Никола Святоша — князь Черниговский, чудотворец Печерский
26 Ноября 2012 20:27
Просмотров: 7612
Метки: никола святоша, князь-монах, украинский политикум, Чернигов, чернигов
Метки: никола святоша, князь-монах, украинский политикум, Чернигов, чернигов
Отечество и славу княжения твоего оставил,
Князю смирения, Христови усердно последовал еси,
Преподобне отче наш, Николо,
Тем приял еси от Него вечное царство и славу на Небеси,
Идеже ликуя, поминай нас, чтущих память твою верно.
Тропарь князю Черниговскому, Печерскому чудотворцу
Николе Святоше, глас 2
В светской жизни его называли Святославом Давидовичем, в иночестве он стал Николаем, в память Николая Угодника, а простой народ прозвал его Николой Святошей. Из-за его безмерной любви к Богу и строгой монашеской жизни.
Преподобный Никола Святоша был сыном черниговского князя Давида Святославича. Черниговцам Давид Святославич памятен тем, что заложил в исторической части города (Детинце) Борисоглебский собор, в котором и был похоронен (+1223). Восстановленный в первоначальном облике после Великой Отечественной войны, собор является одним из пяти древнерусских храмов Чернигова, сохранившихся до наших дней. На Украине таких памятников осталось всего девятнадцать.
Родился Никола Святоша около 1080 года. В Чернигове вам расскажут легенду, что набожный отрок часами простаивал в Свято-Успенском соборе Елецкого монастыря перед иконой Божьей Матери «Оранта». Эту древнюю фреску и сегодня можно увидеть в соборе, справа от входа. В специально устроенной для неё нише.
Монастырь и собор основал его дед — Святослав Ярославич (+1076), приходившийся сыном великому киевскому князю Ярославу Мудрому. Князь Святослав Ярославич — родоначальник весьма амбициозной династии черниговских князей. Не раз её представители в результате княжеских междоусобиц оседали на киевском престоле. Великим киевским князем был и Святослав Ярославич. Именно он дал средства на строительство главной святыни Печерского монастыря — Успенского собора.
Никола Святоша женился на дочери великого киевского князя Святополка Изяславича. С женой Анной проживал в мире и согласии, прижил с ней двух дочерей. Одна из них стала женой новгородского, а потом псковского князя Всеволода Мстиславича (+1138), внука Владимира Мономаха. Через четыреста лет РПЦ канонизировала его как святого благоверного князя Всеволода Псковского.
О людях, твёрдо принявших закон Божий в своё сердце, часто поговаривают, что они «не от мира сего». Вот таким был и Никола Святоша, потому светская жизнь у него не заладилась. Жил он в беспокойное время. Руськие князья, находившиеся между собой в тесном родстве, постоянно ссорились за право владеть той или мной землёй. «То моё, и то моё тоже», — спорили они и преломляли свои копья в кровавых сечах. «Тогда редко в поле покрикивал оратай, но часто вороны граяли, деля меж собой трупы, и оживленно кричали галки, собираясь лететь на поживу», — сказал об этом времени автор «Слова о полку Игореве».
Чтобы решить разногласия миром, шесть наиболее влиятельных русских князей собрались на съезд в городке Любече (1097), расположенном на днепровском пути «из варяг в греки». В истории Руси съезд памятен своим призывом ко всем Рюриковичам: «Каждый да держит отчину свою!». Но сразу после съезда был ослеплён один из его участников теребовльский князь Василько Ростиславич. Князья, не успев вложить мечи в ножны, вновь схватились за них.
В это время Никола Святоша был князем в Луцке и поневоле оказался втянутым в эти кровавые распри. Чести и славы они ему не принесли, а вот луцкого удела он лишился. И вынужден был уехать на свою родину, в Чернигов. Здесь, под городом, у него находились отчие земли.
