Неканоническая Церковь печёт неканонические пироги
23 Марта 2013 15:14
Просмотров: 5269
Метки: упц мп, упц кп, противостояние, екатерининская церковь, палаточная церковь.
Метки: упц мп, упц кп, противостояние, екатерининская церковь, палаточная церковь.
Неканонические пироги печёт в нашем городе Украинская Православная Церковь Киевского патриархата. Ярким примером сказанному является семилетний конфликт между сторонниками УПЦ МП и приверженцами УПЦ КП возле Екатерининской церкви. Писать о нём уже приходилось, когда в ночь под Новый 2011 год неизвестные сожгли принадлежащую верующим УПЦ МП палаточную церковь св. вкмц. Екатерины. Это был уже второй акт вандализма, а первый раз палаточную церковь пытались спалить 1 апреля 2008 года. Милиция «достойно» оценила чёрный юмор первоапрельских и новогодних поджигателей, а потому виновных не нашла. А власти поспешили свалить вину на самих верующих, мол, они не соблюдали правила противопожарной безопасности.
Остов сожжённой палаточной церкви св. вкмц. Екатерины и сегодня напоминает об акте вандализма недругов УПЦ МП.
А если уж углубляться в историю этого затяжного конфликта, стоить вспомнить решение черниговского губернатора Н.И Лаврика о передаче Екатерининской церкви казацкой общине Киевского патриархата (лето 2006 года). Кстати, человека в нашем городе пришлого, указом президента В.И. Ющенко переведённого с губернаторства в Сумах в Чернигов. Поговаривали, что он решился на такой шаг, чтобы угодить жене президента — Екатерине. Так это или нет, а такое его непродуманное решение всколыхнуло довольно спокойную до этого времени православную жизнь города. И вылилось в открытый конфликт между церковью канонической и неканонической.
Конфликт стал возможен только потому, что губернатор проигнорировал указ президента Л. Кучмы от 21 марта 2002 года (между прочим, этот указ никто не отменял), касающийся нарушенных прав Церкви и религиозных организаций в СССР. По этому указу органам местного самоуправления рекомендовалось культовые здания, отчуждённые в своё время советской властью, вернуть их прежним владельцам. Екатерининская церковь всегда принадлежала Украинской Православной Церкви, наследницей которой является УПЦ МП (Церковь каноническая!), поэтому православных и возмутило неправедное решение губернатора Лаврика. Бывшего губернатора уже давно нет в городе, черниговцы забыли его имя, а вот тугой узел завязанной им проблемы остался! И никак не может разрешиться вот уже на протяжении многих лет.
Екатерининская церковь была построена потомками черниговского полковника Якова Лизогуба (1715). Его казачий полк проявил себя при штурме турецкой крепости Азов (1696). Благодарный Петр I наградил черниговский полк памятным серебряным крестом, не остался без царского внимания и командир полка Яков Лизогуб.
По сути, Екатерининская церковь возведена православными казаками как памятник украино-российской дружбе, скреплённой пролитой кровью украинцев и русских в сражении с турками. И мог бы подумать Яков Лизогуб и его казаки, что найдутся неблагодарные потомки, которые будут криво толковать этот исторический факт. А церковь, в которой поминались славные совместные битвы украинцев и русских против общего врага, будет передана недоброжелателям УПЦ МП и Русской Православной Церкви. Уже не однажды, пытаясь спровоцировать верующих УПЦ на скандал, радикально настроенные молодчики выкрикивали под стенами Екатерининской церкви оскорбительные слова в их адрес, а настоятелю палаточной церкви отцу Александру кричали: «Московский поп — геть до России!».
Настоятель палаточной церкви св. вкмц. Екатерины отец Александр (Ледовой).
До конфликта в церкви располагался музей народно-декоративного искусства Черниговщины — филиал Черниговского исторического музея им. В.В. Тарновского. И вот такое положение, когда в церкви находился музей, до поры до времени всех устраивало. Однако, когда верующие УПЦ МП узнали, что церковь готовят передать Киевскому патриархату, они в знак протеста раскинули рядом с Екатерининской церковью свою палаточную церковь св. вкмц. Екатерины и призвали всех, кто не согласен с таким одиозным решением губернатора, поддержать их акцию. Партии Регионов, КПУ, СПУ, ПСПУ и городская общественная организация «Русичи» в поддержку поставили рядом свои палатки. Конфликт между УПЦ МП и УПЦ КП получил большую огласку на Украине. Небезызвестный одессит В.В. Кауров, председатель Союза православных граждан Украины, привёз в Чернигов своих сторонников.
