Настоящий казак Алексей Горбунов
Шут Шико в «Графине де Монсоро», комбат в «Риорите» Петра Тодоровского, директор кладбища в картине «12» Михалкова, террорист Рахмет в «Статском советнике», Майор Кротов в «Хайтарме», саксофонист из «Стиляг» и многие другие – по этим ярким ролям мы узнали и полюбили Алексея Горбунова. Пообщаться с артистом – большая удача, ведь он неохотно дает интервью, предпочитая словам конкретные поступки. Так, и свой визит в Чернигов он начал с посещения госпиталя. Для раненных бойцов это был настоящий сюрприз. А перед благотворительным концертом ответил на вопросы журналистов.
«Наше спасение – в обычных людях»
- Алексей Сергеевич, концерт в Чернигове организовывает благотворительный фонд «Территория жизни», часть средств будет перечислена на нужды украинской армии. Любопытно, это фонд вас нашел или вы сами предложили сотрудничество?
- Целый год в стране идет война! Не знаю, как в Чернигове к этому относятся, а в Киеве и везде, где я бываю, у людей сердце разрывается! Год идет война! Поэтому мы находим друг друга сами. Когда горе общее на всю страну, когда мы понимаем, что происходит, мы находимся быстро. Я столько волонтеров за этот год увидел! Причем разных, в разных городах, стариков и молодых, среди них очень много женщин, помощь со стороны женщин просто неоценимая! Я уже не говорю о медсестрах, которые на себе вытаскивают пацанов. За этот год столько людей проявилось разных! Одни покупают машины, другие – лекарства, третьи под обстрелами везут нужные вещи, ведь на фронте всегда что-то надо. Наше спасение – в обычных людях. Я уже год в Украине нахожусь, и вот эти поездки по разным городам, встречи с людьми показывают, какой сильный дух у людей! И ты понимаешь, что такое Украина. Она разная - как визуально разная, так и внутренне. В каждом городе, области чувствуется своя энергия. Кировоград, например, меня сразил. Я уже 30 лет снимаюсь в кино, 12 лет на киностудии Довженко отработал, и в это время не только всю Украину проехал, весь Советский Союз. Тогда много снимали: Средняя Азия, Западная Украина – везде побывал, но в Кировограде – впервые. Я и не думал, что город настолько красив! Мне казалось: село какое-то, даже название звучит жутко. Красивейший город и люди в нем светлые.
- Так вы и в Чернигове бывали раньше?
- Да, я снимался здесь еще в советское время, кажется, в 1988 году, это был какой-то детектив, съемки проходили недалеко от театра. Я тогда неделю в Чернигове прожил. Помню, что зелени много, парки большие, церкви обалденные, музеи. И ничего не изменилось! Только лучше стало, чище. Но не стоит забывать, что в стране идет война. И вот в эти минуты, когда мы разговариваем, гибнут люди, причем с обеих сторон, мирные жители…
«Искусство должно объединять людей»
- Кстати, а как реагируют ваши российские коллеги на эту ситуацию? Вы ведь долгое время жили в России, а сегодня проявляете активную гражданскую позицию и отказались от участия во всех российских проектах. Может, кто-то из коллег вас поддержал, а кто-то – наоборот, прекратил общение?
- Я сейчас больше не с коллегами общаюсь, а с обычными людьми, с волонтерами. У меня как-то сейчас все связано с концертами, пластинку записываю, на радио работаю. С коллегами общался, только когда «Гвардию» снимали, но это все молодые артисты. Если вы спрашиваете про российских артистов, то Гармаш у меня как был друг самый близкий, так и остался. Миша Ефремов как был, так и остался. У меня в Питере много друзей среди актеров осталось. С ними тяжело говорить на эту тему. Вы же понимаете, что они не могут так свободно говорить, как мы. И я не могу их травмировать, я публичный человек, я понимаю, что за каждое слово надо отвечать. Но старые друзья как были, так и остались. Мы дружим уже 30 лет, отношения не изменились, наоборот, стали лучше и теснее.
Для меня Гарик Сукачев как был авторитетным человеком, которого я обожаю, счастлив, что с ним знаком, что снимался у него в картине «Дом солнца», так и остался. Я много пою песен Гарика, мое отношение к нему не изменилось, я не слышал, чтобы он что-то плохое говорил про Украину. Это его личное дело, как он относится к тому, что происходит на Донбассе. Он для меня гипер профессиональный музыкант и честный человек. Я его уважал и уважаю. Мы все одного поколения, я слышал еще «Бригада С», когда они начинали, мы все увлекались русским роком: Гребенщиков, «Алиса», «Наутилус», «Телевизор». Это политики «разрезают» людей, а артисты, наоборот, должны соединять. Искусство должно объединять людей. Они показывают нас как уродов. А мы ведь прекрасно понимаем, что мы не уроды, детей не жрем, синиц не хаваем. Нам надо думать о том, что спеть, чтобы у людей настроение было хорошее. Потому что в это тяжелое время людям особенно нужно что-то простое, теплое, человечное.
- И о чем же вы хотите поговорить с черниговцами? С чем выйдете на сцену?
- Хочу спеть черниговцам Окуджаву, Высоцкого, Сукачева, «Ніч яка місячна», рассказать про своего учителя Константина Степанкова. Хочу еще раз сказать: я счастлив, что родился в Киеве, что я коренной коевлянин, что учился у Степанкова, заканчивал кинофакультет Киевского театрального института. Моя учеба с 1980-го по 1984-й проходила на территории Великой Киево-Печерской Лавры, поэтому можете представить, что мы впитали. Тепло спеть я хочу. А поем мы разные песни. И песни Цоя, Гребенщикова, Макаревича, Шнура, который тоже себя очень честно проявляет. А Брутто – это вообще наш герой! Срочно найдите его интервью, это Сергей Михалок, «Ляпис Трубецкой»! Послушайте, что он говорит. Это то, что должен говорить честный рок-музыкант. Он не скрывает гражданскую позицию. Когда мы поем «Воины света», дрожь по телу идет.
