GOROD.cn.ua

Андрей Коваленко: «Чтобы медом не пришлось лечиться, надо его есть!»

— Если бы человеческое общество работало по правилам пчелосемьи, мы жили бы намного лучше!
Белый кирпичный домик у развилки улиц Репкинской и Любечской привлекает внимание: многие знают, что там «что-то, связанное с пчелами». А в самом деле — что? По этому адресу расположено Черниговское производственное предприятие по пчеловодству («Продукты пчеловодства»), директором которого уже не один десяток лет работает Андрей Николаевич Коваленко.

— ...Я пасекой занимаюсь очень давно, у меня отец был колхозным пчеловодом, с малых лет, как начал ходить, — я был на пасеке. С 4-го по 10-й класс был у отца официальным помощником, подрабатывал на летних каникулах — и мне платили по 20 рублей.
А когда в 80-м году я закончил зоо-инженерный факультет сельхозакадемии, по специальности пчеловодство, — рассказывает Андрей Николаевич, — приехал работать в Чернигов. Называлась тогда наша организация — областная контора пчеловодства. Первые два года пасекой практически не занимался, а вот на третий уже привез из Варвинского района шесть пчелосемей — и неподалеку, на хуторке возле Рудки, на базе старой хаты создал себе пчеловодческую базу. В этом году там зимовали 42 моих пчелосемьи. Это удобно: весной не нужно никуда ехать: есть лес, заболоченная местность, очень много зарослей ивы, акации — выезжаю оттуда только в июне на гречку, клевера, донники...

— А что значит — «выезжаю»? Грузите ульи на машину...
— Да, это называется кочевьем пчел. Для того чтобы получить товарную продукцию, свою пасеку нужно обеспечить нектаром. А нектар на одной местности не всегда постоянно бывает. На моей базе — с весны до самого июня, пока не отцветет липа. Но с конца июня пчелам брать там уже нечего, на огороде остаются только огурцы да подсолнухи... И нужно вывозить свою пасеку на медосбор, к медоносам — растениям, выделяющим нектар.

— А как пчелы реагируют на переезд? Нервничают они при этом?
— Беспокоятся пчелы, а как же! Но в конце концов успокаиваются, делают облет, находят новые ориентиры, медоносы — и принимаются за работу.

Если бы люди были пчелами...

— Все пасечники, с которыми я общалась, сходятся в одном мнении: пчела — это разумное существо. Вы к этому мнению присоединяетесь?
— Конечно. Разумное, чуткое, способное прекрасно ориентироваться в пространстве. Если улей передвинуть хотя бы на пару метров, первое время, набирая ориентир, пчелы будут возвращаться к тому месту, где их домик стоял изначально. Но потом перестроятся, внеся изменения в «систему наведения».
Растение, выделяющее необходимый ей нектар, пчелосемья способна найти за два км. Работает так называемая разведка, которая с утра летит и обнаруживает ареалы медоносов. Возвращаясь в улей, своим танцем по рамке разведчики сообщают основной массе пчел, где расположено поле.
Работа в пчелосемье распределена. Часть пчел приносит нектар, часть перерабатывает его. Есть и охрана: чужая пчела в улей не проникнет. Инстинкты и модели поведения пчел очень сложны... Если бы все наше человеческое общество работало по правилам пчелосемьи, я думаю, жили бы мы намного лучше! Там у всех есть работа и никто не бездельничает. И безработицы нет!

— А трутни?

— У пчел есть три типа особей. Основная — это матка, которая отвечает за развитие пчелосемьи, кладку яиц. Второй тип — пчелы, которые воспитывают и кормят личинок. И третий тип — трутень, который необходим для оплодотворения матки.
Трутней пчелосемьи выводят только на весенне-летний период. Осенью пчелосемья их выгоняет из улья, чтобы сэкономить потребление корма зимой.

— То есть, в улье остаются, скажем так, женщины и дети?
— Да, остаются матка и рабочие пчелы. Бывают, правда, исключения, когда десяток трутней остается на зиму - если пчелы заметили, что с маткой какие-то проблемы: возраст, микротравмы. Тогда, страхуясь на случай гибели матки, они оставляют нескольких трутней для молодой ее наследницы.

