Например, несколько дней назад пришла женщина, которая занимается созданием ОСМД (объединение совладельцев многоквартирного дома). Кто-то ей не перечислил деньги, но в документах стоит ее подпись, что деньги перечислены.

Проверяем подписи мы совсем не так, как это показывают в кино, где эксперты якобы используют какие-то специальные компьютерные программы. Оборудование мы используем только на первом этапе исследования, чтобы понять, подпись сделана ручкой или просто распечатана. В этом нам помогают регула (устройство, которое имеет различные светофильтры и дает возможность просмотреть подпись в инфракрасных и ультрафиолетовых лучах) и микроскоп. А потом все вручную делаем. Подпись, которую исследуем, мы сравниваем с экспериментальными образцами и ищем комплексы общих признаков и тех, что отличаются.

Среди денежных купюр, говорит Нелли Васильевна, подделывают как украинские гривны, так и доллары и евро. В последнее время купюр мелкого номинала почти не подделывают — не выгодно.

— Сейчас очень мало интересных подделок с точки зрения исследования. В основном те, которые сделаны на лазерных и струйных принтерах. Среди необычных случались «аппликации», когда к одному доллару злоумышленники просто приклеивали распечатанные на принтере нули и успешно этими купюрами рассчитывались.

В Центре есть направления, за которые отвечает всего-навсего один эксперт. Например, идентификацией лиц по признакам внешности занимается только Маргарита Гарига.

- По фотографии или видео можно идентифицировать, действительно ли подозреваемый фигурировал в деле. Исследования делаются по специальным методикам. В основном мы работаем с антропометрическими точками, то есть особенностями внешности. Иногда установить личность удается, даже если человек прикрывал лицо, но остались замеченными другие признаки его внешности. Прошлым летом был случай, когда подозреваемый собирался вылететь из Украины по поддельному паспорту, но был задержан в аэропорту. Нужно было оперативно определить, причастен ли этот человек к преступлению. Именно по признакам внешности это удалось сделать, и подозреваемого таки не выпустили из страны.

«5-6 ТЫСЯЧ ЭКСПЕРТИЗ В ГОД»

Последние 3 года Черниговский НИЭКЦ возглавляет Николай Максименко. С ним мы пообщались уже после ознакомления с работой подразделений центра.



— В следующем году наш Центр будет праздновать 20-летие. С момента его создания и до проведенной в 2015-м году реформы Экспертной службы МВД Украины наши сотрудники были аттестованными сотрудниками милиции и поэтому, кроме проведения судебных экспертиз, принимали участие в следственных действиях, оперативно-разыскных мероприятиях, обеспечивали общественный порядок на массовых гуляньях и т.п. Теперь же, после реформы, нас ничто не отвлекает от прямых профессиональных обязанностей. На сегодня в Центре работает ровно 100 человек (65 мужчин и 35 женщин. — Авт.). Мы выполняем 38 видов экспертиз. Формально это меньше, чем 2 года назад, когда звучала цифра 43 (вида экспертиз. — Авт.). Но это только формально. Дело в том, что изменилась классификация видов исследований, некоторые из них объединили под одним названием. На самом деле мы проводим еще больше исследований, чем раньше. Добавились несколько новых видов экспертиз. В частности, оценочно-строительные, оценочноземельные, фототехнические и психологические. Всего за год выполняем 5-6 тысяч экспертиз. Но останавливаться на достигнутом не собираемся — планируем проводить еще больше различных видов экспертиз. Ведь появляются новые способы совершения преступлений, и мы должны реагировать на них своевременно.

Алексей Прищепа, «Гарт» №25 (2933) от 20 июня 2019

Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш Telegram.

Теги: криминалист, Прищепа, Гарт

Добавить в: