ТОТАЛИЗАТОР
Когда необходимо сделать выбор, а вы его
не делаете, — это тоже выбор.
Уильям Джеймс
В Васином списке, небрежно набросанном на листке перекидного календаря, шесть прогнозов. Три — за Януковича, два — за Тимошенко и один — на то, что президентом по итогам второго тура не станет ни «он», ни «она». Последний прогноз импровизированного корпоративного тотализатора — мой. Завтра ставок в этом списке станет больше, но едва ли кто-нибудь еще решиться предположить, что стране не выпадет ни «орел», ни «решка», а монета чудесным образом просто зависнет в воздухе. И совершенно напрасно.
На самом деле, у нас не так уж и мало людей, которых по разным причинам, в основном объективным, не устраивает ограниченность, перпендикулярность выбора — либо «он», либо «она». Что делать им?
Принято считать, что те, кого не устраивает ни один из вышедших во второй тур кандидатов, должны прийти в день выборов на избирательные участки и поставить свой твердый крестик напротив графы «не підтримую жодного кандидата». Об этом пишут в газетах, об этом твердят политологи, к этому призывают и не прошедшие во второй тур кандидаты.
Однако такой путь — не самый правильный. Ибо те, кто проголосуют «против всех» — фактически проголосуют за Януковича путем отбирания голосов у Тимошенко. Поэтому единственная возможность действительно проголосовать против обоих кандидатов в равной степени — вообще не прийти голосовать, причем, организованно. Почему? Да потому, что, согласно законодательству, выборы не считаются действительными, если в них приняло участие менее половины всех избирателей. Семнадцати из почти тридцати пяти процентов избирателей, проголосовавших в первом туре не за «его» и не за «нее», вполне хватило бы для этого.
В
Васином списке, небрежно набросанном на листке перекидного календаря, шесть
прогнозов. Три — за Януковича, два — за Тимошенко и один — на то, что
президентом по итогам второго тура не станет ни «он», ни «она». Последняя
ставка — очень рискованная и маловероятная. Но уж очень хочется верить, что
стране не выпадет ни «орел», ни «решка», а монета чудесным образом зависнет в
воздухе. В воздухе перемен.
Из неопубликованного газетой "Взгляд"