Прогуливаясь по теплой весенней улице в состоянии мечтательной беспечности, прохожий вдруг шарахается, увидев совсем близко нечесаное, дурно пахнущее существо, по идее называющееся человеком. Некстати в памяти всплывает: «Человек — это звучит гордо». Конечно, можно пройти мимо — и бог с ним. Но как не задумываться о том, что бомжи — эти носители коросты, педикулеза, туберкулеза, ВИЧ, вирусных гепатитов и прочих очень серьезных и легко переносимых заболеваний, — свободно разгуливают рядом с нами? Мало того, есть опасения, что и жить будут рядом.
«Бродяга я»
В Украине действует Закон «Об основах социальной защиты бездомных граждан и беспризорных детей», которым предусмотрено создание властными органами учреждений социальной защиты для бездомных граждан, в частности, центров учета бездомных граждан и домов ночного пребывания. Кроме того, противоречивое украинское законодательство, декларируя право на свободу передвижения и свободный выбор места проживания, одновременно вынуждает гражданина регистрироваться в течение 10 дней.
В Черниговский приемник-распределитель лиц, задержанных за бродяжничество, из всей области доставляют все службы правоохранительных органов и даже приводят добрые знакомые. Но «отдохнуть» в нем задержанный имеет право только один раз, попался во второй раз — отправляют на все четыре стороны, рекомендуя в Чернигове больше на глаза не попадаться.
Марина, бездомная, 50 лет, пришла в приемник сама:
— Не мое это — бомжевать. Но по-другому никак не получалось. Так вышло, в основном из-за водки, что я три года тому назад продала квартиру за долги. Последнее время подрабатывала на базаре, но услышала, что есть отделение, где можно прийти в себя, а здесь мне помогут восстановить паспорт, смогу работать.
Начальник приемника Александр Полегкий комментирует это с сомнением в голосе:
— Очень часто мы восстанавливаем данные бездомного, выписываем временное удостоверение личности, на основе которого можно сделать паспорт. А через полгода его опять задерживают за бродяжничество и опять без паспорта. Мало того, как-то к нам пришел фермер из района и предложил нашим клиентам поработать у него. Выделил им дом в селе, кормил их две недели парным молоком, выдал аванс… На следующий день все в полном составе сбежали.
В нашем заведении их, прежде всего, отмывают, доктора осматривают, а вещи помещают в «прожарку». В камерах, отдельно мужских и женских, проживает до 6 человек. Питание трехразовое, горячее. «Прогуливаем» по дворику, иногда сами просят дать им возможность посадить цветы во дворе или заняться садом. Оставляют задержанного в приемнике по санкции прокурора до 30 дней, в зависимости от того, как быстро идентифицируют его личность и выдадут временное свидетельство. Зачастую выяснить, кто он, не представляется возможным — без документов, правда, в основном на вопросы отвечают честно, а если называют чужую фамилию — значит, есть основания прятаться. Именно в приемнике «вычислили» как-то вора, который ограбил в Черниговской области 20 магазинов. Попадаются без вести пропавшие (оказывается, они живы-здоровы, относительно, но так жить им удобнее), опустившиеся военные, спортсмены с высокими в прошлом достижениями.
Предположительно, одна треть бездомных — вышедшие в никуда из тюрьмы. Есть пострадавшие от махинаций с недвижимостью, продавшие жилье из-за долгов, наркотиков и водки.
«Движняк»
Чаще всего их задерживают на узловых железнодорожных станциях, особенно много в Бахмаче и Нежине. Они свободно ездят по Украине в электричках, в основном их никто, даже дорожная милиция, не трогает — брезгуют. Говорить, что это — порождение экономического кризиса, неверно. За последний десяток лет их количество не меняется, но четко просматриваются сезонные перемещения. При задержании они все рассказывают сказочку о том, что ездят на заработки в Киев или как раз сейчас едут на новую работу. Много выходцев из Западной Украины. В теплые дни местные бездомные выбираются из подвалов, переселяются на дачные массивы, где, однако, ведут себя довольно скромно — по-крупному не воруют, чтоб остаться незамеченными. День таких граждан занят нехитрыми хлопотами: где бы что найти на пропитание, чтоб сдать в пункт приема металлолома или стеклотары. А то и на выпивку заработать.
«Фальшивые» нищие
Кстати, довольно часто правоохранители ошибаются — задерживают гражданина со всеми признаками нищего «бомжа», а он, оказывается, вполне домашний, может предъявить паспорт с регистрацией, есть квартира и жена. А то, что просит милостыню или ковыряется в мусорном баке — так пенсия маленькая, на жизнь не хватает, вот и подрабатывает. Имеет право. Таких опустившихся людей очень много, больше, чем просто бездомных, хотя подсчитать их всех, думается, невозможно.
Что-то делается…
Работа с бездомными в Украине проводится на основании Закона «Об основах социальной защиты бездомных граждан и бесприютных детей» и решения СНБО «О мероприятиях по повышению эффективности борьбы с опасными инфекционными заболеваниями». На сегодня действует 44 социальных заведения для бездомных (дома ночного пребывания и центры реинтеграции), из них 13 — негосударственные. В 2007 году их услугами воспользовались 10 тыс. человек. Кроме того, работают 22 центра социально-психологической помощи, предоставляющие разнообразные услуги лицам и семьям, которые находятся в сложных жизненных обстоятельствах. Всего в Украине около 2 млн. бомжей — такие статистические данные приводят государственные службы. Интересно, как их считали?
