Художница Надежда Мартыненко: “Я женщину сравниваю с цветком”
Вторник, 9 Августа 2011 23:18 | Просмотров: 3702
http://dponline.cn.ua
Надежда Мартыненко
Люди творческие – не совсем обычные. Для черниговской художницы Надежды Мартыненко лучшим подарком к юбилею (не будем раскрывать, какому именно, ведь женщине столько, на сколько она выглядит, – а моя героиня выглядит лет на 45) стала новая персональная выставка, что прошла в начале лета. Около года Надежда усердно трудилась над циклом живописных работ, подобного которому нет. Это 36 женских образов, объединенных одной темой – головные уборы, которые носили в разных регионах Украины. О том, как появился этот цикл, об искусстве, вдохновении и любви – нашим читателям поведает сама художница.
«Во сне меня благословила моя бабушка»
– Надежда, почему именно женские головные уборы? Как родился этот цикл?
– Как-то мне подарили серию марок, посвященную этой теме. Меня поразило разнообразие! Я заинтересовалась, и как-то сразу появилась мысль написать цикл работ. Тем более, что ничего подобного в украинской живописи не было. Но чтобы написать, надо знать, откуда этот головной убор, из чего сделан, к какому времени относится. Я начала искать литературу. И странное дело: когда погружаюсь в какую-то тему, информация приходит отовсюду – то по телевизору какая-то программа, то друзья приносят нужную книгу. Так что получается такое вот сотворчество. Из музея Рериха, с которым я сотрудничаю, мне прислали отличный каталог «Мій рідний край» по Западной Украине. Там были представлены и головные уборы, и одежда, и быт. Я сделала небольшую коллекцию. Потому что, в принципе, это очень обширная тема, только по Черниговской области можно написать отдельную серию. В моем цикле представлены Гуцульщина, Буковина, Лемкивщина, Галычина, Волынь. Кстати, на Волыни есть такие интересные головные уборы – «весільні свашки» – это шапочки с перьями. Есть также Полесье, среднее Поднепровье, восточный регион. Но так получилось, что начала я с периода Киевской Руси. На одной из картин можно увидеть шапку-корабль – причудливую такую, отороченную мехом.
– Любопытно, как рождались эти женские образы? Вам кто-то позировал?
– Вы хотите спросить: почему не мужские образы? Художники всех времен писали в основном женщин – в том числе и обнаженных. Потому что в изображении обнаженного мужчины нет поэзии. Женщина пластична, у нее красивое тело, оно никогда не выглядит пошло. Я женщину сравниваю с прекрасным цветком, а мужчину рассматриваю в качестве дополнения – как художник, естественно. Пишу часто по наблюдениям. Еще когда училась в художественном училище, написала этюд по памяти – очень удачный получился! А китайцы и японцы тоже ведь не с натуры пишут, они вынашивают образ.
– Очень колоритным получился образ старой гуцулки. Где вы его подсмотрели?
– В ней угадываются черты мольфарки – это колдуньи на Западной Украине, которые общаются с силами природы. А еще в образе сквозят черты моей бабушки, она ведь тоже лечила людей. И это не случайно, еще в 2001 году, когда я готовилась к первой персональной выставке, накануне мне снится сон: приходит моя бабушка и наливает мне воды из светлого кувшина. Думаю, так она меня как бы благословила. И с тех пор у меня все складывается. На одной из работ – «Моя история» – бабушка возникает на дальнем плане. Еще что касается образов: художник всегда наблюдает, даже когда едет в троллейбусе, какие у кого черты лица, цвет кожи, разрез глаз, поворот головы, улыбка. И потом в каких-то работах эти черты проявляются.
«Как родилась, знала, что буду художником»
– Надежда, чем объясняется ваш выбор профессии?
– Мне повезло: я как родилась, уже знала, что буду художником. С детства любила рисовать, какие-то куклы делала. Может, что-то по наследству передалось – дядя моей бабушки писал иконы. Иногда человек не знает своего предназначения, только после выхода на пенсию он находит свое дело, проявляет себя в творчестве. А у меня это было с детства.
– Это большая удача!
– В общем, да, потому что у меня не было каких-то поисков, терзаний. После окончания школы я попыталась поступить в Киевский художественный техникум – не получилось, нужна была подготовка, а ведь я в селе жила. Поэтому поехала в Седнев, в Дом творчества художников, и сказала: хочу заниматься живописью, научите, подскажите! После этого два года посещала изостудию в Киеве. Работать не могла, так как не было столичной прописки, поэтому днем ходила по улицам, писала этюды. Родители помогали, конечно. А потом поступила в Крымское художественное училище на отделение живописи. Там очень хорошая школа, везде узнаваемая. Окончив, нужно было устраиваться на работу. При Советском Союзе все должны были работать. Вот это, собственно, и помешало моему становлению как художника. Я работала на радиозаводе, хоть и занималась живописью, но это не то. А творческий рост начался с 2001 года. В стране – кризис, безработица, а у меня как раз купили несколько картин, появились деньги на материалы. И дело пошло! Первая персональная выставка прошла в Чернигове, в музее М. Коцюбинского.
– На радиозаводе вы были художником-оформителем, можно ли там увидеть ваши работы? И где еще в областном центре их сегодня можно найти?