Потерю Луцкого княжества он воспринял, как подобает истинному христианину. Не стал горячиться, искать поддержки более сильных князей, доказывая, что незаконно отобрали у него Луцк. Он все свои горести поверил Богу. Ибо сказано: «Бог нам прибежище и сила, помощник в скорбех, обретших ны зело» (Псалтирь, псалом 45/2).
Жизнь преходящая, мирская, густо сотканная из неправоты и бесчестья, была противна его сердцу, впитавшему с детских лет дух святой православной веры. И благочестивый Никола, украсив свою душу смирением, в молитвенном уединении стал искать спасения от своих невзгод и лишений. Горячо желанной для него стала жизнь нетленная, вечная. И все свои помыслы он обратил горе.
В неустанных постах и молитвах проводил он свои дни в родовой черниговской вотчине. Но Всевышний послал ему новое тяжкое испытание. После продолжительной болезни в расцвете лет умирает горячо любимая жена Анна. С её смертью окончательно оборвалась ниточка, удерживающая его праведную душу в этом мире. И Никола Святоша принимает решение уйти в монастырь (1107). Напрасно уговаривала его многочисленная родня, чтобы удержался от этого непродуманного, как им казалось, шага. Добровольно лишиться всех благ и привилегий, которые сулит сытая княжеская жизнь? Ради чего, чтобы уйти в монастырь простым монахом, в вечных постах влачить полуголодное существование? Это было непостижимо их светскому разумению.
Но Никола Святоша был непреклонен. Он уже давно решил начать новую жизнь, в которой нет места мирскому тщеславию. Глубоко приняв в свою душу слова, что «лучше малое праведнику, паче богатства грешных многа» (Псалтирь, псалом 36/16), всё своё добро раздал монастырям: киевскому Печерскому и Елецкому черниговскому. Смиренно сложил своё княжеское одеяние и надел власяницу, грубую одежду монаха-отшельника. И с радостной душой отправился в Киево-Печерский монастырь, где его уже давно знали и поджидали игумен и братия.
Своим поступком Никола Святоши явил истину, что миром правит не только корысть, что в жизни есть совсем другой, праведный путь — нестяжания. Князь-монах стал живым укором княжескому сословию, неуёмному в своём сребролюбии, стремлении к обогащению любой ценой. Пример, достойный подражания в веках!
***
А что же мы видим сегодня? Политики, прикидывающиеся радетелями державы, уже двадцать лет обещают народу манну небесную. Обыватель с нетерпением её ждёт, а она почему-то с неба не сыплется. Жизнь стала гораздо хуже, чем в «досуверенное» «красное» время. Подтверждается это статистикой: население страны за годы независимости уменьшилось на шесть миллионов. Незадачливые политиканы, чтобы оправдать свои провалы в управлении страной, выискали в своей среде врага, якобы мешающего строить народу новую жизнь (для себя они построили её уже давно!). И мечут в адрес «бандитов» гром и молнии. А как же, вдруг не переизберут в новый парламент? А остаться на злачном месте, на котором за годы «сидения» протёрлись не одни шаровары, ох, как хочется! Вот и сказывают байки доверчивому народу, мол, если к власти придёт их политическая сила, в стране потекут реки с кисельными берегами.
Эти весьма успешные в жизни люди — точный слепок своих горемычных предков, так и не сумевших угасить разногласия между собой ещё во времена Киевской Руси. Дважды вступить в одну реку нельзя. Но вот дважды наступить на одни грабли, вполне возможно. История, к сожалению, украинский политбомонд ничему не научила. И сегодня украинские политики наступают на старые грабли, повторяют печальный опыт прошлого. Погрязнув в депутатских междоусобицах, разбрызгивая во все стороны ненависть, борются за денежный властный мешок в надежде, что из него им отвалится. А истинные свои намерения прикрывают словоблудием, красивыми словами о демократии и свободе. Чем закончилось противостояние русских князей — известно. Слушая, как «гремят медали» в словах нынешних демократов, невольно напрашивается печальная историческая параллель.