В преддверии чемпионата -2012, когда Украина будет принимать тысячи иностранных гостей, Кабмин принял Концепцию социальной защиты бездомных граждан до 2012 года, подготовленную Министерством труда и социальной политики Украины. Забота о бездомных заключается в уменьшении многообразия ситуаций, которые бросают человека на самый низ социальной лестницы. Под особым вниманием Министерства юстиции окажутся нотариусы, которые росчерком пера могут лишить человека крыши над головой. Планируется наладить систему строгого учета бездомных и вдвое увеличить количество приютов. Чтобы бывший заключенный не вернулся к прежним привычкам, предполагается, что социальное учреждение сможет арендовать за доступную цену квартиру и предоставить ее в субаренду одному или нескольким лишенным крова людям, прошедшим процесс реинтеграции. К сожалению, действенность всех этим мер вызывает большое сомнение, так как все предыдущие усилия почти не принесли положительных результатов.
Более года тому назад Черниговский горисполком также озаботился созданием центра социальной адаптации бездомных. Специально под этот проект была создана общественная организация «Черниговский центр социальной адаптации бездомных и бесприютных», выделены около 50 тысяч гривен.
Как правило, в других городах для подобных заведений городские власти подыскивают помещение где-нибудь на окраине, понимая особенность публики, которая будет населять этот дом и нежелание жителей города близко соседствовать с ними. Помните судьбу сгоревшего центра для ВИЧ-инфицированных на Муринсона? Тем не менее для центра бездомных было выделено здание по Святониколаевской улице, в самом историческом центре города, в тесном соседстве с частными домами. Устроители заведения уверяют, что это будет центр закрытого типа, бездомные будут проживать от 14 до 16 месяцев постоянно, и жители рядом расположенных домов не почувствуют никаких неудобств от такого соседства, и вообще — все будет хорошо. Но вызывает сильное сомнение, что их свободолюбивые постояльцы больше года будут сидеть в одноэтажном тесном здании без выхода на улицу. К тому же сами устроители не знают до сих пор точно, что это будет — центр реабилитации, или приют, или еще что получится, так как это зависит от величины финансирования, которого до сих пор нет.
И уж совсем сомнительны планы по финансированию проекта реконструкции этого здания. Слышали ли устроители центра о существовании обязательных государственных норм, распространяющихся на разработку проектов новых и реконструкцию су¬ществующих зданий и сооружений учреждений социальной защиты населения, в том числе домов ночного пребывания, центров реинтеграции бездомных граждан, центров социальной адаптации лиц? В соответствии с ними «учреждения социальной защиты следует размещать на обособленных участках селитебных территорий городов».
Негативные примеры есть. Недавно городская санэпидемстанция закрыла харьковский центр социальной адаптации бездомных. Центр предоставлял ночлег бездомным, ежедневно с пяти до семи вечера в него приходили люди без постоянного места жительства для того, чтобы помыться, постирать свои вещи и получить скромный ужин.
«Мы вам кнопочку поставим»…
Слух о создании на Святониколаевской то ли центра для бездомных, то ли ночлежки, в тесном соседстве с частными домами, вызвал активный протест жителей этой улицы. Конечно, бездомные люди так же, как и все, имеют право на жилье. Но почему-то совсем не принимается во внимание нежелание жителей улицы соседствовать с бродягами, реально рискуя своим здоровьем. Настроены они, в основном, агрессивно и вообще удивляются – почему здоровых мужчин, у которых есть руки-ноги, государство должно кормить, отмывать, да еще за их счет?
Догадываясь о том, что органы местного самоуправления все-таки должны прислушаться к их мнению, около 50 жителей улицы написали письмо с просьбой не устраивать приют на их улице и подали его на имя Александра Соколова.
Вячеслав, житель дома № 31 по Святониколаевской:
— Ответ нам пришел успокоительный: мол, не переживайте, все будет хорошо, мы вам «тревожную» кнопку поставим. Бомжи есть везде, есть и у нас, такая беда может случиться с каждым человеком. От тюрьмы и от сумы не зарекайся. Но этот вопрос не из той оперы. Если они есть — то совсем не обязательно поселять их в центре города. А тут на Валу, в 200 метрах, строится пятизвездочная гостиница для иностранцев. Чувствуется, что просто не искали другое здание. Это помещение всегда было горисполкомовское: тут был детский садик, музыкальная школа, ассоциация предпринимателей — все приличные учреждения. Если бы захотели найти другое здание, нашли бы в более подходящем месте, а так пошли по линии наименьшего сопротивления. Но вы знаете, мне кажется — ничего тут не будет, скоро выборы, обойдется…
Факт
Статья 23 Конституции Украины. Каждый человек имеет право на свободное развитие своей личности, если при этом не нарушаются права и свободы других людей, и имеет обязанности перед обществом, в котором обеспечивается свободное и всестороннее развитие его личности
Статья 50. Каждый имеет право на безопасную для жизни и здоровья окружающую среду и на возмещение причиненного нарушением этого права вреда
Лариса Добрынина, еженедельник «Взгляд» №17 (098)
Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш
Telegram.