ЧЬЕЙ СЛАВЫ ГОРОД СЕВАСТОПОЛЬ?
24 Мая 2014 11:13
Просмотров: 4002
Метки: севастополь, украинский флот, перекручивание истории, петр І
Метки: севастополь, украинский флот, перекручивание истории, петр І
Вам наверняка попадалась на глаза похожая картинка, цель которой дать понять некоторым из высокомерных россиян, в частности москвичам, что отнюдь не Москва- мать всех русских городов. А Киев еще старше чем Чернигов.
Заводя разговор о Крыме и о Севастополе в частности, многие российские политики, депутаты и разные подобные деятели заявляют о том, что "Исторически Черноморский флот всегда был российским!", а "Севастополь называют городом славы русских моряков."
Часто от первых лиц России можна слышать слова о том, что Украина и Россия - это разделенная нация. Тогда резонный вопрос к этим лицам - Так какая разница к какой ветви одной нации будет принадлежать Крым? Если же украинцы - мерзопакостные чужаки, "жадные и хитрые хохлы", которые "с утра до вечера жрут сало", тогда, конечно, не возбраняется поднимать вопрос об "исконно русском" Крыме, но в таком случае следует оставить демагогию о "едином русском народе" и прекратить "воссоединительные" инициативы. Увы, в загадочной русской душе чудесным образом помещается и то и другое.
Этот анализ "загадочной русской души" провел российско - украинский журналист и историк Владимир Коваленко. Он же в 1992 году искал ответа на вопрос поставленный в заголовке. Результат его исследования однозначный - говоря про исконность русского флота в Крыму россияне либо заблуждаются, либо врут.
К истории российского флота
В СВЯЗИ с известными событиями сегодня очень часто можно услышать фразу.
"Исторически Черноморский флот всегда был российским". Например, военный обозреватель полковник В. Изгаршев пишет в "Правде": "Все флоты Отечества на всех его морях испокон веков были российскими. Так уж сложилось. Не
гетманы и короли спускали на воды эскадры и флотилии, а правители России,начиная от создателя флота российского "господина бомбардира" ПетраВеликого".
В общем, как говорится, Россия - родина флотов.
Не касаясь нынешних флотских проблем, смею заметить: "так уж сложилось" лишь в российской "патриотической" историографии. На самом же деле для украинцев и их предков Черное море всегда было - дом родной, отчего и звали
его "Русьским морем". Не буду углубляться в седую древность и напоминать о киевском князе Олеге, который выводил в море по 88 тысяч человек и, как известно, прибил свой щит на вратах Царьграда...
Возьмем лишь время, непосредственно предшествовавшее Переяславской раде: начало XVII века. Еще нет на свете не только Петра, но и отца его, Алексея Михайловича (род. 1629). Как раз в эти годы после ряда сухопутных походов
украинский гетман Петр Кононович Сагайдачный начинает усиленно строить морской флот. Именно, так сказать, спускать на воды флотилию. Первые ее вылазки относятся к 1612 году. В следующем, 1613 году запорожцы успели
дважды сходить в Черное море и разгромить несколько городов в Крыму. Против козаков была выслана турецким султаном целая эскадра, но козаки сами ночью напади на нее в очаковском порту и разгромили, причем взяли немало турецких чаек и шесть больших галер. В начале весны 1614 года козаки опятьпредприняли морской поход, но его сорвала буря. Тем не менее в том же году козаки снова вышли в Черное море и разгромили гавань и юрод Синоп,
разрушили замок, уничтожили гарнизон, освободили из неволи всех христиан и захватили большую добычу. Султан, узнав об этом, пришел в такой гнев, что приказал казнить великого визиря Насаф-пашу и только по просьбе жены и
добери последнего даровал ему жизнь, хотя и избил буздыганом, то есть большой металлической булавой. В 1615 году козаки вновь вышли в море, подошли к окрестностям самой столицы султана и зажгли пристани Мизивну и
Архиоки. Преследуемые турецкий флотом, козаки направились к устью Дуная, где приняли бой, одержав блестящую победу. Они уничтожили почти все турецкие суда и взяли в плен начальника турецкой эскадры. Эти события так
подействовали на султана, что он отправил против запорожцев двух предводителей - Али-пашу морем и Скиндер-пашу сухим путем. Нимало не испугавшись султана, козаки в начале 1616 года в числе 2000 человек под
водительством Сагайдачного вышли против турок в море, напали на Али-пашу, разбили его наголову, захватим 15 галер и около ста челнов, а его самого заставили бежать. После этого они поплыли к побережью Крыма, взяли штурмом
город Кафу (Феодосию), крупнейший невольничий рынок и вывели из него на свободу несколько тысяч пленников. Оттуда, переплыв поперек Черное море, они дошли до Малой Азии, взяли приступом Синоп и Трапезонт, разбили пашу
Цикалу (родом генуэзца), потопили три больших судна, несколько других взяли с собой и благополучно вернулись домой. Известие о разорении Кафы, Трапезонта проникло далеко за пределы Турции. О нем, например, писал итальянский писатель XVII века Отавио Сапиенция. За сдачу Синопа был казнен великий визирь - Насирпаша (за то, что скрыл этот факт от султана).