— А откуда пчелы вообще знают, кто у них «родится» - трутень, рабочая пчела, матка? Это как-то запрограммировано?
— Яйца матка откладывает одинаковые. Кто из них вылупится, зависит от того, как и чем пчелы будут эти яйца кормить, как воспитают. Корм для яиц называется маточным молочком. Состав его пчелы могут регулировать, тем самым регулируя и состав пчелосемьи.

— А люди этой способности еще не переняли у пчел? Тоже могли бы «программировать» свои способности и качества?
— Нет, этого пока не переняли. Хотя маточное молочко люди активно используют в медицине. Это высококонцентрированный белковый корм, очень полезный для человека. Да и все продукты пчеловодства ценны для человека. (Между прочим, поиск в Гугле по словам «трутневый гемогенад» выдает среди результатов радостное «прощай, Виагра!» Делаем вывады :) Прием маточного молочка нормализует сферу интимных отношений в семье со всеми вытекающими из этого факта положительными последствиями. — Авт.)

— Пчела своего хозяина узнает? И вообще, кем считает — хозяином или «явлением природы»?
— В лицо, конечно, не узнает. Но отличает по запаху. Резких запахов пчелы, кстати, вообще не любят: чеснок, алкоголь, пот. Использование парфюмерии с работой возле улья тоже несовместимо. Так что к пчелиной семье, чтобы ее не раздражать, нужно подходить, избавившись от всякого запаха.

— Но нельзя сказать, что пчела своего хозяина не трогает, а всех остальных — кусает?
— Нет, так сказать нельзя. Не нужно подходить к пчелам рано утром или поздно вечером, когда семья сидит дома, не занятая работой (в непогоду, в невзяточный период). Если же пчелосемья занята медосбором, то к улью можно подходить даже в купальнике, только не делать резких движений, не стучать, конечно, по улью — а работать аккуратно. И тогда пчелы на вас не будут отвлекаться, даже замечать не будут, что кто-то рядом.

***

Кроме запаха пчелы отличают и цвета. Не все, но зеленый, желтый, голубой, белый — точно. В эти цвета чаще всего и раскрашивают пасеки. Если в одном улье живут две пчелосемьи, одну половину красят, к примеру, синим цветом, другую — желтым. И пчела в чужой леток не полетит — ориентируясь в том числе и на цвет «дверей».
А вот красного цвета пчела не различает. Поэтому, например, когда зимой нужно заглянуть в улей и проверить, все ли там в порядке, пчеловоды используют лампочку красного цвета — чтобы не тревожить пчел.

— Выживает ли пчела в современном мире? Говорят, из-за большого количества мобильных телефонов у нас повымирала половина насекомых?
— Я считаю, что влияние на пчелосемьи есть — в частности, из-за большого количества вышек, обеспечивающих покрытие. Но мобильная связь — это большой бизнес, а на пчеловодство — мало кто обращает внимание. Тягаться невозможно, силы не равны. Но даже когда не было еще мобильных телефонов, существовал порядок определения места для пасеки, и всегда рекомендовали возле высоковольтных линий или возле радиотрансляционных вышек ульи не размещать.
Простой пример. Если прийти на пасеку, положить телефон на улей, и с другого телефона позвонить, чтобы он просто сработал — вы увидите, как встревожится пчелосемья! И я знаю, что по области, возле вновь поставленных вышек, люди жалуются, что пчелосемьи погибают. Да и вообще влияние внешнего мира, плохая экология на жизни пчел очень сказываются — и сказываются негативно.

Все, что нужно на пасеке

В магазине пахнет душистым медом, воском, прополисом... Здесь продаются все необходимые пчеловоду приспособления — и рамки, и медогонки, и вышитые костюмы... Тут же и продукты пчеловодства — мед, прополис, пыльца, «зеленые манны» и «пчелиный хлеб»... А на стене, украшенный рушниками, портрет нашего земляка из Батурина — Петра Ивановича Прокоповича, изобретателя рамочного улья и отца профессионального пчеловодства.