Однако УПЦ МП не посчитала разумным вмешательство политиков в междуцерковный спор, и те свои палатки свернули. С этого времени конфликт перешёл в затяжную фазу и получил продолжение уже в судебных кабинетах. Много претензий друг к другу предъявили в своих судебных исках обе стороны, оспаривая своё право на Екатерининскую церковь. В этой длительной тяжбе исторический музей и Национальный архитектурно-исторический заповедник «Чернигов древний», на территории которого расположена Екатерининская церковь, приняли сторону УПЦ КП. Мотивируя своё решение тем, что сторонники УПЦ МП долгое время не давали им им забрать музейные экспонаты из церкви, а потому они пришли в негодность. Да и сама палаточная церковь — это антисанитария на территории Национального заповедника и якобы отпугивает туристов.
Не стоит пересказывать все перипетии судебных разбирательств, прошедших последовательно все судебные инстанции. Окончательное решение вынесла судейская коллегия по гражданским делам Верховного Суда Украины 10 февраля 2010 года. Управлению Черниговской епархии Украинской Православной Церкви предписывалось снести палаточную церковь. Казалось, что в этой долгой тяжбе, наконец-то, поставлена точка. И как это неприятно для сторонников УПЦ МП, палаточную церковь нужно убрать.
Однако Черниговская епархия не признаёт палаточную церковь своим имуществом, ссылаясь, что это имущество самих православных, которые в молитвенном стоянии протестуют против незаконной передачи Екатерининской церкви раскольникам. А потому решение ВСУ не имеет к епархии никакого отношения. Таким образом, все длительные судебные разбирательства зашли в тупик.
А проблема эта наболевшая, и уже не только для православных, а для всех жителей города. И требует неотложного разрешения, но разрешения справедливого, не задевающего чувства верующих, а не эмоционального, замешанного на оскорбительных выпадах в их адрес.
А потому вызвала резкое неприятие сторонников УПЦ МП вновь поднятая в черниговских СМИ кампания по дискредитации верующих палаточной церкови. В статье "Приниження Чернігова наметовим нахабством", вышедшей в "Деснянськой Правде" 31 января, православные УПЦ МП представляются некими монстрами. С ними, мол, нормальный человек и общаться не захочет. Ну, тут позиция автора ясна, для него «нормальный человек» это тот, кто общается только с представителями Киевского патриархата. С Церковью, не признанной Вселенским Православием и другими мировыми конфессиями. Очень круто берёт автор, надо же так ненавидеть верующих Московского патриархата!
Ему вторит автор статьи «Терпеть палатки осталось недолго», размещённой в еженедельнике «Семь дней». Ссылаясь на решения судов различных инстанций, он смакует мысль, что недолго осталось стоять палаточной церкви, которая, по его мнению, отравляет настроение многим жителям и гостям города. Ну, что же, определённая правда в его словах есть. Обывателю, который только «слышал звон, да не знает, где он», палаточная церковь св. вкмц. Екатерины, действительно, уже порядком надоела. А для наиболее рьяных адептов УПЦ КП она просто бельмо в глазу!
И вот тут недоумённый вопрос, а почему Киевский патриархат старается захватить то, что никогда ему не принадлежало? Стоит, пожалуй, напомнить, что ещё стараниями черниговского архиепископа Лазаря Барановича Черниговская епархия вошла в молитвенное единение с Русской Православной Церковью (1688). И церковь св. вкмц. Екатерины всегда принадлежала Украинской Православной Церкви, которую сегодня недруги называют Московским патриархатом. Правда, на этот аргумент «свидомые» отвечают, что сегодня это не имеет никакого значения. Для них не имеет, а для тех, кто хорошо знает свою историю, имеет. И скорее, тут уже вопрос уже нравственный.
Православное черниговское казачество всегда было в единении с РПЦ, ещё Б. Хмельницкий говорил, что вера у нас одна.
