Славяще Рождество Христово

31 Декабря 2011 12:52   Просмотров: 2250
Метки: владыка ионафан, церковный раскол, упц кп, упц мп, власть.
Нравится Рейтинг поста: + 2
 
В ответ на комментарии моих" национально-свидомых" критиков, не приведших ни одного убедительного аргумента на изложенные мною факты в статье "Украинский разлом",  публикую эту статью. Принадлежит она православному человеку Ольге Кравцовой и напечатана на портале "Русское единство". Мы разные, и не нужно всех стричь под одну "оранжевую" гребёнку.

Поздравляю всех читателей моего блога с наступающим Новым годом и Рождеством!  Здоровья и удачи во всех ваших задумках и начинаниях!  И хорошего настроения на все праздничные дни, да и на весь 2012 год тоже!




В преддверии Рождества Христова мы беседуем с архиепископом Тульчинским и Брацлавским Ионафаном (Елецких). Епархия объединяет монастырь и приходы 16 районов Винницкой области Украины, которые образуют, соответственно, 16 благочинных округов. Кафедральный город – Тульчин. Он расположен на юге восточного Подолья, в междуречье притоков Южного Буга – Тульчинки и Сильницы. Кафедральный собор епархии – это бывший польский костел, освященный в октябре 1835 года архиепископом Подольским и Брацлавским Кириллом в православный храм Рождества Христова.

Владыка Ионафан – выпускник Ленинградской духовной академии, в монашество пострижен митрополитом Ленинградским и Новгородским Никодимом (Ротовым), а в сан иеромонаха рукоположен епископом Выборгским Кириллом (Гундяевым), ректором Ленинградской духовной академии, будущим Патриархом Московским и всея Руси. На Украине владыка Ионафан в 80-х годах был клириком Киевского кафедрального Свято-Владимирского собора, насельником, а затем и наместником возрожденной Киево-Печерской лавры. После возведения в сан епископа возглавлял Переяслав-Хмельницкую, Белоцерковскую, Глуховскую и Конотопскую, Сумскую и Ахтырскую, Херсонскую и Таврическую епархии Украинской Православной Церкви.

Владыка Ионафан известен как стойкий и последовательный борец с украинским расколом. Еще до создания Филаретом Денисенко т.н. «киевского патриархата» он выступил против политики по отделению Украинской Православной Церкви от Московского Патриархата. За это архиепископ Ионафан был лишен Филаретом, тогда еще экзархом УПЦ, епископского сана и находился без места служения. В 1992 году владыка создал в Киеве Комитет духовенства и мирян в защиту Православия. А после избрания Блаженнейшего митрополита Владимира предстоятелем Украинской Православной Церкви МП он решением Священного Синода был восстановлен в епископском сане и назначен управляющим делами УПЦ МП. Владыка Ионафан с 1993 по 2000 годы занимал должность секретаря Священного Синода УПЦ МП, а также был постоянным членом Священного Синода. С 22 ноября 2006 года – архиепископ Тульчинский и Брацлавский.

Невозможно обойти молчанием научную и творческую деятельность архиепископа Ионафана. Он – автор целого ряда церковных сочинений и переложений церковных песнопений. На протяжении пяти лет владыка трудился над переводом на русский язык Покаянного Канона преподобного Андрея Критского, который увидел свет в 2003 году. Также отмечу «Толковый путеводитель по молитвословиям Божественной Литургии святителей Иоанна Златоуста и Василия Великого» – книгу, написанную владыкой Ионафаном, в которой изложены молитвы Божественной Литургии на русском и украинском языках, а кроме этого, собраны комментарии и статьи известных богословов. Интересно, что именно он впервые открыл в Интернете информационный сервер «Православие на Украине».

Хотя еще продолжается пост и после наступления гражданского нового года он становится более строгим, дыхание великого праздника Рождества Христова уже ощущается. Однако начало нашей беседы не назовешь праздничным – на теле Украинской Православной Церкви продолжает зиять рана раскола. Правда, со сменой власти она уже не так кровоточит, но все еще болит.

– Владыка Ионафан, как сегодня себя чувствуют украинские раскольники?

– Как корабль без «канонического» компаса и с прогнившими парусами. О том, что в стане раскольников царит сумятица и борьба за власть и церковную казну свидетельствует очередной провал объединения двух псеводоцерквей – УПЦ-КП и УАПЦ. Обе «церкви» высокопарно именуют себя в своих уставах «патриархатами»: первый возглавляет лжепатриарх Филарет Денисенко, а второй – «митрополит» Мефодий Кудряков. При этом в списках канонического мирового православия таковых двух патриархатов не числится.

По замыслу Филарета его «киевский патриархат» должен был просто проглотить автокефалов, но последние, несмотря на нажим экс-президента В. Ющенко, на самоубийственный брак с УПЦ-КП не согласились. Формальной причиной провала духовной «злуки» стало требование «митрополита» Мефодия Кудрякова устранить от руководства единой «украинской поместной церковью» тов. Антонова («гэбешный» псевдоним Филарета), на что Филарет, разумеется, не согласился. Да и как можно скрестить капусту с горохом? Но и Филарета можно понять: в своё время он под видом объединения с автокефалами увёл кассу УПЦ Московского Патриархата (по некоторым данным – около 4 млрд. советских рублей!) и расставаться с ней не собирается. Так что ясный призыв к украинским раскольникам Константинопольского патриарха Варфоломея Первого образумиться и вернуться в каноническую Русскую Церковь остался вновь не услышанным. Как говорил как-то об антицерковной политике Филарета покойный «патриарх» УАПЦ Мстислав Скрыпнык: «Кругом гроши, гроши, гроши…».