Этот перечень можно продолжать очень долго. Упомяну еще только чрезвычайно упорное и кровопролитное морское сражение у западных берегов Черного коря, при Карагмане, в 1625 году, где козацкий флот в 15.000 человек на 300
чайках схватился с флотом турецкого адмирала Редшид-паши (43 большие галеры). Хотя в итоге больше повезло туркам, но это была, что называется. Пиррова победа.
Напомню, что Петр найдет в амбаре английский бот и начнет пускать его поИзмайловскому пруду только через шесть десятков лет.
Успешные боевые действия козаков, возглавляемых Богданом Хмельницким, вынудили Турцию в 1649 году заключить с запорожцами договор о торговле, по которому гарантировались безопасность плавания казацких судов по Черному
морю и выход их через проливы в Средиземное море. (См.: Русские и советские моряки на Средиземном море. М., 1976, с. 29).
Разумеется, при желании можно отыскать хотя бы элементарную информацию о морской истории Украины - например, в Большой Советской Энциклопедии: т.26, с. 540 (статья "Украинская ССР") и т. 22, с. 486 (статья "Сагайдачный"). Но, видимо, следует учесть, в государстве какого типа мы жили. Как совершенно справедливо пишет критик Наталия Иванова в журнале "Огонек" N 35 за 1990 год: "Гордиться позволено было официально - с конца 30-х годов - русским. А украинцам, например, уже нельзя".
И в самом деле, очень популярная до революции книга Д. И. Яворницкого (изображенного Репиным в качестве писаря на картине "Запорожцы") "История запорожских Козаков", откуда я взял большинство примеров, именно в 30-е годы была изъята из библиотек как "националистическая" и до 1990 года ниразу не переиздавалась.
Надо понимать, украинцы совершали черноморские походы не на надувных матрацах. Они ходили в море на чайках - парусно-гребных судах, островатых с носа и кормы и похожих, как пишет историк, "на неаполитанские фелюки или
испанские баркелонги". Каждая чайка вмещала от 50 до 70 человек, имела от четырех до шести небольших пушек. Разумеется, каждый кодак имел личное огнестрельное и холодное оружие на случай абордажа или для битвы "а берегу.
Строили запорожцы и большие корабля. Один из них каждый желающий может увидеть и сегодня на большом морском козацком знамени, которое сохранилось до наших дней и демонстрируется в Государственном Эрмитаже. Это так
называемый трехмачтовый двухдечныи корабль, вмещавший самое меньшее 250 человек команды. Об искусстве украинских моряков говорит и тот факт, что Конон Зотов, автор первой русской книги по технике корабельного управления,
был выпускником Киево-Могилянской академии - в те годы единственного учебного заведения в Восточной Европе, где изучали алгебру, геометрию, тригонометрию, механику, гидростатику, гидравлику, оптику, астрономию,
гидрографию, математическую хронологию. Если Украина (как сейчас кое у кого язык поворачивается говорить) "никогда не была морской державой", то зачембы это ей все перечисленные науки?Разумеется, украинский флот (а Войско Запорожское, как национальная украинская армия, и после присоединения Украины к России просуществовало
еще 121 год, до 1775 года) принимал самое активное участие во всех российско-турецких войнах XVIII века, отличившись при взятии Очакова, Силистрии и т. д.
... И потом, что означает высказывание "исторически Черноморский флот всегда был российским" - с тем подтекстом, что, мол, "не украинским же"? Ведь "российский" означает то же, что недавно означало слово "союзный", то есть принадлежащий всем республикам.
Тысячу раз знающие люди (хотя бы тот же академик М. И. Тихомиров) разъясняли, что словом "российский" обозначается принадлежность к определенному государству, а слово "русский" есть лишь синоним определенной национальности. Увы, эти два понятия частенько "путают". Например, пишут, что Измаил взяли русские войска. Между тем в составе этих войск была ровно половина частей, укомплектованных украинцами. Брали Измаил и белорусские части, и лифляндские, и калмыцкие - не будем забывать, что по первой Всероссийской переписи 1897 года собственно русские составляли в империи лишь 41% населения. Так что, знаете ли... Мне могут возразить, что "так уж сложилось" оттого, что в старину русские и украинцы, моя, считались одним народом - великороссы, малороссы... Такое объяснение будет чистой воды
лукавством, ибо Александр Невский и Дмитрий Донской именуются вовсе не так, как они именовались в старину, при жизни, а именно так, как именуются новгородцы и москвичи сегодня - русские.
Да, с какого-то времени на Черном море появился и российский флот, родоначальником которого, по признанию самого Петра, послужил тот самый английский ботик. Но ведь к этому времени Украина давным-давно входила в
состав России! Поэтому довод "российский, но не украинский" в данном случае не имеет под собой ни малейшего основания.
Или хотят сказать, что Черноморский флот был русский - то есть что служили в нем не украинцы, а русские? И это не так. Служили в нем лица самых разных национальностей, вплоть до греков, испанцев и французов, а подавляющее
большинство составляли как раз именно украинцы. Можно, конечно, залезть в архивы, отыскать списки личного состава, подсчитать и вывести процент (полагаю, украинцы составят 70 - 80), но это, сами понимаете, достаточно
хлопотное занятие. Обратимся к косвенным свидетельствам.
По словам адмирала Корнилова, Севастополь во время знаменитой одиннадцатимесячной обороны 1854 - 1855 годов "держался горстью моряков".(См.:Тарле Е. В. Сочинения. Т. IX.. 1959, с. 126). Ну а кто были эти моряки по
национальности? Участник обороны полковник Виктор Васильчиков в письме своему другу Менкову пишет, что адмирала Нахимова матросы "уже успели переименовать" и зовут "Нахиенко", чтобы "больше походило на матросскую
фамилию". (Тарле... с. 243). Таким образом можно установить и национальный состав большинства участников обороны (украинцы) и даже местность, откуда были взяты рекруты (близлежащие к Крыму южные и восточные регионы Украины,
ибо если бы рекруты были из западных губерний, то Нахимов стал бы "Нахимчук"). Известны многие имена матросов-героев: Иван Димченко, Игнатий Шевченко, Федор Заика, Михаил Мартынюк, 10-летний сын матроса Коля Пищенко
и, конечно, знаменитый Петр Кошка (родом из села Ометинцы ныне Винницкой области).
Вот ведь какой получается "город русской славы"... Скорее уж - "малорусской", то есть украинской!
Хочу, чтобы читатель понял: это не мелкое выяснение "кто славней" по типу "ты меня уважаешь?". Это исключительно серьезный политический вопрос. Московская учительница Е. И. Губанова пишет в "НГ" от 10 января: "Я не
ошибусь, если скажу, что постоянное унижение национального достоинства нерусских национальностей с нашей, русских, стороны - главная причина распада СССР".
Вы не ошиблись, уважаемая москвичка. Всем народам, в том числе и украинцам, надоело сносить бесконечные плевки в лицо, которые я здесь обильно процитировал. За один месяц после референдума украинцы почувствовали себя
людьми больше, чем за все семьдесят лет "союза нерушимого республик свободных". И, понятно, расстаться с независимостью они не захотят. Очень опасно заблуждаются многие неглупые вроде бы люди, утверждая, что
независимость Украины - это затея коммунистической номенклатуры, а простой народ негодует и тянет руки в сторону Москвы: возьмите, мол, нас назад. Почему это опасное заблуждение? Да потому, что "единонеделимщики", чего
доброго, и впрямь попытаются осуществить денякинско-ленинскую идею "сохранения исторического ядра" и будут, вероятно, искренне удивлены, когда весь украинский народ встретит их с ружьями, вилами и популярным лозунгом
"Свобода или смерть!".
