Мобильная версия сайта Главная страница » Для туриста » Книги о Чернигове » Черниговский Елецкий свято-успенский женский монастырь

Черниговский Елецкий свято-успенский женский монастырь

Черниговский Елецкий свято-успенский женский монастырь First Previous Next Last

Черниговский Елецкий свято-успенский женский монастырь

ИСТОРИЯ МОНАСТЫРЯ ОТ ОСНОВАНИЯ ДО 1917 ГОДА


    После присоединения в 1569 году Великого княжества Литовского (состоявшего большей частью из белорусских и украинских земель) к Польскому королевству образовалась Речь Посполитая, которая повела более агрессивную политику против Московского государства. Очередная вспышка военных действий между соседями последовала в конце 1570-х годов. И хотя Польскому королю Стефану Баторию удалось отвоевать у Московского царя Ивана Грозного значительные территории, Чернигов на этот раз выстоял. Глубокой осенью 1579 года Киевский воевода князь Константин Острожский с сыном Янушем и князь Михаил Вишневецкий во главе польского войска переправились через Днепр и осадили замок Черниговский18. "Але Москва им преважно боронилася, - пишет Голятовский, - поэтому спаливши само мисто Черниговское, загоны по всей земле Северской аж до Стародуба и Почепа роспустили, а потом с большой добычей додому вернулись". Заметим, что загородный Елецкий монастырь находился за чертой основных оборонительных сооружений и был легкой добычей для нападавших19.
    Отношения между соседями и давними соперниками - Польшей и Россией окончательно испортились в первое десятилетие XVII века, с наступлением в последней так называемого смутного времени. Не все благополучно было и в Речи Посполитой. В это же время завязывался кровавый конфликт между правительством и украинским казачеством, обострению которого способствовало само Польское государство. В 1596 году в Бресте состоялся церковный собор, провозгласивший унию Православной Церкви с Ватиканом. Уния не только признавалась королем и правительством, но униатская церковь, наряду с католической, объявлялась "законной" конфессией на территории Речи Посполитой, тогда как православные были поставлены вне закона. Несмотря на то, что Киевский митрополит и большая часть епископов перешли в унию, основная масса населения (в том числе некоторые украинские магнаты и бояре) сохраняли верность Православию. В результате вместо объединения получился раскол, еще более обостривший внутренний конфликт.
    В смутное время Московского царства по Северской земле вновь прокатилась разрушительная волна военных действий. Приближение "царя и великого князя Дмитрия Ивановича" осенью 1604 года к Чернигову вызвало колебание в гарнизоне, часть которого по приказу Черниговского воеводы Татева вначале все же оказала сопротивление осаждающим Однако большинство стрельцов вместе с горожанами перешли на сторону самозванца, связали и выдали ему воеводу20. Казаки, подошедшие к Чернигову раньше основных сил Лжедмитрия, бросились на посад и опустошили его. Но потом принуждены были отдать добычу "царю", хотя и не всю21.
    Наконец, в 1610 году польская рать под командованием киевского подкомория Самуила Горностая превратила Чернигов в груду развалин и пепла22. Голятовский описывает подробности этого трагического для Чернигова и Елецкого монастыря события. "Люди московские, вышовши з Чернигова, рыбу на репе Белоусе ловили, бо придуха была. Горностай, региментар польского войска, стоявший в селе Пакуле, узнав об этом, фортелем (хитростью) в накрытых возах вместо рыбы вночи до Чернигова польское войско впровадил. Московские сторожа в браме когда пытали "кто идет", ответил з Горностаевой стороны человек, по-московски мовячи: "Свои люди, рыбу з Белоуса веземо". Чуючи то, сторожа отворили браму, и в той час з Черниговского замку московское войско уступило, и Чернигов Горностаем спаленый был и в течении многих лет пустый оставался. И того часу згорел монастыр Елецкий". От сильного пожара обрушились купола Успенской церкви; главный купол упал с таким грохотом, что "по всем Чернигове люди чули". Висевший на двух столбах великий монастырский колокол поляки хотели увезти в Любеч, "але взяти мнозтву людей не дался, з мисца не могли жадною мирою того звона порушити". Только через двенадцать лет после страшного разрушения люди начали собираться и заново отстраивать Чернигов.
    В 1618 году, согласно договору, заключенному между Речью Посполитой и Московским царством, Чернигов отошел к Польше. А в 1635 году было образовано Черниговское воеводство и введены польские учреждения. Около 1625 года была образована униатская архиеиископия под названием Смоленская и Черниговская. Первым ее архиепископом стал ярый униат Лев Кревза. Его преемник Андрей Квашнин-Золотой, получая королевскую привилегию на архиепископию, "дал присягу, что ему ученить в Смоленску, и в Дорогобуже, и в Чернигове, и в Стародубе всех людей благочестивыя христианския веры в унии, а старую веру греческого благочестия искоренить без остатку". В противодействие униатам православный митрополит Ион Борецкий23 назначил на Черниговскуш кафедру епископа Исайю Копинского, который хоть и совершал поставленив православных священников для епархии однако, в Чернигове не проживал24.
    Польские власти насаждали католицизм и униатство, в результате чего духовенство и монахи многих Черниговских монастырей вынуждены были удалиться в пределы Московского государства25. Елецкой обителью владели униаты, но практически она пустовала и оставалась разрушенной. Голятовский называет трех Елецких униатских архимандритов - Кирилла Ставровецкого, Мариана Оранского и Иосифа Мещерина. Вслед за автором "Скарбницы" и другие исследователи причисляли их к униатам, хотя и не бесспорно26.
    Назначение Кирилла Транквиллиона-Ставровецкого Елецким архимандритом в 1626 году было связано, как считают, с переходом его в унию. В 1628 году некий капитан Куновский писал: "Сто уволок* взяты ревизором в границах городских на духовенство римского и русского богослужения. Из числа 100 уволок, по силе привилегии королевича (Владислава IV), 15 уволок на речке Киянке я отдал во владение отцу Ставровецкому"27. Королевской грамотой за Елецким монастырем были утверждены села Авдеевка и Горбов. Из протеста Транквиллиона в Черниговском замковом уряде от: 29 января 1635 года видно, что Елецкому монастырю принадлежали также два озера, Галин и Святое. Эти озера архимандрит сдавал в аренду Черниговскому бурмистру пану Асалаю.
    * Волока = 21,4 га.

