16 апреля батальон «Чернигов» отпраздновал свой второй день рождения. Точнее, уже не батальон. Недавно «черниговцы» стали ротой патрульной службы особого назначения. За эти два года кто-то приходил, кто-то уходил, менялись командиры... Однако в «Чернигове» много людей, которые несут службу с момента его создания, и тех, кто пришел в первые месяцы его существования. Один из них — 33-летний сержант полиции Андрей Леоненко.
Андрей Леоненко
— Я пришел в батальон 20 июня 2014 года, — говорит он. — И уже 6 июля поехал в первую свою ротацию. В целом у меня было 6 ротаций. Я подсчитал, что в зоне АТО провел 210 дней. Это чистыми, не считая дней в дороге.
— Что Вам запомнилось больше всего за эти шесть ротаций?
— Наверное, первая ротация. Когда едешь и думаешь: «Вернусь ли назад?» Помню первые обстрелы. «Град» летит, шипит! А у тебя сердце колотится, дышать не можешь. Но делаешь то, что должен делать. Скорее всего, просто на автомате. Эти эмоции действительно не забываются.
Как-то в начале августа 2014-го мы проводили зачистку в Лисичанске на Луганщине и наткнулись на логово сепаратистов, в котором осталось много продуктов. В огромных (килограммов по 200) пластиковых бочках были сахар, мука, крупы, масло и тому подобное. Сразу прибежали люди, которые рядом живут, мы оставили им несколько бочек. А остальные загрузили в машину и привезли в центр города. На тот момент в местных магазинах были пустые полки, купить что-то было нереально. Мы остановились возле супермаркета и начали зазывать людей, чтобы брали продукты. А они первым делом спрашивают: «Сколько стоит?» - «Бесплатно!» Люди не верили. Потом поняли, что это не шутка. Стали подходить, набирать. Всего разошлось несколько тонн этих продуктов.
Кстати, в тот же период в Лисичанске мы, проведя оперативную работу среди местного населения, вышли на снайпера-добровольца, который воевал на стороне сепаратистов. У него был свой АК (автомат Калашникова. — Авт.), который он прятал прямо у себя на огороде, закапывая в землю.
— Расскажите, какие изменения в «Чернигове» за это время? Как известно, теперь в зоне АТО вы не стоите на первой линии. Выходит, ваши функции и задачи изменились?
— Да, долгое время наш батальон был на первой линии (это буквально за километр от сепаратистов), непосредственно выполняя функции военных. Мы продвигались шаг за шагом, проходя через такие населенные пункты, как Кременная, Рубежное, Северодонецк, Лисичанск... Станицу Луганскую мы вообще держали почти год. Сейчас же наша армия окрепла, мобилизация проходит без срывов, поэтому нас перевели на вторую линию (это уже 15-20 км от боевиков), и с сентября прошлого года мы находились в Курахово Донецкой области (с апреля место дислокации «черниговцев» изменилось. — Авт.). Хотя все равно мы ездим в ближайшие населенные пункты на зачистки. Также охраняем важные стратегические объекты, общественный порядок, патрулируем, заступаем во внутренние караулы и тому подобное.
— Как менялось отношение местных жителей к вам?
— Сначала они относились к нам очень настороженно. Сейчас все изменилось в лучшую сторону. Разница существенная.
— В Станице Луганской, то есть на первой линии, «черниговцы» стояли достаточно долго. Наверное, многое пришлось пережить бойцам за это время.
— Конечно. Было немало боев, столкновений. Например, в мае прошлого года наши ребята стояли на одном из блокпостов на выезде из Станицы - буквально за 680 метров от сепаратистов. На них начали наступать боевики, обстреливать, завязался бой, который длился около часа. Нашими тогда было убито 6 сепаратистов, 18 ранено. Одним из убитых оказался боевик с позывным «Кот». Именно он принимал участие в гранатометном обстреле нашей «газели» в ноябре 2014-го, когда погибло трое бойцов «Чернигова» — Андрей Ищенко, Александр Найден и Виктор Запека.
Со Станицей вообще многое связано. Вспоминаю, как в августе 2014-го нас отправили на зачистку окраины Луганска. Обстрелы были страшные, над нами все время летали «грады». Но мы, несмотря на это, все же смогли уничтожить артиллерию врага. А после зачистки я в составе 20 добровольцев остался на блокпосту «Сталинград» на въезде в Станицу, чтобы помочь военным.
— Почему такое название у блокпоста?
— То, что там происходило, ассоциировалось именно с событиями Сталинграда. Везде танки разорванные стояли и тому подобное. Сепаратисты этот блокпост постоянно «поливали».
— И как прошла та ночь?
— Слава богу, нормально. Хотя и очень беспокойно — стреляли, но перелетало через нас и взрывалось километров за 5-7. Мне на тот момент оставалось несколько дней до ротации, должен был ехать домой. Меня тогда спрашивали, зачем я вызвался добровольцем на тот беспокойный блокпост.
— А во время ротаций бывает время на то, что вы любите в мирной жизни?
— Как я говорил, последние семь месяцев мы стояли в Курахово. Жили в Доме культуры. Вот, например, в январе там проходил областной турнир по настольному теннису. Нашим ребятам тоже предложили принять в нем участие. Один из них даже занял 3-е место среди 32-х участников, за что получил теннисную ракетку. Жалко, что турнир по шахматам на то время уже прошел.
— Любите шахматы?
— Я кандидат в мастера спорта, занимался шахматами с детства (кроме этого, Андрей имеет I разряд по вольной борьбе. Как говорит сам, «тренировал и тело, и мозг». — Авт.). Также долгое время был тренером по шахматам, занимался с детьми.
С ноября прошлого года у Андрея появилась еще одна важная миссия — он стал депутатом Деснянского районного в городе Чернигове совета. К тому же его выбрали главой комиссии по вопросам жилищно-коммунального хозяйства, строительства и благоустройства.
— А почему именно ЖКХ?
— Потому что это самое сложное. И там много работы.
— Все успеваете?
— Ну а что делать? — улыбается Андрей. — Мне это интересно. К тому же таким образом у меня есть возможность помогать людям. Будем стараться.
Александра Денисенко, еженедельник «ГАРТ» №17 (2769)
Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш
Telegram.