GOROD.cn.ua

Семья со знаком качества или 100 лет общего трудового стажа – на благо Черниговского речпорта

Надежда и Николай Черные
Основателем трудовой династии Черных был глава семьи Иван Семенович. После войны он пришел работать «на пристань» - так когда-то назывался центр грузовых и пассажирских перевозок главной водной артерии Полесья. Отсюда же спустя 36 лет уходил на пенсию. Дело отца уже в Черниговском речном порту продолжили сыновья Анатолий и Николай. А теперь здесь трудится и внук Роман. Трудовой стаж у Николая даже больший, чем у отца - в этом году исполнилось 42 года, как появилась первая запись в его трудовой книжке. За это время изменились и судьба государства, и судьбы людей. А Николай Черный неизменно служит своему речпорту. «У него золотые руки», - говорят коллеги, «У него золотое сердце», - говорят родные и знакомые, «У меня - золотая жена», - говорит сам Николай Иванович о верной спутнице жизни Надежде Макаровне. Каков же он - человек и муж со знаком качества - в ретроспективе семейной летописи Черных…
Итак…

... декабрь 1972-го

Накануне Нового года на Красной площади шла бойкая торговля. Шутка ли - продавали апельсины. К килограмму цитрусовых в придачу шли два лимона, килограмм яблок и шоколадный батончик. Очередь! Молодая продавщица не успевала подсчитывать выручку, деньги складывала в коробку из-под печенья. Когда коробка была почти полной, к киоску подошел парень. «Я как-то спиной почувствовала его взгляд, - рассказывает Надежда Макаровна. - Увидела пушистую кроличью шапку...» Парень тоже был немало удивлен. «Да тут Снегурочка!», - восхищенно сказал он и предложил познакомиться. Осторожная Надежда, покосившись на полную коробку денег, позвала... милиционера. Спустя время парень опять заглянул в окошко ее киоска, улыбнувшись, пригрозил пальцем и пообещал: «Ну, я тебя найду».
Первое свидание состоялось 11 января. До этого Николай оббегал все окрестные магазины, а своей Надежды не нашел. И тут, видно, в дело вмешались высшие силы: парень случайно зашел в овощной, расположенный прямо у общежития водников, где он жил. Там и работала девушка, запавшая в душу с первого взгляда.

...сентябрь 1973-го

Свадьбу сыграли в Костобоброве Семеновского района - на малой родине невесты. Потом вместе вспоминали первые встречи.
...Николай пригласил Надежду в кино. Несколько часов ждал у кинотеатра, не зная о том, что робкая девушка не решается прийти, но подглядывает за ним из-за поворота. Надежда тоже не догадывалась, что парень обул на первое свидание осенние туфли - самые лучшие в его гардеробе, и невольно заставила мерзнуть на пятнадцатиградусном морозе...
На первом же свидании девушка заметила на виске у Николая родимое пятно причудливой формы. Когда спросила, что это такое, отшутился: «Это - знак качества. Согласись, парни со знаком качества не каждой попадаются»...
«Он мне понравился, - признается Надежда Макаровна. - Аккуратный, вежливый, выделялся среди парней. Не выпивал. Сказал, что ему 25 лет».

Позже она узнает, что ее Николай немножко «подкорректировал» действительность. Было это так. На пятом свидании признался, что был женат, остался сын, который сейчас живет у его родителей, а жена умерла. Девушка от всей души сочувствовала парню, которому не в новинку было обращение с малышами. Он легко управлялся с ее племянником, мыл попу и менял ползунки. Когда ехал в село, Надежда запаковывала апельсины - для маленького сынишки. И как же потом ругала себя за доверчивость: знакомые рассказали, что ее Николай недавно вернулся из армии, ему 21 год, и никакого сына у него нет.
«Он зашел в магазин ближе к вечеру, - рассказывает Надежда Макаровна. - С порога спросил у девчат: «Где моя красота?» Я вышла. И когда увидела его, не могла сдержать слез обиды. Он схватил меня, целует. 150 невест, говорит, сбежало, а 151-я - моя»...

...12 марта 1974-го


На день рождения своему Николаю Надежда сделала долгожданный подарок - родила дочку. Девочку назвали Ирой. Счастливый отец примчался в Костобобров с кучей подарков и букетом цветов (в Черниговском роддоме тогда свирепствовал вирус стафилококка, рожала Надежда в родном селе). Для новорожденной она приготовила конверт, который получила от будущего мужа в подарок на 8 Марта в год их знакомства. Так, по-своему, Николай ей сделал предложение. Она тогда не поняла его, даже всплакнула, а он сказал: «Нам это скоро понадобится»... А потом они долго бродили по черниговским улицам, и неожиданно оказались у магазина «Янтарь». «Давай зайдем» - «Зачем?» - «Кольца надо купить»...
Ирочке было два годика, когда у нее появился брат Ромка. А еще через два года, накануне «Дня водника», их дружная семья въехала в новую квартиру.