– На заводе я делала настенные росписи, писала портреты, пейзажи и натюрморты в комнаты отдыха. Но всегда стремилась к свободе и, в конце концов, добилась свободного входа на режимное предприятие. Мою роспись, посвященную теме космоса, можно увидеть в актовом зале. Есть некоторые работы в Нацбанке, в кафе «Предслава» (Предслава – сестра Ярослава Мудрого, еще одна работа – «Люди под зонтиком»). Выставляюсь в галерее Союза художников.
«Отдам картину в хорошие руки»
– Какова судьба ваших картин? Не жалко продавать?
– Мне и продавать не жалко, и дарить не жалко. Есть некоторые работы, которые я бы подарила музею – хочется, чтобы люди их видели, потому что в частных коллекциях очень ограниченный круг зрителей. Есть работы, которые хочется отдать в хорошие руки – если кому-то действительно картина по душе, если ее понимают, любят. На мой взгляд, есть такая проблема – некоторые люди относятся к живописи, как к обычной вещи, как к плащику – поносил и выбросил. Дело в том, что работы хорошего талантливого художника обязательно со временем вырастут в цене. В основном у меня заказывают картины для души, покупатели чувствуют эти работы. Хотя, наверное, кто-то покупал и для интерьера. Случалось, мои работы воровали – у мужа из офиса. Причем технику тогда не взяли. Бывало, что я забывала картины в метро. Ну, думаю, ничего, если человеку они понравились. И вот что интересно: после затишья начинался рост по продажам! Наверное, надо было свое искусство кому-то как бы в дар передать.
Был случай, я пришла в гости к одному человеку и стала жаловаться: рамку не за что купить… И на самом деле это искусство требует затрат, нужно купить холст и краски, не говоря уже о рамах. А он мне: «Что ты жалуешься?! Ты счастливый человек! Занимаешься любимым делом, творчеством, и за это еще и деньги получаешь!» В общем-то, так и есть.
– А какие у вас любимые сюжеты?
– Люблю пейзажи, и они у меня лучше всего получаются. Может, потому что я по знаку зодиака Близнецы, а это стихия воздуха. Натюрморт не очень люблю, потому что это быт. По сюжетам – мне многое интересно. И философские темы, и исторические. В последнее время пытаюсь найти ответ на вопрос: кто мы как нация? Недавно о княгине Ольге прочитала – очень интересно! Не скажу, что я такой патриот, но город свой очень люблю. И многие приезжие отмечают: в Чернигове – духовная тишина. Храмы, Вал – умиротворяюще действуют на человека, настраивают на духовную волну.
–
Может, и портреты пишете?
– Портрет нужно писать с натуры, это слишком просто и мне не интересно. А вот образ – это не просто характер, там столько тонкостей и нюансов заложено! Была у меня небольшая работа – «Рыжий кот» – женщина держит кота на руках. Я подарила ее своему другу – уж очень он похож на этого кота! Он тогда встречался с молодой женщиной, и когда я смотрела на эту пару, на то, как она его гладила, ухаживала за ним, а он «мурлыкал» от удовольствия, родился этот образ. Удачная вышла работа.
От реализма я повернула в абстракцию, а она меня натолкнула на образность – получилась совершенно другая манера письма.
– Интересно, много ли работ вы написали? И сколько уходит времени на одну картину?
– С 2000 года наверняка больше 500. Если маленькая работа – можно два-три дня писать, а некоторые картины я по три месяца пишу и даже больше. Иногда работу нужно отставить, чтобы через какое-то время свежим взглядом на нее посмотреть. А иногда все создается одним махом.
«Вдохновение приходит, когда работа уже созрела»
– От чего это зависит? От настроения? Времени года? От вдохновения?
– Вдохновение приходит, когда работа уже созрела в голове. Тему я вынашиваю, а когда «она пойдет» – не знаю. Иногда берешь холст – и сразу все получается, бессознательно. Особенно хорошо мне работается в церковные праздники. Видимо, в эти дни на землю сходит какой-то небесный поток. Я сначала не могла понять, почему так. Говорят, в праздники работать нельзя. Но ведь это творчество! Это созидание. Я этот момент стала ловить, всегда стараюсь уделить время своим задумкам.
– Семья разделяет ваши творческие взгляды?
– Так получилось, что мой муж окончил архитектурный техникум в Ленинграде. На почве искусства мы и сошлись. Он мне помогает, всегда первым смотрит мои работы. Свежий взгляд очень полезен. Когда работу видит человек понимающий, иногда замечает какие-то ошибки. А я их уже позже вижу. Муж помогает мне обрабатывать работы для размещения на моем сайте, делает буклеты к выставкам, смонтировал сюжет. Он работал по специальности, а сейчас больше занимается общественной деятельностью. Кстати, сайт мне разработал сын. Он не стал художником, хотя когда-то очень хорошо рисовал.
– А ученики у вас есть?
– Пока нет. У меня грандиозные планы на следующую коллекцию, а ученики отнимают время. Художнику нельзя работать один или два дня в неделю. Вот летом у меня началась консервация – все-таки есть определенные семейные обязанности. Теперь мне надо настроиться, иногда даже мелочь не могу сделать, не понимаю как – и с цветом, и с композицией. Но я это уже проходила, этот момент надо пережить, иногда даже заставить себя работать. А потом все наладится. Не так все просто. Искусство, как я поняла, настолько эгоистично! Оно требует внимания, сил. Если его любишь, лелеешь, то пребываешь в этом потоке. Только переключился – канал закрылся. Хотя иногда нужно сделать паузу, необходимо время для переосмысления.
Виктория Сидорова
Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш
Telegram.