Уже в позднее время украинские гетманы разрывались между Польшей и Россией, Турцией и Швецией. Даже веру свою меняли (Петро Дорошенко), в надеже, что иностранцы смилостивятся над Украиной и пригреют неньку под своим крылышком. Но тщетными оказались все их потуги! Никто на Востоке и Западе серьёзно не воспринимал бывших «хлопов» польского короля.
Для справки: Слово «гетман» — калька с немецкого «гаупман» — «капитан». Пришло в украинский язык через польский. Гетман был слугой польской короны, так как возглавлял созданное поляками реестровое казачество.
Лукавые, остановились бы и одумались, а не бегали по европам, как их неудачные предки, в надежде заручиться поддержкой. Вспомнили бы Николу Святошу, вовремя понявшего, что вершить судьбу подданных, не его жребий. Украина столетиями не имела своей государственности из-за таких вот ничтожных личностей. И все они канули в небытие, подобно дыму, рассеянному ветром. Даже могилы их неизвестны.
«Каждый понесёт своё бремя», сказал апостол Павел в обращении к Галатам (6/5). Многострадальный украинский народ смутно видит свой путь, а потому выбирает неправедных пастырей, только и умеющих громко звенеть словами. «Худо голове без плеч, но и плечам без головы плохо», — сказал песнотворец Боян. Сказано это было о князьях и народе, тяжко страдавшем от княжеских распрей. И ныне лукавые украинские политики устроили очередной передел власти, а народ чешет затылок, мол, опять не тех выбрали.
«Кто почитает себя чем-нибудь, будучи ничто, тот обольщает сам себя» (Галатам, 6/3). Но эти обольщают не только себя, а свой народ. Вот потому Украина ещё долго будет нести нелегкую ношу своих «негараздов». А большинство простых украинцев будут влачить жизнь за чертой бедности.
***
Но вернёмся к судьбе Николы Святоши. Три года нёс послушание на монастырской кухне. Кротко и прилежно выполнял самую черновую работу: рубил дрова, носил воду с Днепра, мыл котлы для пищи.
Потом сидел сторожем у монастырских ворот. Не раз приходилось ему выслушивать насмешки злобных людей. Мол, вот был князем, а теперь стал никем, сидишь у ворот и оказываешь почести нищим. Никола Святоша отвечал насмешникам только кроткой улыбкой. Поскольку твёрдо уверовал, что истинно любящие Господа должны стойко сносить все глумления нечестивых.
А когда прошёл послушание, приял постриг. Вот тогда и стал называться Николаем, в честь святителя Николая, которого почитал своим покровителем. Став монахом, дал обет безмолвия и проживал в отдельной келье. Время проводил в неустанных молитвах, когда же был свободен от службы, шил монастырскую одежду. Ел совсем мало и самую простую пищу. Но продолжал тяжело трудиться: развёл огород и посадил сад.
На его деньги была построена монастырская больница с церковью святителя Николая, а также каменная Троицкая церковь над главным монастырским входом. После монголо-татарского нашествия эта надвратная церковь была одно время главной церковью монастыря. Перестроенная в стиле украинского барокко (XVIII ст.), она и сегодня радует паломников и гостей Киево-Печерской лавры своим нарядным видом. Во время очередных реставрационных работ (80-е годы XIX ст.), в южной стене церкви нашли деревянный позолочённый крест с эмалью, который принадлежал Николе Святоше.
Никола любил богоугодную литературу и собрал большую библиотеку. По его просьбе учёные монахи перевели с греческого языка послание папы римского Льва I (390—461), направленное против ереси константинопольского архимандрита Евтиха, отрицавшего человеческую суть Иисуса Христа. После смерти преподобного, обширная библиотека осталась монастырю.
О набожности Николы Святоши сохранилось много преданий. Одно из них связано с его личным врачом Петром, сирийцем по происхождению. Пётр осуждал князя-инока за чрезмерную, по его мнению, ретивость в соблюдении монашеских правил. Так, мол, скоро совсем изнеможешь, не в состоянии будешь нести свою нелёгкую ношу.