Веселый и непринужденный Николай оказался верным и надежным спутником жизни. Он не разделял работу на мужскую и женскую, мог сам постирать и приготовить. Когда забивавшие во дворе «козла» мужчины однажды съязвили по поводу того, что ему самому приходится вывешивать белье, Николай положил перед ними на стол свою руку: «Скажи, а чем она отличается от женской?» Всегда считал, что работа у него - легкая. А работал Николай
Черный крановщиком грузового портального крана.

…1984-й

Когда Черниговский речпорт получил кран грузоподъемностью 16 тонн, перешел на него. Сам ездил получать - в Карелию. Сплавляли махину (одна платформа - размером 15 на 32 метра) по судоходным рекам два с половиной месяца. Это был даже не кран, отдельная квартира - с камбузом, каютой и санузлом.
Шли по реке грузы - щебенка, лес, песок, баржи с херсонскими арбузами. Хватало работы крановщикам.
Щепетильный и принципиальный Николай Иванович держал свое «рабочее место», возвышающееся над Десной на десятки метров, в идеальном порядке. Исполнительности и дисциплинированности требовал от подчиненных. Даже для родного брата не делал исключений... Если какая-либо деталь выходила из строя, а новой невозможно было достать, Черный шел к начальству и не уходил, пока не получал гарантии того, что эта самая деталь будет ему доставлена.
Его ценили, с ним считались, его боялись. «Почетных грамот» и «Благодарностей» у старшего электромеханика КПл №117 ОАО «Черниговский речной порт» акционерной судноплавной компании «Укр-речфлот» - целая папка. Их бережно собирает Надежда Макаровна. А для Николая Ивановича самое ценное - тот самый КПл №117 - кран, который он сумел сохранить и который выручил его, когда вся страна покупала хлеб за миллионы купонов.

...90-е

После развала Союза ССР, мир жил по принципу украинской поговорки: «Згоріла хата, гори й сарай». Сокращения, отпуска за свой счет... Пока власть имущие приторговывали фабриками и заводиками, вчерашние трудяги растаскивали все, что можно было унести. Дорогую технику разбирали на металл, который сдавали за копейки. Одни только так и выживали, другие...
Николай Иванович часто сидел на кухне, обхватив руками голову: «Боже, что делается! Да если бы эти деньги они в семью несли, а то все равно ведь пропьют»... А потом бежал в порт - дежурить, чтобы с его крана ни одна гайка не пропала. Со многими тогда испортил отношения... Но даже те, с кем разругался Николай Черный, пришли к нему потом проситься в команду: в 96-м кран и обслуживающая его бригада уехали на работу по контракту - в Югославию.

«Здесь было страшное безденежье, безработица, - вспоминает Надежда Макаровна. - В Югославии хотя бы выплачивались суточные. Страшно было, когда в 99-м началась война. Мобильные телефоны были в диковинку, а по телевизору такие ужасы показывали, что сердце замирало. Бомбили города, мосты, дороги... Николай работал на Дунае, во время бомбежки просил, чтобы кран оттолкнули подальше от моста. И продолжал свое дело. Когда стало и вовсе опасно, бригада уехала в Украину. Он остался. Сторожить кран».

Наши дни

Теперь Николай Иванович работает под руководством своего сына Романа. Он - старший по крану. Отцовскую профессию выбрал не сразу, но родители
с малых лет приучали: учись всему, что может потом дать кусок хлеба. А тут, как не выучиться, когда в наставниках - родной отец.
Освоив столь редкую на сегодня профессию, Роман Черный стал востребованным специалистом. Его приглашали на работу в Ильичевск - разгружать большие судна, сейчас вместе с отцом работают в Новоукраинске на Днепре.

Роман - вылитый Николай Иванович. Такой же шутник и балагур. А к работе относится серьезно. Мать только руками всплеснет: дома на несколько дней покажутся, - ремонт сделают, что-то смастерят. На уговоры"- «Хоть бы отдохнули», отвечают: «Разве это работа?»
Хотя время свое берет. Благородное серебро в волосах, сеточка у глаз... Теперь не так заметен «знак качества» на лице Николая Черного, зато с каждым поколением все больше проступают их фамильные черты характера, отмеченные знаком качества высшей пробы.

Наталия Бушай, еженедельник «Деснянская неделя» №26 (065)

Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш Telegram.

Теги: семья, речпорт, «Деснянская неделя», Наталия Бушай