GOROD.cn.ua

Из Крыма в Семеновскую глубинку

Из Крыма в Семеновскую глубинку
Каждый сам выбирает, как ему жить. Одни идут за своей мечтой до конца жизни, другие всю жизнь меняют мечты, а третьи на полдороге понимают, что хотели совсем не того, что им действительно нужно.
Многие сейчас выезжают в города. А вот семья Хабловых, напротив, из Крыма переехала в село Жовтневое Семеновского района. Ради чего они оставили собственный бизнес и что ожидало их в селе? Оказывается, эти люди захотели вернуться к своим корням, к тому месту, где они родились и выросли. Сейчас 49-летний Сергей и 44-летняя Любовь Хабловы возрождают свое родовое «имение».

— Все началось с одной песни, которая запала мне в душу, — говорит Любовь Николаевна. — Вообще, когда мы стали родителями (у нас 22-летний сын Максим, 14-летняя дочь Аня и 7-летняя Анастасия), появилось очень много вопросов о воспитании, о здоровье, об образовании. Много литературы было перелопачено, и все больше вопросов возникало у меня и мужа. А ответов не было. И когда я услышала песню Андрея Гусева о прекрасном саде — «И кто заставил, люди, вас прекрасный сад сменить на суету безжизненных громад?", то я не могла больше жить в этом искусственном мире. Мне захотелось быть ближе к природе, к своим корням. Долго я видела во сне этот сад из песни и мечтала переехать в село, чтобы воспроизвести там прекрасный уголок, где соберутся поэты, художники, творцы. Здесь, в Жовтневом, родились я и мой муж. Сергей жил вон в той старенькой избушке, а я на другой улице за рекой. Здесь мы поженились и отсюда на второй день после свадьбы поехали в Симферополь, где уже жили мои сестры. Вы же знаете, что в советские времена был создан образ счастливого человека, который живет в квартире с удобствами, работает на заводе и милуется пейзажем с дымящимися трубами. Тогда все массово выезжали из села. Ну а теперь мы пожинаем плоды тогдашнего уклада жизни.

Люба с Сергеем долгое время жили в Симферополе. Он работал тренером по спортивной гимнастике, а она — медсестрой. Однако началась перестройка, спортивные секции сократили, рабочих мест становилось все меньше, и семье пришлось переехать в поселок Почтовое Бахчисарайского района. Там они приобрели домик, посадили сад. Сейчас там живет их сын Максим. В Почтовом Сергей начал заниматься бизнесом — пошел на рынок торговать сантехникой. Очень скоро вместе с родственником Виктором они открыли собственный магазинчик, а затем и второй. Но приходило понимание того, что тело живет в одном мире — искусственно созданном, а душа хочет совсем другого.

— Мы много общались с людьми, которые оставили блага цивилизации и живут близко к природе, не загрязняя окружающую среду, не нанося вреда своей земле. Мы ездили посмотреть на родовые имения, которые создавались в Крыму. Но едва лишь я задумывалась, смогла ли бы здесь жить, как сразу же убегала назад- Чувствовала, что это не мое. Да и вообще, мало таких людей, которые готовы поменять дом с горячей водой и чистым туалетом на сельскую избушку без удобств. Долго колебался и мой муж. Очень сдерживало его то, что сын оставался там, в Крыму. Ведь именно Сергей когда-то в детстве учил Максима играть в футбол, он дал сыну эту мечту, из-за которой они теперь вынуждены жить в разлуке. Наш Максим — футболист, он серьезно занимается, и именно это стало главной причиной, что он остался там. А мой любимый впоследствии понял, что пока мы своими действиями не утвердим новый образ жизни — ничего не изменится.

Нелегко было Любе и Сергею переезжать в свое село, где никто не был им рад. Вся родня возмущалась: «Это где такое видано, чтобы люди из Крыма возвращались в глухое село?! Пусть бы какие пьяницы или тюремщики, которым некуда больше деваться. А вы же нормальные! Зачем оно вам?» Кое-кто откровенно смеялся. Тяжело переживал их переезд и партнер по бизнесу Виктор. Но Сергей с Любой и двумя дочками уже твердо решили поселиться в Жовтневом. Партнер вернул Сергею долю денег от бизнеса. Ругала тогда Любу и родная сестра Надежда, которая живет в Крыму, даже на вокзал не пришла провожать. И мать Сергея, к которой приехала семья, не была рада им, просто не понимала такого поступка. Работы они не искали, и сейчас супруги официально не работают. Живут собственным хозяйством: имеют коня, корову, телочку, гектар земли и 25 ульев. Вот такое имение нажили за три года. Сначала был только один улей у матери Сергея, с которой они и жили. Рядом соседи строили дом, но почему-то передумали в нем жить. Сергей с Любой даже обрадовались такому неожиданному случаю купить новенький дом. Конечно, пришлось самим заниматься внутренними работами, но это ничего. Свой участок земли Любовь Николаевна со всех сторон обсадила елками. Этой осенью муж выкопал небольшой пруд возле огорода. Воды там пока мало, но весной он должен заполниться.

