Мобильная версия сайта Главная страница » Для туриста » Книги о Чернигове » Черниговский Елецкий свято-успенский женский монастырь

Черниговский Елецкий свято-успенский женский монастырь

Черниговский Елецкий свято-успенский женский монастырь First Previous Next Last

Черниговский Елецкий свято-успенский женский монастырь

ИСТОРИЯ МОНАСТЫРЯ ОТ ОСНОВАНИЯ ДО 1917 ГОДА

Скарбница И. Голятовского.Новгород-Северский,, 1676. Титульный лист.
    Помимо напряженной административно-хозяйственной деятельности Иоанникий Голятовский продолжал занятия научно-литературными трудами. Черниговский период для него в этом смысле был самым плодотворным, можно сказать, в Чернигове Голятовский достиг своего творческого расцвета. Здесь он написал и издал большую часть своих произведений. Первой же книгой, написанной им в Чернигове и изданной в Новгород-Северской типографии Л. Барановича, была именно "Скарбница". Эта замечательная книга состоит из довольно объемного предисловия, тридцати двух глав-чудес и "придатка".
    Написана она украинским языком XVII века с обилием полонизмов. Красной нитью в книге проходит идея покровительства Богородицы над святой Елецкой обителью, о чем свидетельствуют многочисленные чудеса, описанные Голятовским.
    В то же время "Скарбница" является по сути первым историческим описанием Елецкого монастыря.
    Составляя свой труд, Голятовский использовал не дошедший до нас синодик Елецкого монастыря, известия древних летописей, работы польских хронистов, "Синопсис" И. Гизеля и др.
    Охотно записывались также свидетельства черниговских старожилов, предания и легенды, связанные с историей Елецкого монастыря. Автор "Скарбницы" даже посылал "на Москву честного иеромонаха Сильвестра Хмелевича и з ним диакона Геннадия пытатися о Богородице Елецкой, почему так называется".
    Ими в Москве были собраны сведения о монастыре, в том числе предания, которые хранили князья Одоевские и Воротинские, потомки Черниговского князя Святослава Ярославича Голятовским отображены события не только из истории Черниговщины, но и всей Украины.
    Книга изобилует интересными эпизодами из жизни населения Черниговского края 60 - 70-х годов XVII века.
    Сам автор возвышенно заключает в конце книги: "Чернигове, столичное место на Северщине, можеш пред иншими в России мистами тым хвалиться, же близко Чернигова знайденый ест образ Пресвятой Богородици, променями светлыми полыскуючий на дереве еловом, потому и Церков, збудованая на мейсцу том, Богородица Елецкая называется. А тая Богородица Елецкая ест скарбница, которая людем розмаитым дает скарбы розмаитыи".
    Этот труд Иоанникия Голятовского действительно является "скарбницею" (сокровищем).
    Всякий, кто хочет знать историю своего народа, с интересом будет переворачивать страницы этой замечательной книги. Для верующего же человека в "Скарбнице" найдется и назидание, и духовное подкрепление.
    Вот только несколько чудесных случаев из книги архимандрита Иоанникия Толятовского:
    Заболел инок Елецкого монастыря Серапион Нежник. Через открытое окно келий в полночь ему являлись привидения и слышались голоса: "Згубимо его, нехай юж больше на свити не живет". Затем он видел молниеносный свет в церкви, и слышал исходящий оттуда голос: "Христе Сыну и Боже мой, змилуйся над ним, не трать его, гды ж не маш в монастыру архимандриты, слуги Моего, в далекую дорогу одъихал". (Архимандрит Иоанникий в это время находился в Москве). Инок Серапион, пребывая в великом страхе и опасаясь внезапной смерти, просил иеромонаха Гервасия причастить его Св. Тайн. Когда к нему из храма была несена Св. Чаша, привидения расступились, а после причащения вовсе исчезли. И опять Серапион услышал голос, обращенный к нему: "Христос и Матерь Христова тебе уздоровляют". После этого инок полностью выздоровел.
