Черниговский Елецкий свято-успенский женский монастырь
Черниговский Елецкий свято-успенский женский монастырь
ИСТОРИЯ МОНАСТЫРЯ ОТ ОСНОВАНИЯ ДО 1917 ГОДА
Их знакомство состоялось еще в Киево-Могилянской коллегии, где в 40-х годах Голятовский учился, а Баранович занимал должность профессора. В 1649 году Голятовский закончил коллегию и, приняв монашеский постриг, поступил в число братии Купятицкого монастыря, настоятелем которого был опять же Лазарь Баранович31. Когда последнего в 1650 году перевели на должность ректора Киево-Могилянской коллегии, он забрал с собою и Голятовского, которому было поручено преподавать спудеям риторику. В 1657 году Лазаря Барановича возвели на Черниговскую архиерейскую кафедру, и Иоанникий занял место ректора знаменитой Киевской коллегии.
В новой должности отец Иоанникий достойно продолжал дела своих предшественников. Он обновил старые и построил новые здания коллегии32, заботился об улучшении быта профессоров и учащихся. По его инициативе начали преподавать "красноречие" на родном языке вместо латыни, что было тогда редким исключением в практике учебных заведений33. В 1659 году Голятовский дебютировал в литературе книгой "Ключ разумения", в конце которой был напечатан трактат "Наука албо способ зложеня казаня" - первый отечественный учебник по гомилетике (наука о составлении проповедей)35.
Вследствие конфликта с блюстителем Киевской митрополии, епископом Мстиславским Мефодием, в 1663 году Иоанникий Голятовский вынужден был удалиться из Киева. В ноябре того же года он присутствовал на торжественном обеде в Белой Церкви, приготовленном коронным канцлером, епископом Пражмовским.
Это было накануне военных действий Польского короля Яна Казимира, который готовился к завоеванию Левобережной Украины. Между Голятовским и королевским проповедником иезуитом Адрианом Пекарским в присутствии гостей произошел любопытный диспут "О церковной иерархии", в котором Голятовский одержал блестящую победу. В 1676 году дискуссия была издана в Новгород-Северском на польском языке под заглавием "Rozmowa biaiocerkiewska"36. Поселившись в 1664 году во Львове, Иоанникий вновь издал "Ключ разумения", а в следующем году тут же напечатал другое свое сочинение - "Небо новое".
Несколько лет Голятовский путешествовал по городам и монастырям в Польско-Литовском государстве, готовил к изданию свою новую книгу "Мессия Правдивый". В 1668 году епископа Мефодия сместили с должности местоблюстителя Киевской митрополии, и игумен Иоанникий вернулся в Киев. Но ректорское место уже было занято Варлаамом Ясинским, и тогда Голятовский отправился в Новгород-Северский, "воздать должную честь и поклон пастырю и отцу своему архиепископу Лазарю Барановичу"37.
До приезда Голятовского на Черниговщину Елецким монастырем, по-видимому, управлял сам Преосвященный Лазарь, о чем свидетельствует такой документ от 6 марта 1667 года: "Я Александр Колтицкий, обыватель шляхетный, уроженый земли черниговской, повета северского, за отпущение грехов возлюбленного брата моего Христофора Колчицкого и моих, отдаю деревню Буянку монастыря черниговского елецкого честного Успения Богоматери ясне в Богу преосвященному господину отцу Лазарю Барановичу епископу черниговскому"38.
Архиепископ Лазарь Баранович, считая Голятовского "мужем умным и церкви святой зело потребным", предложил ему занять должность настоятеля Елецкого монастыря. На Глуховской казацкой раде в марте 1669 года он просил вновь избранного гетмана Демьяна Игнатовича (Многогрешного) утвердить в должности Голятовского, но тот "как-то глухо это принял, даже и другим отцам игуменам не хотел подтвердить царских грамот, откладывая до окончательного мира"39. Очевидно, гетман не особенно благоволил тогда Голятовскому, который был в хороших отношениях с духовенством Правобережной Украины, поддерживавшим Петра Дорошенко, соперника Многогрешного. Но Баранович настоял на своем, и в день престольного праздника в Спасском Новгород-Северском монастыре 6 августа 1669 года Иоанникий был возведен в сан архимандрита Елецкой обители. В пастырской благословенной грамоте новопосвященному архимандриту Преосвященный писал: "Как пастырь архиепископии Черниговской, видя крайнее запустение знаменитого монастыря архимандрии Черниговской Елецкой, издревле пользовавшегося благотворениями великих благочестивых князей русских, скорбя душею о разорении каменной церкви Успения Пречистой Госпожи Богородицы, мы подвигнулись ревностью по дому Пресвятой Богородицы. Призвав на помощь Господа и Пречистую Деву, решились под державою православного монарха царя Алексея Михайловича поднять из развалин обитель, дать ей способного архимандрита - строителя. На эту высокую архимандричью степень избрали мы отличного и способного к Божией службе, опытного в науках Священного Писания, искусного в жизни иноческой, почтенного человека, господина отца Иоанникия Голятовского, бывшего ректором и игуменом Киево-Братского монастыря. С соизволения высокопочтенного господина Демьяна Игнатовича, гетмана запорожских войск царского величества, и других особ духовного и светского сословия, по архиерейской власти, данной нам высочайшим Архиереем Христом Спасителем нашим, и по чину Св. апостольской Церкви, мы возвели и посвятили его на степень. Вместе с тем ему, как законному архимандриту Черниговскому, вручили в полное распоряжение древний Елецкий монастырь с имениями - селом Авдеевкою и селом Горбовым и принадлежностями их, землями, полями, сенокосами, озерами и перевозом Авдеевским на реке Десне. Да будет он верным строителем, правителем и начальником помянутого монастыря архимандрии Черниговской. Да имеет усердное попечение о строении и украшении его. Да процветает под его ревностным управлением пустынное то место, как крин красный во славу Господа Бога, славимого в Троице и в похвалу Пречистой Госпожи Богородицы. Каждый из православных, духовного и светского чина, зная о сем нашем изволении и свидетельстве, должен признавать господина отца превелебного Иоанникия Голятовского архимандритом Черниговским и отдавать ему должное уважение, а монахи, желающие жить в том монастыре, да повинуются ему с любовию, как отцу, для благословения Божия и нашего архиерейского. Для полного уверения приказали мы выдать ему сию грамоту с печатию архиепископскою и надписью руки нашей. Писано в монастыре Всемилостивого Спаса Новгородсеверском, 6 августа 1669 года"40. Вскоре Демьян Игнатович выдал несколько универсалов на имя новоназначенного настоятеля Елецкой обители. Вначале гетман утвердил за монастырем "давние его владения" - села Горбов и Авдеевку, "с перевозами и со всякими угодьями". Универсалом от 25 апреля 1670 года, "для помноженя хвали Божей и рестоврованя монастира Елецкого", ему во владение отдавался "перевоз на реце Десне против хутора Онисова под Черниговом, так же и озеро названное Богородичное межи Серединкою и межи Ладинкою за Слабином зостаючое". Третьим универсалом гетман "конфирмовал (утвердил) отцу Иоанникию Голятовскому с братиею село Серединку". Наконец, четвертым универсалом Демьян Игнатович снова конфирмовал отцу архимандриту и братии его "село Надиновку с грунтами, лесами, полями, озерами, ставами и другими угодьями"41. Чтобы упрочить положение новопоставленного архимандрита, Лазарь Баранович ходатайствовал за И.Голятовского в Москве. В письме к царю Алексею Михайловичу Преосвященный подчеркивал, что "многие светские и духовные лица, и даже сам гетман (!?) просят его, архиепископа, посвятить Голятовского в архимандрита"42. Царь выразил согласие и прислал Голятовскому соболей на 100 рублей за подаренные ему экземпляры "Мессии". Архимандрит Иоанникий Голятовский оставил заметный след в истории Черниговского Елецкого монастыря. Назначенный его настоятелем, этот великий труженик и строитель усердно принялся за восстановление разрушенной святыни. 