Владимир Суховерский: «Директор «золотой», когда у него кадры золотые»
Среда, 7 Сентября 2011 12:36 | Просмотров: 6868
Владимир Суховерский: «Директор «золотой», когда у него кадры золотые»
Удавшаяся жизнь — это набор удавшихся дней, часов, минут. И география тут не имеет решающего значения. Владимир Суховерский родился в небольшом селе Голубовка. Сначала удачная карьера музыканта — исполнителя, и вот уже почти 20 лет он — директор музыкального училища в Чернигове.
— Владимир Михайлович, а как Вы смогли закончить консерваторию после обычной сельской школы?
— Конечно, никакой музыкальной школы в нашем селе не было. Мой отец играл на многих музыкальных инструментах, но всю жизнь работал токарем. И сейчас я уже могу сказать: «Он совершил свой жизненный подвиг». После смены у токарного станка отец брал за руку маленького Володю, то есть меня, и усаживал на свой мотоцикл «ИЖ». Три раза в неделю он возил меня в Прилуки. Мужики после смены пивком балуются... А отец — берет меня за руку и везет в музыкальную школу. Он к концу жизни на 4 см ниже ростом стал. Ему ведь много надо было у станка гнуться, чтобы меня и брата выучить. Когда к нам приходили гости, то меня просили сыграть на баяне. Я выводил «Одинокую гармонь»... А отец смотрел на меня, не мигая. И гордость в глазах его была, и слезы стояли... Я так ни разу и не решился ему отказать.
— Неужели Вас никогда не заставляй заниматься музыкой ?
— И подзатыльники были. А как же! Это — нормально. Ведь все в футбол гоняют, а тебе — этюды играть. Но потом я первые места на конкурсах стал занимать. А успех человеку силу дает.
— А личность можно воспитать?
— Не знаю... Мне повезло с первым учителем музыки. Потрясающий человек! Потом я узнал, что уже на пенсии он потерял зрение и перестал слышать. Так он начал музыку сочинять! В Прилуках его многие помнят. Знаете, и в спорте, и в математике — везде так. Надо влюбиться в учителя как в человека. Способный ученик и способный педагог — тогда и получается личность. И семья — великое дело.
— Но, наверное, большого наследства от отца не досталось?
— Ошибаетесь. Я самое главное усвоил: в жизни надо трудиться! А такая наука — лучше денег. У родителей заботы с пяти утра начинались. Мама в школе учительницей работала. Мы с братом и курей кормили, и корову доили. В селе по-другому нельзя. И знаете, отца давно нет, но я до сих пор боюсь его подвести.
— А в музыкальное училище Вы с первого раза не поступили...
— И что? Я все равно поступил! Пусть со второго раза, но поступил же!
— Вам было 15 лет, когда пришлось начать жить самостоятельно в незнакомом городе.
— В училище тогда такие педагоги работали, что мало кто с «рельсов сходил». Я у Ангелины Александровны и Михаила Ивановича Стриги учился. И мне надо было вести «дневник»: каждый день расписывать по часам. Я помню, как преподаватель однажды сказал: «Смотри-ка, да ты. оказывается, 5 часов играл на баяне! Ничего не понимаю: или у тебя таланта нет, или другая причина...»
— И в чем причина была?
— Приписывал, конечно! Был грех. Зато у него имелась своя. «система Дурова», но только конфетки не давал. И я в пять утра бежал очередь в училище занимать, чтобы на баяне поиграть. Мы иногда даже на ночь оставались. Уставали мы или не уставали? Об этом как-то и не думали.
— Неужели лени не было?
— А лени не бывает, когда цель есть. Я мечтал о консерватории. Но поехал не в Киев, хотя и ближе... Рванул в Воронеж! Там был блестящий педагог Юрий Мугер-ман. Таких тогда . на весь Союз А было один или два. (Правда, он уже давно в Америке преподает). И я с сольными концертами по стране много поездил, и за границу мы выезжали. С такими исполнителями, как Мария Мордасова. приходилось выступать. Это легендарная бабушка! Она юморная такая! Весь зал просто «лежал» от ее частушек.
— Но музыкант и руководитель — работы разные.
— А я и не спорю. В 29 лет меня поставили завучем. И честно признаюсь, что один друг мне советовал: «Не иди ты руководить туда, где сам учился. Ты для них всегда будешь «Вова», а не Владимир Михайлович». Врать не стану: я первый год, как кукла, в кабинете сидел, пока не разобрался. что к чему. Но зато мои же дорогие коллеги тогда мне здорово помогали. Я ведь сюда не по блату пришел. Я уже был лауреатом Всероссийского конкурса. И если сейчас некоторые по-отцовски тепло ко мне обращаются: «сынок» или «Вовочка», то разве надо обижаться? Наоборот! Это окрыляет. Ведь меня эти педагоги и лауреатом сделали, и директором, и Заслуженным деятелем искусств Украины — всем сделали! А вот я и сейчас не знаю, что я сделал для Господа Бога, что меня директором поставили. А с начальников спрос всегда больше.