... Но вернемся к Черноморскому флоту. Может, цитата из письма Васильчикова кого-то не убедила? Могу продолжить. В 1905 году украинцы матросы Г. Вакуленчук и А. Матюшенко возглавили восстание на броненосце "Потемкин".
Восставшим миноносцем "Свирепый" командовал украинец Иван Сиротенко.
Восстание на крейсере "Очаков" возглавили С. Частник, Н. Антоненко и А.Гладков (лейтенанта Шмидта пригласили командовать крейсером позже).
Всех этих вожаков восставшие демократически избирали. И, конечно, названных украинцев вряд ли избрали бы, если бы они были "белыми воронами", то есть единственными украинцами среди команды, состоящей, к примеру, сплошь из
русских. Нет, конечно. Ясное дело, там было много (или во обще подавляющее большинство) украинцев.
Осмелюсь прелположить, что украинцы доминировали не только на черноморском флоте, но и в российском флоте вообще. Так, восстанием моряков на крейсере "Память Азова" (Балтика, 1906) руководил одессит Арсений коптюх.
Председателем Центробалта в 1917 году был избран Павел дыбенко.
Кронштадтский "мятеж" 1921 года возглавил полтавчанин, старший писарь линкора "Петропавловск" Степан Петриченко (председатель Кронштадского ревкома), а заместителем его был другой украинец, телеграфист Яковенко.
По понятным причинам в царском флоте украинцы служили в основном в нижних чинах или занимали младшие командные должности, точно так же, как сегодня вы не очень-то найдете кого-либо, кроме представителей "главного народа среди маршалов Советского Союза. Однако встречались и исключения. На том же броненосце "Потемкин" командиром был руский Голиков, а старшим офицером - украинец Гиляровский. Украинец греческого происхождения адмирал Николай Андреевич Арккас (отец известного украинского "буржуазного националиста) Н.Н. Аркаса был главнокомандующий Черноморским флотом. Его старший брат,Захар Андреевич, дослужил до генерал-лейтенанта, принимал участие во многих битвах на Черном море против турок и был основателем знаменитой Морской
офицерской библиотеки в Севастополе, которая существует и сейчас. Увы ни одного из трех Аркасов вы не найдете даже в 16-томной Советской Исторической Энциклопедии. Вот вам и историография... Так что, как видим, украинцы всегда были моряками, и моряками неплохими. Я думаю, что нынешние дрязги перемелются вскоре российский и украинский боевые корабли, встречаясь в Черном море будут приветсвовать друг друга поднятием соответствующих сигналов, а вовсе не поводить угрожающе стволами орудий.
Но для этого сегодня, когда все так любят клясться на библии, хорошо бы не нарушать восьмую заповедь "Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.
Этот анализ "загадочной русской души" провел российско - украинский журналист и историк Владимир Коваленко. Он же в 1992 году искал ответа на вопрос поставленный в заголовке. Результат его исследования однозначный - говоря про исконность русского флота в Крыму россияне либо заблуждаются, либо врут.
К истории российского флота
В СВЯЗИ с известными событиями сегодня очень часто можно услышать фразу.
"Исторически Черноморский флот всегда был российским". Например, военный обозреватель полковник В. Изгаршев пишет в "Правде": "Все флоты Отечества на всех его морях испокон веков были российскими. Так уж сложилось. Не
гетманы и короли спускали на воды эскадры и флотилии, а правители России,начиная от создателя флота российского "господина бомбардира" ПетраВеликого".
В общем, как говорится, Россия - родина флотов.
Не касаясь нынешних флотских проблем, смею заметить: "так уж сложилось" лишь в российской "патриотической" историографии. На самом же деле для украинцев и их предков Черное море всегда было - дом родной, отчего и звали
его "Русьским морем". Не буду углубляться в седую древность и напоминать о киевском князе Олеге, который выводил в море по 88 тысяч человек и, как известно, прибил свой щит на вратах Царьграда...