Лазарь (Баранович), архиепископ Черниговский
    В 1633 году Владислав IV назначил коадъютором Елецкого монастыря Иеремию Ставровецкого, как считают, сына Кирилла28. Королевской грамотой от 3 марта 1643 года уже в качестве коадъютора был назначен монах ордена василиан Иларион Колковский с правом занять архимандрию после того, как она сделается вакантною. В 1646 году в типографии Елецкого монастыря была напечатана книга архимандрита Кирилла "Перло многоценное". По замечанию Филарета Гумилевского, к тому времени Ставровецкого уже вытеснили из обители, и он печатал свою книгу в переносной типографии "в маетности монастырской"29. В "Перле многоценном" Транквиллион заявляет себя уже ревностным католиком, горячо защищает догматы католической Церкви (о filioque, главенстве папы), к которым он сочувственно относился и в ранних своих сочинениях30.
    С началом Освободительной войны под предводительством Богдана Хмельницкого в 1648 году наступила новая эпоха в истории Украины. Летом этого года польская шляхта, католическое и униатское духовенство были изгнаны из Черниговщины. Елецкий монастырь еще в течение почти десяти лет оставался в запустении. Некоторое время здесь жил Черниговский епископ Зосима Прокопович (ок. 1649 - 1653), составивший монастырский синодик, которым впоследствии охотно пользовался Иоанникий Голятовский при написании "Скарбницы". Этот Елецкий синодик сохранялся в монастыре до 20-х годов XIX века, затем пропал бесследно.
    В 1657 году Черниговскую епархию возглавил знаменитый Лазарь Баранович. Благодаря его кипучей деятельности Чернигово-Северщина со второй половины XVII века вновь стала церковно-культурным центром Украины. Мудростью в делах церковных и государственных, отеческой заботой о пастве Преосвященный Лазарь приобрел глубокое уважение современников. Его называли великим светильником Божиим, "святей Православной Церкви много блага соделавша". Поскольку церкви и монастыри Чернигова находились в запустении, вследствие прежней "деятельности" тут католического и униатского духовенства, Лазарь Баранович временно избрал своей резиденцией Новгород-Северский Спасо-Преображенский монастырь. Неутомимыми трудами ревностного архипастыря Черниговская епархия ожила: восстанавливались разрушенные святыни, строились новые церкви и монастыри. Им была устроена славяно-латинская школа в Новгород-Северском, на базе которой, после ее перенесения в Чернигов, был основан коллегиум. В 1674 году Лазарь Баранович на свои средства оборудовал в Новгород-Северском типографию, которую через пять лет перенес в Чернигов. Преосвященный сам был талантливым писателем, много и остро полемизировал в своих трудах с католиками, протестантами и униатами.
    До упразднения патриаршества в России патриарх и митрополиты служили в саккосе, а архиепископы и епископы в фелони. Исключение составляли Черниговские архиереи. Грамотой, подписанной патриархами Православных Церквей - Паисием Александрийским, Макарием Антиохийским и Иоасафом Московским 4 сентября 1667 года, Черниговская епископия была возведена на степень архиепископии и поставлена первою среди других кафедр. Преосвященный Лазарь, возведенный в сан архиепископа, получил право облачаться за богослужением в саккос. Выдающийся иерарх участвовал в Московском соборе 1666 года и уклонился от осуждения патриарха Никона.
    Лазарь Баранович обладал необыкновенными организаторскими способностями. Его стараниями во второй половине XVII века на Черниговщине были собраны лучшие церковно-культурные силы Украины. В 1668 году он зовет к себе хорошо известного ему Иоанникия Голятовского, самого талантливого в то время на Украине писателя-полемиста.