- Где?
— (Смеется) Везде! А уж Бог точно спросит по всем правилам... А я ведь был и первым директором школы Искусств в Чернигове. С фундамента мне она досталась. (Улыбается) На самом деле, я не директором школы искусств был, а директором стройки. Но мы ее сдали! Это для меня была великая радость: все «закрывались», а мы «открывались»! И через полтора года оркестр наш из Голландии лауреатом приехал. И на международном конкурсе наши танцоры всех покорили. Но я только успел «взлететь» от радости и подумать: «Красота! Буду до пенсии тут сидеть!». Не суждено было на лаврах почивать.
— Директором музучилища назначили?
— Да. И для меня это тоже было из серии фантастики. Где я «на директора» учился? Нигде! Коллеги учили прощать и понимать... Ведь люди искусства — они же все очень ранимые. А тот, кто завидует моей должности директора, он не очень умный человек. Это я вам точно скажу! Моя должность «творческая»: «дирижировать» надо от туалета и до концертного зала. У меня отпуск — а тут трубу прорвало. Ничего спланировать нельзя! Но в этом и своя прелесть. Свободная минута — это уже счастье!
— А сейчас талантливых студентов меньше стало?
— Нет! Черниговская земля «плодородная» на таланты! А вот ростом мельче стали. Мыто были под метр восемьдесят. Сейчас я студенческие билеты ребятам вручаю... Ну, хлопчики такие есть маленькие, что хочется обнять и поцеловать. Но к нам поступают хорошие ребята, которыми родители занимаются. В других институтах даже диплом можно списать. А у нас — ты, сцена и инструмент. Взятки у нас не проходят. Ведь я за своего студента не сыграю. Наши ребята приучены трудиться: они с первого класса сразу в две школы ходили. Честно скажу, что кое-кого отчислять приходится. И ведь мы же видим, что перед нами талант, что он без музыки не сможет... А заставить заниматься — не можем. Отчисляем для его же блага.
- Но народная мудрость гласит, что «талантам надо помогать. Бездарности — сопьются сами».
— А талантливые ребята всегда восстанавливаются! Но если человеку нечего со сцены сказать — это просто робот с хорошей техникой.
— Рядом с талантом частенько и звездная болезнь ?
— Мы каждый год имеем по 30-40 студентов-лауреатов Всеукраинских конкурсов. Недавно у нас выступал владыка Амвросий. И в зале свободных мест не было.
Почему? А разговор шел о гордыне. Он в десятку попал! Талант — это Божий дар. Зарывать нельзя! Дарить — можно! А за эти 20 лет Чернигов уже давно перестал быть музыкальной провинцией.
— Кадры решают все?
— Конечно! И мы не спешим расставаться с коллегами — пенсионерами, пока у них блеск в глазах есть! Вот у нас работает ветеран. Ему 82 года. Он выпускает двух студентов. Оба поступают в консерваторию! И зачем такого педагога увольнять?
— Кадры есть, а инструменты?
— Вы хотите спросить о закрытии музыкальной фабрики? Это боль страшная. Украина потеряла перспективу развития музыкального образования. Это не просто высокие слова. Я бы так сказал, что это предательство. Ведь если у вас нет машины, то и ездить не на чем. Инструмента нет — и все!
— А правда, что Высоцкий играл на гитаре, изготовленной в Чернигове?
— И еще много известных можно назвать! А фабрики-нет! И никакой Китай нас тут не спасет! Грустная эта тема.
— Когда Вас плохое настроение, то как восстанавливаетесь ?
— Никаких проблем! Вы хожу из кабинета в коридор — и тут сплошной позитив! Там музыка, здесь смеются, там целуются.
Одним словом — молодость, радость! Вот и настроение!
— Вы получили два ордена «За заслуги», Золотую медаль «Лучшему директору высшего учебного заведения Жизнь — сплошные белые полосы? Или недостатки все-таки есть?
— Я свои недостатки знаю. А Вам не скажу! Вот начну тут рассказывать: «Это надоело... А это не могу». И что получится? Не люблю, когда жалеют. Ругать — пожалуйста, если за дело. Вот инвалида — нужно пожалеть! И я почему эту Золотую медаль получил? Потому что я самый лучший директор? Нет, конечно! А училище наше есть самое лучшее на Украине! А когда директор будет «золотой»? Это когда кадры у меня «золотые», тогда и я буду «золотой». Вот такая выходит музыка...
Екатерина Ткаченко, еженедельник "Слово", №20
Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш
Telegram.