Возьмем лишь время, непосредственно предшествовавшее Переяславской раде: начало XVII века. Еще нет на свете не только Петра, но и отца его, Алексея Михайловича (род. 1629). Как раз в эти годы после ряда сухопутных походов
украинский гетман Петр Кононович Сагайдачный начинает усиленно строить морской флот. Именно, так сказать, спускать на воды флотилию. Первые ее вылазки относятся к 1612 году. В следующем, 1613 году запорожцы успели
дважды сходить в Черное море и разгромить несколько городов в Крыму. Против козаков была выслана турецким султаном целая эскадра, но козаки сами ночью напади на нее в очаковском порту и разгромили, причем взяли немало турецких чаек и шесть больших галер. В начале весны 1614 года козаки опятьпредприняли морской поход, но его сорвала буря. Тем не менее в том же году козаки снова вышли в Черное море и разгромили гавань и юрод Синоп,
разрушили замок, уничтожили гарнизон, освободили из неволи всех христиан и захватили большую добычу. Султан, узнав об этом, пришел в такой гнев, что приказал казнить великого визиря Насаф-пашу и только по просьбе жены и
добери последнего даровал ему жизнь, хотя и избил буздыганом, то есть большой металлической булавой. В 1615 году козаки вновь вышли в море, подошли к окрестностям самой столицы султана и зажгли пристани Мизивну и
Архиоки. Преследуемые турецкий флотом, козаки направились к устью Дуная, где приняли бой, одержав блестящую победу. Они уничтожили почти все турецкие суда и взяли в плен начальника турецкой эскадры. Эти события так
подействовали на султана, что он отправил против запорожцев двух предводителей - Али-пашу морем и Скиндер-пашу сухим путем. Нимало не испугавшись султана, козаки в начале 1616 года в числе 2000 человек под
водительством Сагайдачного вышли против турок в море, напали на Али-пашу, разбили его наголову, захватим 15 галер и около ста челнов, а его самого заставили бежать. После этого они поплыли к побережью Крыма, взяли штурмом
город Кафу (Феодосию), крупнейший невольничий рынок и вывели из него на свободу несколько тысяч пленников. Оттуда, переплыв поперек Черное море, они дошли до Малой Азии, взяли приступом Синоп и Трапезонт, разбили пашу
Цикалу (родом генуэзца), потопили три больших судна, несколько других взяли с собой и благополучно вернулись домой. Известие о разорении Кафы, Трапезонта проникло далеко за пределы Турции. О нем, например, писал итальянский писатель XVII века Отавио Сапиенция. За сдачу Синопа был казнен великий визирь - Насирпаша (за то, что скрыл этот факт от султана).
Этот перечень можно продолжать очень долго. Упомяну еще только чрезвычайно упорное и кровопролитное морское сражение у западных берегов Черного коря, при Карагмане, в 1625 году, где козацкий флот в 15.000 человек на 300
чайках схватился с флотом турецкого адмирала Редшид-паши (43 большие галеры). Хотя в итоге больше повезло туркам, но это была, что называется. Пиррова победа.
Напомню, что Петр найдет в амбаре английский бот и начнет пускать его поИзмайловскому пруду только через шесть десятков лет.
Успешные боевые действия козаков, возглавляемых Богданом Хмельницким, вынудили Турцию в 1649 году заключить с запорожцами договор о торговле, по которому гарантировались безопасность плавания казацких судов по Черному
морю и выход их через проливы в Средиземное море. (См.: Русские и советские моряки на Средиземном море. М., 1976, с. 29).
Разумеется, при желании можно отыскать хотя бы элементарную информацию о морской истории Украины - например, в Большой Советской Энциклопедии: т.26, с. 540 (статья "Украинская ССР") и т. 22, с. 486 (статья "Сагайдачный"). Но, видимо, следует учесть, в государстве какого типа мы жили. Как совершенно справедливо пишет критик Наталия Иванова в журнале "Огонек" N 35 за 1990 год: "Гордиться позволено было официально - с конца 30-х годов - русским. А украинцам, например, уже нельзя".
И в самом деле, очень популярная до революции книга Д. И. Яворницкого (изображенного Репиным в качестве писаря на картине "Запорожцы") "История запорожских Козаков", откуда я взял большинство примеров, именно в 30-е годы была изъята из библиотек как "националистическая" и до 1990 года ниразу не переиздавалась.