А сегодня, видите ли, это уже «не имеет никакого значения». А потому церковь якобы на законных основаниях отдали черниговской казачьей общине Киевского патриархата. Только вот злая ирония судьбы, эти казачки настроены враждебно к УПЦ МП и РПЦ, а вот казаки Якова Лизогуба и его потомки, строившие Екатерининскую церковь, были в каноническом единстве с Русской Православной Церковью.
Ну и строили бы неправедные пастыри себе храмы, как священники Московского патриархата. Брали бы с них пример. За годы независимости Украины сторонники Московского патриархата восстановили Казанскую церковь и возвели пять новых прекрасных церквей в Чернигове. Например, церковь святителя Николая возле областной больницы или вот храм Всех святых Черниговских, что стоит на площади Героев Сталинграда. Вот и равнялись бы на них радетели Киевского патриархата. Но, видно, силёнок на такой духовный подвиг маловато, да и верующих у них в Чернигове — раз, два и обчёлся. Вот и стараются с помощью властей жать там, где не сеяли.
Церковь святителя Николая (УПЦ МП) возле Черниговской областной больницы.
А понимают ли власти, что отдав Киевскому патриархату никогда ему не принадлежавшее, они тем самым провоцируют его на ещё большую агрессию. Уже ходят слухи, что УПЦ КП замахнулась на Антониевы пещеры и Ильинскую церковь. Если это произойдёт, то все российские и белорусские паломники будут их просто игнорировать. Как известно, аппетит приходит во время еды. Потом они замахнутся на церкви, недавно построенные УПЦ МП. В конечном счёте, такие непродуманные действия властей только углубляют раскол среди православных Украины.
Храм Всех святых Черниговских (УПЦ МП) на площади Героев Сталинграда, район ул. Рокоссовского.
***
Черниговское противостояние ярко высветило проблемы украинского Православия. К глубокому сожалению, межа, проложенная по душам православных неразумными политиками и церковнослужителями, только углубляется, мораль украинского общества всё дальше и дальше отходит от принципов христианской любви и добродетели. В докладе митрополита Киевского и всея Украины Владимира (Сабодана) на архиерейском соборе РПЦ (2 февраля 2013 года) прозвучало: «Значительная часть наших единоверцев по-прежнему пребывают вне общения с мировым Православием, находясь в составе так называемых Украинской православной церкви Киевского патриархата (УПЦ КП) и Украинской автокефальной православной церкви (УАПЦ)».
Вывод напрашивается неутешительный: пока на Украине существует церковный раскол, долго ещё в украинском доме не будет порядка! Ведь сказано: «Аще не Господь созиждет дом, всуе трудишася зиждущии» (Псалтирь, 126:1).
Хороший пастырь воспитывает свою паству в благочестии, любви к своему ближнему, ибо, как любить Бога, если нет любви к тем, кто живёт рядом с тобой? И весьма прискорбно, когда пастырь оказывается недобросовестным, фарисействующим политиканом, который ради корыстных целей пробуждает в душах людей злобу. Святой Киприан Карфагенский, считавший раскол тягчайшим грехом, сказал, что раскольник не дорожит единством Церкви, для него нет братской любви, потому он действует против любви Христовой. Вот такими действиями против любви Христовой и грешат сторонники Киевского патриархата. Полуправдой и домыслами они потчуют своих сторонников. Религиозное противостояние в Чернигове тому подтверждение.
А завершить свою статью хочется строчками из стихотворения «Верните храм св. Екатерины» Валентины Ерёминой, прихожанки палаточной церкви св. вкмц. Екатерины.
В умах так много направлений,
Да только истина одна,
На Церковь множество гонений
Бегут, как за волной волна.
Все русичи сражались вместе,
И шли за веру, за царя.
И в Церковь, что Христа невеста,
Ходили прадеды не зря.
И в честь совместного сраженья
За Русь! За веру! За царя! —
Построен с Божьего веленья
Екатерины храм не зря.
Теперь раскольникам храм отдан,
Другие службы там идут,
Но разве ими храм сей создан?
Себя так в вере не ведут.
Ведь не свое взяли — чужое!
Как можно допустить такое?!
Кто храм сей взял, и кто отдал, —
Честь с праведностью потерял.
P.S. Эта статья является ответом тем злопыхателям, которые утверждают, что вопрос о сносе палаточной церкви якобы решён.
Эту статью можно прочитать также здесь: //rusedin.ru/2013/03/15/chernigovskoe-protivostoyanie/