— Андрей Николаевич, у вас же здесь не просто магазин, вы называетесь производственным предприятием. Что производите?
— Мы занимаемся обеспечением пчеловодов нашей области инвентарем (ульи, медогонки, дымари, сетки — все, что только необходимо), ветеринарными препаратами, а также занимаемся переработкой воскосырья. Перерабатываем воск в вощину — из которой пчелы строят рамки. Готовим белковую пасту для подкормки пчел . А еще занимаемся племенной работой: у нас есть пчелопитомник, нашей полесской породы пчел. Основная задача питомника — дать племенной материал, вывести племенных пчелиных маток. Чтобы человек мог приобрести у нас матку на замену старой или даже целую семью.
То есть, продаем мы все, что нужно на пасеке для ее обеспечения и развития.

— А кто ваши потребители? Пчеловодов в области хватает?

— В основном это действительно пчеловоды Черниговщины (хотя приезжают и из соседних областей, и из Белоруссии).
Конечно, мы привязаны в своей деятельности к количеству пчеловодов. Когда-то пасеки были почти в каждом колхозе: из 600 колхозов 400 имели пасеки. Небольшие, от 10 до 100 ульев, но в сумме по области выходило значительное количество: около 40 тысяч ульев! В каждом колхозе по плану сеяли медоносы — гречку, клевера. В каждом районе был зоотехник-пчеловод, который дважды в год проводил в хозяйствах ревизию, проводил специальные занятия, оказывал ветеринарную помощь — работа проводилась значительная.
После реорганизации колхозов мы колхозное пчеловодство потеряли. И сейчас в области пасеки держат в основном любители. Количество пчелосемей относительно стабильно: мы ежегодно реализуем около 20 тонн вощины. Кормовая база намного ухудшилась: пчеловодство зависит от того, сколько сеется медоносов — а с этим сейчас сложно, все стараются сеять культуры, дающие высокую рентабельность — кукурузу, бобы, сою..

— А вообще гречку у нас еще сеют?
— Ну вы же сами видите количество гречки на прилавках и ее цену... По этому можем судить и о количестве гречки, посеянной в прошлом году. Куда она делась? В Варвинском районе два года назад было посеяно 70 гектаров гречки. А когда-то каждый колхоз сеял 200-300 гектаров.
Впрочем, могу сказать, что баланс есть: у нас на сегодняшний день достаточно пчелосемей, чтобы опылить имеющиеся площади энтомофильных культур. Но в основном эти пчелосемьи находятся у пчеловодов-любителей. Правда, сколько их — точно никто не скажет.

Радиации — нет

— Мед действительно настолько целебен, как о нем говорят?
— Конечно. Но вообще-то для того, чтобы не лечиться медом, его нужно просто употреблять в пищу. Сейчас употребление меда населением, если верить статистике, очень невелико, если сравнивать со странами Европы. Мед, натуральный продукт, нужно просто есть! А целебные свойства у него, конечно, есть — и не только у меда, но и у прополиса, пыльцы, перги, маточного молочка. Что они помогают от разных недугов, я знаю на собственном опыте.

— А подделывают ли эти продукты пчеловодства? Если да, как отличить, скажем, настоящую пыльцу или настоящий прополис от фальсификата?

— Чаще всего фальсифицируют именно сам мед. Цветочную пыльцу собирает и формирует пчела, сфальсифицировать очень сложно. То же касается прополиса. А вот с подделкой меда дело другое. Вместо нектара иногда пчелам скармливают закрашенный нектаром сахарный сироп (особенно раньше, когда сахар стоил дешевле). Получается «вроде бы» натуральный мед, но в нем сложных сахаров намного больше и он не такой ценный.
С задачей отличить натуральный от поддельного лучше всего справятся в специальной лаборатории. Есть, конечно, народные методы и опытный человек разберется. Но лучше всего сделать анализ в лаборатории: где определят хотя бы диастазное число (количество ферментов) и содержание влаги.