Надо понимать, украинцы совершали черноморские походы не на надувных матрацах. Они ходили в море на чайках - парусно-гребных судах, островатых с носа и кормы и похожих, как пишет историк, "на неаполитанские фелюки или
испанские баркелонги". Каждая чайка вмещала от 50 до 70 человек, имела от четырех до шести небольших пушек. Разумеется, каждый кодак имел личное огнестрельное и холодное оружие на случай абордажа или для битвы "а берегу.
Строили запорожцы и большие корабля. Один из них каждый желающий может увидеть и сегодня на большом морском козацком знамени, которое сохранилось до наших дней и демонстрируется в Государственном Эрмитаже. Это так
называемый трехмачтовый двухдечныи корабль, вмещавший самое меньшее 250 человек команды. Об искусстве украинских моряков говорит и тот факт, что Конон Зотов, автор первой русской книги по технике корабельного управления,
был выпускником Киево-Могилянской академии - в те годы единственного учебного заведения в Восточной Европе, где изучали алгебру, геометрию, тригонометрию, механику, гидростатику, гидравлику, оптику, астрономию,
гидрографию, математическую хронологию. Если Украина (как сейчас кое у кого язык поворачивается говорить) "никогда не была морской державой", то зачембы это ей все перечисленные науки?Разумеется, украинский флот (а Войско Запорожское, как национальная украинская армия, и после присоединения Украины к России просуществовало
еще 121 год, до 1775 года) принимал самое активное участие во всех российско-турецких войнах XVIII века, отличившись при взятии Очакова, Силистрии и т. д.
... И потом, что означает высказывание "исторически Черноморский флот всегда был российским" - с тем подтекстом, что, мол, "не украинским же"? Ведь "российский" означает то же, что недавно означало слово "союзный", то есть принадлежащий всем республикам.
Тысячу раз знающие люди (хотя бы тот же академик М. И. Тихомиров) разъясняли, что словом "российский" обозначается принадлежность к определенному государству, а слово "русский" есть лишь синоним определенной национальности. Увы, эти два понятия частенько "путают". Например, пишут, что Измаил взяли русские войска. Между тем в составе этих войск была ровно половина частей, укомплектованных украинцами. Брали Измаил и белорусские части, и лифляндские, и калмыцкие - не будем забывать, что по первой Всероссийской переписи 1897 года собственно русские составляли в империи лишь 41% населения. Так что, знаете ли... Мне могут возразить, что "так уж сложилось" оттого, что в старину русские и украинцы, моя, считались одним народом - великороссы, малороссы... Такое объяснение будет чистой воды
лукавством, ибо Александр Невский и Дмитрий Донской именуются вовсе не так, как они именовались в старину, при жизни, а именно так, как именуются новгородцы и москвичи сегодня - русские.
Да, с какого-то времени на Черном море появился и российский флот, родоначальником которого, по признанию самого Петра, послужил тот самый английский ботик. Но ведь к этому времени Украина давным-давно входила в
состав России! Поэтому довод "российский, но не украинский" в данном случае не имеет под собой ни малейшего основания.
Или хотят сказать, что Черноморский флот был русский - то есть что служили в нем не украинцы, а русские? И это не так. Служили в нем лица самых разных национальностей, вплоть до греков, испанцев и французов, а подавляющее
большинство составляли как раз именно украинцы. Можно, конечно, залезть в архивы, отыскать списки личного состава, подсчитать и вывести процент (полагаю, украинцы составят 70 - 80), но это, сами понимаете, достаточно
хлопотное занятие. Обратимся к косвенным свидетельствам.
По словам адмирала Корнилова, Севастополь во время знаменитой одиннадцатимесячной обороны 1854 - 1855 годов "держался горстью моряков".(См.:Тарле Е. В. Сочинения. Т. IX.. 1959, с. 126). Ну а кто были эти моряки по
национальности? Участник обороны полковник Виктор Васильчиков в письме своему другу Менкову пишет, что адмирала Нахимова матросы "уже успели переименовать" и зовут "Нахиенко", чтобы "больше походило на матросскую
фамилию". (Тарле... с. 243). Таким образом можно установить и национальный состав большинства участников обороны (украинцы) и даже местность, откуда были взяты рекруты (близлежащие к Крыму южные и восточные регионы Украины,
ибо если бы рекруты были из западных губерний, то Нахимов стал бы "Нахимчук"). Известны многие имена матросов-героев: Иван Димченко, Игнатий Шевченко, Федор Заика, Михаил Мартынюк, 10-летний сын матроса Коля Пищенко
и, конечно, знаменитый Петр Кошка (родом из села Ометинцы ныне Винницкой области).
