GOROD.cn.ua

Почему правительство хочет ликвидировать Госзембанк

Причина расформирования – нецелевое использование бюджетных средств.

Государственный земельный банк, который должен был управлять более чем 10 млн га сельхозземель госсобственности и предоставлять льготные кредиты аграриям, может прекратить свое существование, так и не успев начать полноценную работу. На заседании 25 апреля Кабинет министров, по инициативе Минфина, принял решение рекомендовать парламенту ликвидировать эту госструктуру.


Министр Кабинета министров Остап Семерак утверждает, что «вспомнить» о Госзембанке правительство решило в контексте стремления системно уничтожить все коррупционные образования, выстроенные предыдущим Кабмином. А Госзембанк, по мнению чиновника – один из инструментов вывода средств из страны. «Мы провели анализ деятельности этого финучреждения: львиная доля денег, которые государство вложило в его уставный капитал, лежат на депозитах в других коммерческих банках», – говорит Семерак. Министр также надеется сэкономить бюджетные деньги, прекратив финансировать коррумпированную, по его мнению, структуру.

Менеджмент Госзембанка оказался застигнут врасплох инициативой правительства. «Известие для нас было неожиданным и довольно шокирующим», – сказала глава правления Госзембанка Светлана Скосырская.

По ее словам, банк провел большую подготовительную работу и был готов к реализации проектов в АПК – в сентябре 2013 года получил лицензии, а в октябре подключился к системе электронных платежей. Были подписаны предварительные договоры о намерениях финансирования проектов с тремя иностранными инвестфондами, представительством ООН в Украине, пятью системными украинскими банками. Также были разработаны программы поддержки малого и среднего бизнеса в сельском хозяйстве. «Но к реализации задуманного мы так и не приступили. Дело в том, что на последнем этапе, когда ВР должна была принять политическое решение о передаче государственных земель в распоряжение Госзембанка, оно не было принято», – поясняет Скосырская. Против него выступила оппозиция, по вполне понятным причинам: жесткого противостояния с тогдашним Кабмином и лобби крупного аграрного бизнеса, интересы которого, по ее словам, «прямо противоположны целям создания Госзембанка, а также тех структур, которые продолжают работать в тени».

В ответ на претензии в коррупционности земельной сферы, озвученные Остапом Семераком, она напоминает, что Госзембанк как раз и был призван сделать работу с землей прозрачной, понятной и контролируемой. «Банки имеют ежедневную отчетность перед своим регулятором – НБУ. Противником создания Госзембанка всегда были те люди, которые получают деньги в свой карман за заключение договоров аренды, от незарегистрированных договоров аренды, от того, что принимают 0,5% штрафа вместо уплаты по договору аренды», – перечисляет она. По ее словам, у МВФ было замечание по поводу ограничения функций банка исключительно рамками управления земельными активами, к которому прислушались и внесли соответствующее предложение правительству.

Скосырская напоминает, что земельный банк пытались создавать политические деятели различных партий на протяжении многих лет. «Даже если Госзембанк будет ликвидирован, перед Украиной все равно будет стоять вопрос преодоления коррупции в земельной сфере и привлечения ресурсов для развития сельской местности», – констатирует топ-менеджер. Такое же мнение в интервью Forbes высказывал и министр агрополитики и продовольствия Игорь Швайка: «Такой игрок нужен. Но его миссию, структуру, место на рынке нужно определить после серьезного анализа и изучив зарубежный опыт».

Категорически не согласен с этим первый зампред банка «Контракты» Павел Крапивин. Он убежден, что из-за изначально неправильного подхода к бизнесу у Госзембанка нет, и не было шансов успешно справиться ни с задачей кредитования аграриев, ни с управлением казенными землями. «Были спутаны два понятия – земельный банк как совокупность земель в кадастре и банк как финансовое учреждение. Так случилось, что в русском языке два этих слова – синонимы», – объясняет банкир.

Дешевые кредиты

По данным главы правления банка «Хрещатик» Дмитрия Гриджука, совокупный объем кредитов в аграрном секторе Украины на сегодня – около 90 млрд гривен. Из них примерно 20 млрд было выдано в прошлом году под общую ставку 24-26%. «Из-за отсутствия ценного залога у малых фермерских хозяйств также нет возможности получить кредит на 200-300 тыс. гривен», – описывает неутешительные реалии Гриджук.

Госзембанк обещал кредитовать фермеров под 8-12% годовых. Часть процентной ставки банков-партнеров по кредитованию аграриев Земельный банк планировал компенсировать.

Но банкиры не верят в способность Земельного банка привлечь дешевые ресурсы для финансирования АПК по низким ставкам. «Я как банкир не знаю источника денег под 2-3% годовых, чтобы можно было в достаточно крупных объемах выдавать длинные кредиты высокорисковому заемщику», – говорит Крапивин. По его словам, теоретически, финансировать Госзембанк можно было за счет выпуска внутренних бумаг, депозитов или внешнего заимствования, но конечная стоимость займа была бы максимум на 2-3% дешевле, чем у коммерческого банка, исключительно за счет госгарантии. Крапивин также не видит смысла в передаче государственных угодий Зембанку: «Если нужна организация для управления землями госфонда, создавайте отдельное агентство, но это же не банковские операции!»

Многие банки хотели бы войти в сегмент кредитования АПК благодаря его экспортному потенциалу, но опасаются скрытых рисков. «Все, что связано с АПК – это специфические виды бизнеса. Их можно и нужно финансировать, и было бы действительно здорово, если бы кто-то специализировался на этом», – подчеркивает первый зампред банка «Контракт». Он не исключает, что для этой цели государство могло бы создать еще один банк наряду с Ощадбанком и Укрэксимбанком.

По материалам: Forbes.ua, Богдан Хлимоненко

Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш Telegram.

Теги: сельское хозяйство, аграрный бизнес, земля, Земельный банк, агрохолдинги