24 июня 1669 года, еще до официального посвящения Голятовского в Елецкого архимандрита, Лазарь Баранович писал ему из Новгород-Северского: "Озаботьтесь ваша пречестность весь камень, который около Пресвятой Девы Елецкой, прибрать с места, и утвердите на камени там прочно, чтоб и врата адовы не одолели Ей. Все, что вы ни сделаете во славу Пресвятой Девы при своей архимандрии, все это послужит вам в воздаяние и в славу"43. Уже в августе 1670 года, в день Успения Божией Матери, соборный храм монастыря был вновь освящен. По выражению самого Голятовского, до того жили в этой церкви "неразумные зверята, и птахи гнезда себе чинили. Теперь же в ней обитает Сын Человеческий". Завершив первоначальную отделку Успенской церкви, Голятовский нуждался в средствах на дальнейшую ее реставрацию и ремонт других строений монастыря, о чем часто жаловался Л. Барановичу. "Ты жалуешся, что тебе не откуда взять гроша и даже шеляга. О деньгах у тебя всегдашняя забота. Но, находясь под державою государя, надобно иначе выражаться, и стараться о копейках, а не шелягах", - отвечал ему премудрый архиепископ44. Вскоре по совету и наставлению Преосвященного Лазаря, отец Иоанникий, заручившись письмами Многогрешного и Барановича, "на 16 подводах и в сопровождении довольно значительной свиты" отправился в Москву. Прибыв в Российскую столицу, Иоанникий Голятовский 3 октября 1670 года был на приеме у государя, и "правил благословение" от Лазаря Барановича. Голятовский поднес Алексею Михайловичу экземпляр своего сочинения "Мессия Правдивый" и при этом произнес патетическую речь, которая царю очень понравилась. Он повелел взять ее у оратора "на письме" и переплести рукопись в роскошный переплет. За поднесенный от "обители Елецкой Божией Матери" дар - "Мессию", архимандрит Иоанникий просил щедрой милостыни своему монастырю, убеждал государя подражать в милосердии Юстиниану Великому, создавшему храм Св.Софии, и Владимиру Святому, построившему Десятинную церковь, и восстановить Черниговский Елецкий монастырь, разоренный еще "зверообразным Батыем, врагом Креста Господня". Почти все просьбы Голятовского в Москве были исполнены45.
Вернувшись в Чернигов, ревностный слуга Божий продолжил восстановление монастыря. В 1670 - 1674 годах вокруг Успенской церкви был убран щебень от разрушенных куполов, исправлены фрамуги под хорами и столбы между окнами в большом куполе, восстановлены большой и малые купола. Большую помощь в строительстве Елецкого монастыря оказывали Черниговские полковники и прочие казацкие старшины. По свидетельству Голятовского первым начал поднимать разрушенную святыню Черниговский полковник Иоанн Аврамович. Самым усердным помощником о. Иоанникию был Черниговский полковник, затем генеральный обозный, Василий Дунин-Борковский. На его средства в Елецком монастыре были построены: Петро-Павловская церковь с трапезой, братские келий, каменная монастырская ограда. Кроме того, он подарил обители села и мельницы, обогатил ризницу. В обители долго сохранялось Евангелие с надписью: "Сие Евангелие власным коштом своим и накладом уроженный его милость пан Василий Дунин-Борковский, полковник Черниговский, так оздобле оправивши надал за отпущение грехов своих до обители Елецкой, року 1685 ноября 3 дня".
Много помогал Елецкой обители гетман Иван Самойлович (1672 - 1687), которому Голятовский, как "фундаторове своему и добродиеви ласкавому", посвятил свою "Скарбницу". Универсалом от 22 июня 1672 года гетман утвердил за монастырем села Авдеевку, Надиновку, Серединку, Анисов, Горбов и все ранее принадлежавшие ему угодья. Новый гетман Иван Мазепа в декабре 1687 года тоже выдал обители подтвердительный универсал46.
О благоустройстве Елецкого монастыря заботились также жители Чернигова и Черниговского полка, имена которых были внесены в монастырский синодик: "Пан Колчицкий надал в монастырь Елецкий село свое Буянку в сотне Ройской", "Максим Уласенко, казак Черниговский, надал грунта пахотные, лежачие под Черниговом", "Пан Иерофей Конвисар, бурмистр Черниговский, дарил утварь церковную". В монастыре долго сохранялся пожертвованный Конвисаром оловянный потир весом 4 фунта с резной надписью: "Сию чашу подарил раб Божий Ерош Конвисар року 1685"47.
Царица Небесная, Которой в слезах молился Иоанникий Голятовский, посылала благословение на его труды. Так как древний чудотворный образ Елецкой Божией Матери был утрачен, то великая радость была для настоятеля и всей братии, когда 11 января 1676 года монастырю подарили новую икону Богородицы. Архимандрит Иоанникий в своей "Скарбнице" так описывает это событие: "Образ Пресвятой Богородицы з Великой России, з места Владимира, Никита Феодорович Козел и брат его меньший Матфей Феодорович Козел року 1676, месяца генваря, привезли до Чернигова на ярмарок под час Богоявления святого, который образ у них купивши Константин Константинович Мезопета отдал в Чернигове месяца того ж генваря 11 дня до церкви Богородицы Елецкой".