Никола же отвечал, что нужно постоянно держать себя в чёрном теле и неусыпно молиться. Только в кротости и смирении можно найти покой своему сердцу и обрести жизнь вечную. Так как, “Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное” (Евангелие от Матфея, глава 5/3). Кто же прилюдно бьёт земные поклоны в церкви, а дома тотчас забывает о своих обещаниях перед Ним, лукавит. Такие, истинно, не попадут в Царство Небесное.
И всё же, изнуряя своё тело суровыми постами и тяжёлым трудом, Никола Святоша заболел. Когда об этом узнал Пётр, взволновался и стал горячо просить, чтобы князь неукоснительно слушал его советы и прилежно лечился. На что Никола отвечал, что станется, как угодно Господу, а если Пётр желает ему добра, пусть станет монахом. И Пётр, полный любви и сострадания к своему господину, последовал его примеру и принял постриг. Теперь они были неразлучны. Пётр ухаживал за больным и слезно просил Бога, чтобы не оставил его князя своей милостью. Он был согласен взять на себя все его хвори, говорил, что даже готов умереть ради него. И сталось так, как он желал. После долгой изнурительной болезни Никола Святоша пошёл на поправку, а Пётр тяжело заболел и преставился.
Этот случай произвёл большое впечатление на современников. Родные братья, прежде считавшие Николу блаженным, просили его выступить посредником в споре со своим двоюродным братом великим киевским князем Всеволодом Ольговичем. И Никола Святоша с благословения игумена отлучился из монастырской обители и нарушил обет молчания, ради умиротворения не на шутку рассорившихся родственников.
Тридцать шесть лет провёл Никола Святоша в Киево-Печерском монастыре. И все эти годы трудился физически, совершенствоваться духовно. Строго соблюдал суровый монастырский устав. А потому снискал себе славу праведника уже при жизни.
А вскоре после смерти Николы Святоши (+1146) произошло чудесное исцеление его брата Изяслава. Он серьёзно разболелся и умолил игумена Киево-Печерского монастыря отдать ему власяницу Николы. А когда облачился в неё, быстро выздоровел. Даже одежда Николы Святоши несла на себе печать его святости и даровала исцеление. Предание гласит, что после дивной поправки князь Изяслав Давидович стал носить власяницу в память брата всегда. А однажды забыл одеть её накануне сражения, и был убит.
***
Память о первом русском князе-иноке осталась в сердцах верующих. После его смерти монахи Печерского монастыря написали "Житие Николы Святоши", вошедшее в "Киево-Печерский патерик", а Русская Православная Церковь причислила Николу Святошу к лику святых. Ему была составлена особая служба.
В Черниговских Антониевых пещерах на Болдиных горах существует подземная церковь Николы Святоши. А жители села Днепровское (до 1962 года село называлось Навозы), которое принадлежало князю, а потом перешло в собственность Киево-Печерского монастыря, поставили Николе Святоше памятник (октябрь 2009 года). Ещё ранее памятник князю-иноку поставили в Святошинском районе Киева (февраль 2006 года). Эта местность с давних времён называлась Святошино. По мнению исследователей киевской старины тут находились земли князя.
Отказавшись от борьбы за светскую власть, Никола Святоша стал первым русским князем, который добровольно ушёл в монастырь ради идеалов христианской добродетели. Чтобы смиренной аскетической жизнью заслужить себе вечную жизнь в Царстве Небесном. Его жизнь и поныне является примером истинного служения Богу для всех православных.
Мощи преподобного Николы Святоши и ныне можно увидеть в Ближних пещерах Киево-Печерской лавры.
А днями его поминовения являются 28 сентября (11 октября) — день преподобных Отцов Киево-Печерских, в ближних пещерах почивающих, и 14/27 октября (день смерти).
Преподобный, отче, Николо, моли Бога о нас!