    Другое чудо произошло с уроженцем Чернигова Григорием Трофимовичем. Обучаясь в Киево-Могилянском коллегиуме, он тяжело заболел и дал обещание принять монашество. Но, вернувшись в Чернигов, в Ильинском монастыре на молитве решил от своего обещания отказаться. "Але ему на тых мист рука была скорчена так, же ей не могл жадною мирою од себе одхилити и роспростерти". Тогда он снова пообещал стать иноком Елецкого монастыря, "и зараз рука его роспростерла". Во исполнение этого обета он вступил в число братии Елецкого монастыря и был пострижен в монашество с именем Гедеон. Инок Угорницкого монастыря Парфений сошел с ума, и 5 августа 1673 года нагим явился в Елецкий монастырь. Архимандрит "казал его поймати и коптулю (рубаху) на него вложити и до себе припровадити". Перед настоятелем, всей братией и многими светскими людьми бесноватый "волаючи спевал и скакал и очи выворачал". А когда его отвели в монастырскую тюрьму, "там замкненыи зараз кошулю з себе зкинул и почал о двери бити головою так моцно, же аж грмот было чути по всем монастыру". Тогда архимандрит велел всей братии усердно молиться о здравии болящего Парфения и отслужить Божией Матери молебный канон (Параклис). После молебна больной перестал кричать, а когда была отслужена вечерня и повечерие, инок "до розуму пришол и оздоровил". Несколько дней он трудился в монастыре, исполняя различные послушания.
    Служащий польского войска Юрий Облочинский, католического вероисповедания, был поражен падучей болезнью. Он падал на землю и бился, испуская пену, некоторое время лежал как мертвый, после чего приходил в сознание. Автор "Скарбницы" объясняет, что падучая болезнь случается с человеком в наказание, от болтливости, пьянства или от испуга. Одержимый обратился с молитвой об исцелении к Пресвятой Богородице Елецкой. В 1676 году Облочинский пришел в Елецкий монастырь, признал православную веру истинной и сознался в том, что по силе этой веры он исцелился от падучей болезни.
    Жена черниговского мещанина Константина Гликерия Алексеевна обратилась к Божией Матери Елецкой с молитвой о даровании ей потомства и "обицала Пресвятой Богородици таляров десять дати на потребу церковную". Вскоре она родила сына, а затем дочь, но о своем обещании забыла. Во время тяжелой болезни женщине было видение: видит она в Елецкой церкви Пресвятую Богородицу с зажженной свечой в правой руке и с ней какой-то старец, который грозно спрашивает Гликерию: "Чему сь тое занехала и легце соби важиш? Чему не даеш обитници, которую Пресвятой Богородици обицала?" Такое видение было Гликерии дважды, а в третий раз Божия Матерь со свечой пришла к ней в дом, и старец снова пригрозил: "Чему Пресвятой Богородици не даеш обитницы своей?" Гликерия со страхом кланялась и говорила: "Оддам, пане, оддам". Когда она рассказала об этом своему мужу, он соорудил в Елецкой церкви дорогой образ Спасителя в резной раме. После того Гликерии было еще одно видение: казалось ей, что она была в Елецкой церкви, где через отверстые Царские врата видела Пресвятую Богородицу, сидящую в алтаре. Около Нее был диакон и два отрока. Матерь Божия позвала Гликерию: "Невисто, ходи сюды". Женщина ответила: "Не годна там я ити, бо естем гришница". Однако по повелению Царицы Небесной она подошла к алтарю, где Богоматерь дала Гликерии поцеловать Свою руку и сказала: "Невисто, иди стань в церкви знову на мисцу том, на котором еси стояла". В то же мгновение, как Гликерия пошла, видение кончилось.
    Голятовский описывает другие чудеса Елецкой Божией Матери. Так, по молитве к Ней исцелились от умопомешательства в мае 1672 года черниговский кузнец Федор Семенович Рогач, 4 мая 1675 года - черниговский казак Петр Моисеевич, в мае 1675 года в с. Выблях Роман Гапиненко; в сентябре 1674 года Демьян Афанасович из г. Погар исцелился от болезни желудка и , многое др.
    Появившаяся в 1676 году "Скарбница" была переиздана лишь один раз48 и сегодня является библиографической редкостью. Тогда же, в 1676 году, был издан польский вариант "Скарбницы", который имел название "Scarb pochwaiy"49. Эта книга, в сравнении с украинским оригиналом, гораздо меньшая по объему, и ее издание считается дефектным50. . В 1680-е годы Иоанникий Голятовский, пожалуй, был самым опытным и заслуженным церковным деятелем в Черниговской епархии. Есть основание думать, что именно его готовил в свои преемники Лазарь Баранович51. Но Промыслом Божим не довелось Иоанникию Голятовскому достичь архиерейства. Усердный труженик, "пожив богоугодно, преставися в старости глубокой, в 1688 году месяца ианнуария 2 дня, положен есть в храме Успения Пресвятой Богородицы, под формою своею. Сия четши, глаголи: сотвори ему Господи вечную память". Так было записано о его кончине в Елецком синодике. Архимандрит Иоанникий был погребен в том самом храме Пресвятой Богородицы, на восстановление которого потратил много сил и энергии.