— Хочу рассказать об учебе дочек. Мне не очень нравятся теперешние школы. Нашей Анечке пришлось поучиться год в Крыму. Потом я перевела ее на экстернат и занималась с ней сама. Когда переехали сюда, то нам перекрыли все пути, пришлось и здесь проучиться год (в Жовтневом есть своя школа. — Авт.). Но я все же нашла способ забрать Аню из школы — мы устроились в Симферопольскую школу дистанционного обучения. Сейчас там же учится и младшая дочь, она в этом году пошла в первый класс. Как правило, в таких школах учатся с помощью компьютеров, но я уговорила директрису позволить девочкам учиться просто по книжкам. На осенних каникулах мы ездили сдавать материал за полгода, за второе полугодие будем сдавать во время весенних каникул. Дочери учатся хорошо, Аня получает 8, 9, 10, а Насте пока оценок не ставят, но она тоже способная. Я их не заставляю что-то учить, лишь советую сидеть за учебниками утром, потому что тогда материал усваивается лучше. Если нужна моя помощь, то я всегда готова. В будущем надеемся провести Интернет и уже по нему общаться с симферопольскими учителями. Нравится дочкам заниматься музыкой, и мы с мужем это одобряем. Наша Аня с 5 лет занималась в музыкальной школе по классу фортепиано, в прошлом году закончила учебу уже здесь. Так теперь учится играть на скрипке, а младшая за ней повторяет. Поэтому по понедельникам и пятницам Сергей на машине возит девочек в Семеновку — в музыкальную школу. Нравилось мне, когда дочки ходили прошлой зимой на кружок резьбы по дереву, который вел здешний учитель труда. Я считаю, что ремесла, которые развивались когда-то, зря забывают в современном мире. Да и вообще, многое забыто сейчас. Когда-то в Жовтневом наши бабушки на второй день Пасхи всем селом делали «Стрелу» — это своеобразный хоровод, в который становятся крестьяне и идут по улицам, собирая и старых и малых. Мы, дети, так ждали этого события! Это был настоящий праздник для нас. А теперь все забыто, никто не хочет возрождать эти традиции.

Волнует меня и наше питание. Раньше люди дышали чистым воздухом, ели настоящие продукты, которые сами и выращивали. Теперь нельзя доверять этикеткам в магазинах, ведь все — сплошной яд. На своем участке мы выращиваем экологически чистые продукты, не используем химикатов, а также не употребляем мяса. Я отказалась от животной пищи около 10 лет назад, Сергею было труднее пойти на такой шаг. Но переезд помог начать абсолютно новую жизнь. Рыбу я готовлю лишь изредка, например, когда приезжают родственники в гости. А в повседневной жизни едим преимущественно овощи, фрукты, молочные продукты, грибы и тому подобное. Мне бы хотелось перейти в будущем на сыроедение. Всем известно, что при термической обработке продукты теряют большинство витаминов, но почему-то немногие делают соответствующие выводы. Я каждое утро ставлю на стол разные овощи с фруктами, чтобы дети на протяжении дня могли лакомиться ими. Забежала Настюшка, ухватила что-то — она не задумывается, ведь выбор делается интуитивно — и дальше играет. Вот это и будет полезно для нее в это мгновение, потому что организм сам выбрал, никто ему не подсказывал. Зимой тоже есть из чего выбирать: овощи, орехи, сушеные грибы, семечки. Один сушеный белый гриб я по чуть-чуть рассасываю около часа, у него достаточно интересный вкус.
Конечно, отказаться от благ цивилизации сразу очень трудно. Но мы пытаемся понемногу привыкать к той жизни, которая определена человеку природой. Я ничуть не жалею о своем выборе, ведь знаю, что мы оставим нашим детям. Я верю в их счастливое будущее, когда люди вернутся к своим корням и с любовью будут относиться ко всему, что вокруг них.

Анна Самойленко, еженедельник «ГАРТ» №47 (2487)

Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш Telegram.

Теги: Крым, Семеновка, семья, «ГАРТ», Анна Самойленко