«Хочу снять фильм про Русановку и старый Киев»
- Известно, что вы частенько выступаете со своей группой «Грусть пилота», принимаете участие в проектах на радио. А не соскучились ли за сценой, за кино? В каких творческих проектах задействованы?
- Сейчас начинаем репетировать с моим другом Юрием Одиноким, пока не хочу говорить вслух, что это будет, потому что три года все планируем. Это будет моно-спектакль, пьеса Самюэля Беккета. И я буду играть главную роль и продюссировать спектакль. Про театр больше говорить не хочу, чтобы не сорвалось. Вот тогда мы снова приедем в Чернигов.
Коллективу «Грусть пилота» почти 10 лет, состав меняется, но гитарист Женя Малюга со мной уже 9 лет, басист Валера Мельник тоже из первого состава, ударник Сергей Недашковский почти год с нами, саксофонист Паша Бузев около полугода. О пластинке говорить рано, пока только три песни записаны. Ничего нового там не будет, ведь мы не пишем свои песни. Есть только песня «Русский индеец» на слова Александра Кабанова. Он яркий талантливый человек, я бы хотел две-три песни на его стихи сочинить, если получится, потому что это отдельное призвание. Я же артист, а не певец. Меня больше тянет к драматическому искусству.
- Алексей Сергеевич, вы родились и выросли в Києве. Какие воспоминания храните о том времени? Мечтали ли в детстве стать артистом?
- Я с детства хотел быть футболистом, потом моряком, чтобы ездить за границу, привозить джинсы, «жевачку», магнитофон, пластинки, диски. Шматье хотел, как все дети советские. Американские сигареты мы хотели курить. Ну, и «Плейбой», чтобы теть рассматривать, потому что оттуда мы про секс узнали и про женские телеса. «Плейбой» три года ходил по классам, затрепанный весь был. Что-то мы перефотографировали, потом папа чей-то находил эти снимки, и начинались допросы: кто принес? зачем?
Вот об этом я кино хочу снять. Давно хочу снять фильм про Русановку, про старый Киев. Это уникальная атмосфера, удивительный город. Я жил в Москве почти 10 лет, в Питере, вся работа моя была там, в России я сыграл лучшие роли, и не устаю об этом повторять. Если бы не Москва в самый тяжелый период моей жизни – 1992-1993-й, когда я тупо спивался. Если бы не Владимир Попков, царство ему небесное, - мой режиссер, крестный отец в кино, на «Груз без маркировки» он меня утвердил, вселил надежду, что я могу сниматься и главные роли играть. Но время проходит, ты возвращаешься в Киев, и вдруг в своем родном городе открываешь то, чего не видел раньше. Мне 54 года будет скоро, я родился здесь, и сегодня своим детям рассказываю и показываю уголки старого Киева, которого осталось немного, как отец мой когда-то показывал мне…
Отец мой – с Алтая, и все мои родственники, братья-сестры живут на Алтае. А мама – из семьи шахтера, и дед мой похоронен в Перевальске. А я вот родился в Киеве. Так что ближе людей, как в Украине и России, наверное, нет. Ближе родственников – нету. И когда людей вот так разрезают пополам, какой-то бред им несут… Я так устал от этого! Это политика. Я понимаю, что мы в этом живем. Но, вспоминая старый Киев, мне хочется улыбаться… Это великий город. И люди здесь великие, сильные и красивые.
- Спасибо за такие чудесные слова, воспоминания. Вы упомянули, что на съемочной площадке встречались с великими режиссерами и с великими артистами. Сегодня в вашем творческом багаже больше 100 ролей. Какие из них вам наиболее дороги, какие встречи запомнились?
- Картин больше уже! Из всего количества работ я буду помнить «Груз без маркировки» - первую картину, «Графиню де Монсоро», «Филера» - потому что снимал Балаян на киностудии Довженко. У меня была величайшая возможность и счастье сниматься с Олегом Янковским. И то, что он мне рассказал про профессию, то, чему не научат, этому научить нельзя. «Актер – это как ребенок или как собака. Ходишь, смотришь и впитываешь в себя, как губка», - вот этому нас учили Янковский, Степанков, Евстигнеев. И то, что я сегодня умею, это благодаря тем актерам, которые были мощные люди и по человеческим, и по профессиональным качествам. Таких сегодня уже нет. И наше счастье, что мы слушали их с открытыми ртами. И сегодня пытаемся молодым рассказать. Но у молодежи уже свои герои. Фильм «Курсанты» я очень люблю, «Красную капеллу», «12», «Стиляги», «Дикари» - фильмов много, но наиболее важных 10-15 картин.
Творческий вечер Алексея Горбунова и музыкального коллектива «Грусть пилота» в Чернигове оставил самые лучшие впечатления, хотя и во время концерта артист неоднократно подчеркивал, что он не музыкант и не певец. Алексей выступал очень энергично, зажигательно, искренне, артистично. Рассказывал о том, как снимались эпизоды некоторых фильмов. Были показаны и некоторые отрывки. В очень своеобразной манере исполнял песни, любимые не одним поколением. В частности, звучали песни Булата Окуджавы, Владимира Высоцкого, Виктора Цоя. Спел и несколько украинских народных песен. И зал, конечно же, благодарил гостя овациями.
Виктория Сидорова
Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш
Telegram.