— А на радиацию мед проверяют?
— Обязательно. И мед, и воск, и пыльцу, и прополис. Но случаев превышения нормы в нашей области ни разу не фиксировали. Вы можете сами взглянуть на экспертные листы.
Вот, например, мы делали анализ воска 1І марта. Цезий-і37: максимально допустимое содержание — 200 Бк/кг а содержание по результатам исследования — 0,3! Стронций-90: максимально допустимое содержание — 50, а мы имеем — 3,1. Сами видите, о радиации можно не переживать.
Кроме того, пчела никогда не полетит собирать нектар на поле, которое было обработано химикатами. Если гречка посеяна после кукурузы, а при выращивании кукурузы было внесено для подкормки много аммиака, пчела скорее всего туда не полетит — несмотря на то, что гречка пахнет весьма привлекательно.

Советы для сладкоежек от Андрея Коваленко

— Сам я вырос на гречишном меду, у нас в Варвинском районе его добывается много, потом уже попробовал и другие виды — и могу сказать, что каждый мед по-своему вкусен! Темные сорта меда — более насыщенные. Отличаются выраженным запахом, оттенком горечи, хотя и более сладкие. Такой мед не стоит давать детям. Если такой сложный мед дать попробовать ребенку, скорее всего, он откажется и долгое время мед не будет употреблять вообще. Если вы хотите, чтобы ваш ребенок полюбил мед, начните с акациевого — он легкий, практично без запаха, не образует кристаллов.
Перед тем как есть мед, нужно его чуть-чуть посмаковать: распределить по небу (напомню, мед состоит из простых веществ и усваиваться начинает уже во рту!), оценить вкус.
Сам я мед ем каждый день, он у нас всегда на столе. С молоком, с кофе — вместо сахара. И всем рекомендую не забывать о таком прекрасном природном продукте!

Досье

Коваленко Андрей Николаевич родился 14 февраля 1957 года в с. Дащенки Варвинского района Черниговской области.
Образование высшее: окончил Украинскую сельхозакадемию.
С 1980 года и по сегодняшний день работает на Черниговском производственном предприятии по пчеловодству «Продукты пчеловодства», из них последние 15 лет — директором.
Семья: жена Алла Петровна (ветврач), и две дочки, Татьяна и Алена. Старшая уже работает фармацевтом, младшая заканчивает университет.
Увлечения: пчеловодство, охота, рыбалка.
Домашние животные: овчарка Лайма, пекинес Тима и похожий на пинчера дворянин Чаки.

Чем важен мед?

Ценность продуктов пчеловодства состоит, прежде всего, в том, что все они — натуральные. И второе — очень легко усваиваемые.
И мед, и сахар одинаково сладки, но отличаются по составу. При употреблении меда организму не нужно тратить силы на расщепление сахарозы — в меду она уже разложена на фруктозу и глюкозу.

Мед — это высокий концентрат ценных элементов. Он содержит 13—20% воды, 75—80% углеводов (глюкоза, фруктоза, сахароза), витамины В1, В2, В6, Е, К, С, провитамин А-каротин, фолиевую кислоту. В состав меда входят в основном плодовый и виноградный сахара (до 75 %), которые полностью усваиваются организмом человека. Помимо сахаров в меду в небольшом количестве имеются железо, фосфор и другие микроэлементы, необходимые для образования крови и роста костей. В состав крови человека входят 24 микроэлемента — 22 из них содержатся в меду. Как и всякий другой натуральный продукт, мед содержит витамины. К примеру, в гречишном меду 330 (!) простых элементов.

По цвету мед делят на светлый и темный, с многочисленными переходными оттенками от белого до красновато-коричневого. Цвет меда зависит от растений, из нектара которых он получен: светлый — из соцветий липы, подсолнечника, акации, более темный — из гречихи, молочая и др.

Беседовала Вера Едемская

Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш Telegram.

Теги: «Продукты пчеловодства», мед, пчелы, Андрей Коваленко, Вера Едемская