Вот ведь какой получается "город русской славы"... Скорее уж - "малорусской", то есть украинской!
Хочу, чтобы читатель понял: это не мелкое выяснение "кто славней" по типу "ты меня уважаешь?". Это исключительно серьезный политический вопрос. Московская учительница Е. И. Губанова пишет в "НГ" от 10 января: "Я не
ошибусь, если скажу, что постоянное унижение национального достоинства нерусских национальностей с нашей, русских, стороны - главная причина распада СССР".
Вы не ошиблись, уважаемая москвичка. Всем народам, в том числе и украинцам, надоело сносить бесконечные плевки в лицо, которые я здесь обильно процитировал. За один месяц после референдума украинцы почувствовали себя
людьми больше, чем за все семьдесят лет "союза нерушимого республик свободных". И, понятно, расстаться с независимостью они не захотят. Очень опасно заблуждаются многие неглупые вроде бы люди, утверждая, что
независимость Украины - это затея коммунистической номенклатуры, а простой народ негодует и тянет руки в сторону Москвы: возьмите, мол, нас назад. Почему это опасное заблуждение? Да потому, что "единонеделимщики", чего
доброго, и впрямь попытаются осуществить денякинско-ленинскую идею "сохранения исторического ядра" и будут, вероятно, искренне удивлены, когда весь украинский народ встретит их с ружьями, вилами и популярным лозунгом
"Свобода или смерть!".
... Но вернемся к Черноморскому флоту. Может, цитата из письма Васильчикова кого-то не убедила? Могу продолжить. В 1905 году украинцы матросы Г. Вакуленчук и А. Матюшенко возглавили восстание на броненосце "Потемкин".
Восставшим миноносцем "Свирепый" командовал украинец Иван Сиротенко.
Восстание на крейсере "Очаков" возглавили С. Частник, Н. Антоненко и А.Гладков (лейтенанта Шмидта пригласили командовать крейсером позже).
Всех этих вожаков восставшие демократически избирали. И, конечно, названных украинцев вряд ли избрали бы, если бы они были "белыми воронами", то есть единственными украинцами среди команды, состоящей, к примеру, сплошь из
русских. Нет, конечно. Ясное дело, там было много (или во обще подавляющее большинство) украинцев.
Осмелюсь прелположить, что украинцы доминировали не только на черноморском флоте, но и в российском флоте вообще. Так, восстанием моряков на крейсере "Память Азова" (Балтика, 1906) руководил одессит Арсений коптюх.
Председателем Центробалта в 1917 году был избран Павел дыбенко.
Кронштадтский "мятеж" 1921 года возглавил полтавчанин, старший писарь линкора "Петропавловск" Степан Петриченко (председатель Кронштадского ревкома), а заместителем его был другой украинец, телеграфист Яковенко.
По понятным причинам в царском флоте украинцы служили в основном в нижних чинах или занимали младшие командные должности, точно так же, как сегодня вы не очень-то найдете кого-либо, кроме представителей "главного народа среди маршалов Советского Союза. Однако встречались и исключения. На том же броненосце "Потемкин" командиром был руский Голиков, а старшим офицером - украинец Гиляровский. Украинец греческого происхождения адмирал Николай Андреевич Арккас (отец известного украинского "буржуазного националиста) Н.Н. Аркаса был главнокомандующий Черноморским флотом. Его старший брат,Захар Андреевич, дослужил до генерал-лейтенанта, принимал участие во многих битвах на Черном море против турок и был основателем знаменитой Морской
офицерской библиотеки в Севастополе, которая существует и сейчас. Увы ни одного из трех Аркасов вы не найдете даже в 16-томной Советской Исторической Энциклопедии. Вот вам и историография... Так что, как видим, украинцы всегда были моряками, и моряками неплохими. Я думаю, что нынешние дрязги перемелются вскоре российский и украинский боевые корабли, встречаясь в Черном море будут приветсвовать друг друга поднятием соответствующих сигналов, а вовсе не поводить угрожающе стволами орудий.
Но для этого сегодня, когда все так любят клясться на библии, хорошо бы не нарушать восьмую заповедь "Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.