– Т.н. «епископ» т.н. «киевского патриархата» Евстратий Зоря часто говорит о некоем диалоге с Украинской Православной Церковью Московского Патриархата. Ведутся ли такие переговоры на самом деле?

– Официально никогда не велись. Имела место лишь одна встреча рабочих групп по диалогу между УПЦ и УПЦ КП. При этом со стороны УПЦ было условие, что в переговорах Филарет Денисенко не участвует. Полагаю, что на первой встрече члены рабочих групп вышли за пределы своей компетенции и практически подменили собой официальные делегации, вследствие чего встречи рабочих групп дальнейшего продолжения пока не получили. О каком тогда диалоге с нашей Церковью говорит «епископ» Евстратий Зоря – мне не известно. Может, это только частные беседы с кем-то из «наших» в киевских ресторанах или кофейнях?

– Хотелось бы вспомнить все годы, в которые украинские раскольники пытаются раздирать Хитон Христов – Его Церковь. Вы, Ваше Высокопреосвященство, непосредственный участник и, говоря политическим языком, один из идейных вдохновителей борьбы с раскольниками вообще и гражданином Денисенко, называющим себя «патриархом Филаретом», в частности. Расскажите, пожалуйста, о борьбе за каноническое единство нашей Церкви.

– Вспоминать годы гонений, унижений и оскорблений нашей Церкви в Украине – трудно. Отмечу лишь три переломных события, которые определили и застолбили её бытие в новых политических реалиях самостоятельной жизни Украины:

1. На архиерейском соборе РПЦ 1992 года будущий Патриарх Кирилл (тогда митрополит) не дал Филарету увлечь украинский епископат в раскол.

Когда Филарет, потребовавший автокефалию для него, стал покидать зал заседания, надеясь, что так же поступят и запуганные им украинские архиереи, то владыка Кирилл с трибуны внушительно произнёс: «Братья! Сейчас вы берёте на себя огромную ответственность за тот шаг, который вы можете сделать. Одумайтесь!» И все привставшие с кресел остались на своих местах. Филарет проиграл. Это был коренной перелом в нашей украинской драме. Пламенный призыв митрополита Кирилла возымел решающее действие, и единство нашей Церкви было сохранено.
Верю, что пламенное слово Святейшего Патриарха Кирилла о единстве во имя Родины будет услышано и гражданами России, которая переживает сейчас новые динамичные события.

2.Проведение, вопреки сильнейшему давлению и шантажу центральной киевской власти, исторического Харьковского Собора УПЦ, сместившего Филарета Денисенко и избравшего Предстоятелем УПЦ митрополита Ростовского и Новочеркасского Владимира (Сабодана).

3. Трёхсуточное стояние-протест украинского духовенства, монашествующих и мирян из всех епархий УПЦ у стен Верховной Рады с требованием признать избрание Блаженнейшего Владимира и отменить юридическую ликвидацию УПЦ.
Поясню: при президенте Л. Кравчуке УПЦ МП под видом её «объединения» (в лице низложенного с киевского престола Филарета Денисенко) с т.н. УАПЦ «митрополита» Мстислава Скрыпныка (позднее «патриарха») была юридически ликвидирована, её счета – заморожены. В результате «исторического объединения» появилась незаконная УПЦ-КП. Президиум Верховной Рады (председатель И. Плющ) заявил о непризнании Харьковского Собора и выборов Блаженнейшего митрополита Владимира. В ответ трое суток духовенство, монашествующие и миряне стояли под стенами Рады с требованием восстановить справедливость. Кравчук был вынужден принять нового Предстоятеля УПЦ.

– В принципе борьба с расколом – это т.н. церковная политика. А насколько вообще уместно занятие политикой для православного человека?

– Борьба за единство Церкви – одна из основных задач служения православного архиерея, каждого священника и мирянина. Если бы Блаженнейший митрополит Владимир в своё время молчал и не протестовал против насилия над нашей Церковью со стороны государства, то нас бы просто уничтожили. В то время многие были «политправославными».

– Знаете, для меня лично после гражданского нового года начинается такое, как сказать точнее – волшебное время. Рождество Христово, русский Новый год, святки… Какая-то детская радость не покидает. И перед началом этих замечательных праздников я бы хотела спросить Вас о том, что мне кажется просто чудом, потому что я не могу понять, как рождается музыка. Как приходит слово, я понимаю, а музыка… Ваше Высокопреосвященство, расскажите, пожалуйста, о своем творчестве церковного композитора.

– Описать рождение художественного слова или музыки мне не под силу. Творчество – это печать нашего богоподобия. А.С. Пушкин, да и другие творцы говорили о некоем вдохновении свыше. Мне всегда казалось, что музыку или стихи я не сочиняю, а списываю с каких-то уже готовых звуковых или словесных «партитур». И если в результате такого «плагиата» я получил признание как церковный композитор, то похвала не мне, а Тому, кто есть Истина, Жизнь и Красота, спасающая Мир.

– Наш разговор будет опубликован перед самым новым годом. Аудитория портала «Русское единство» – это весь наш бывший Союз. Хотелось бы попросить у Вас, Ваше Высокопреосвященство, благословения для всех наших читателей…

– Пусть Божий мир войдёт в наши души, и да минуют нас войны и всякие нестроения, пусть Новый год принесёт всем земной достаток, счастье и любовь!


Добавить в: