Единственный в бывшем Советском Союзе профессор каллиграфии работал в Чернигове
Понедельник, 15 Ноября 2010 16:06 | Просмотров: 16965
Иван Федорович Кирей
Слово «каллиграфия» в переводе с греческого языка означает «красивый почерк». Синонимами ему выступают слова: чистописание, краснописание. То есть это искусство писать разборчиво, чисто и красиво. Наши предки очень почитали красное письмо.
Каллиграфия, как ремесло и искусство, имела огромное значение для изготовления книг в допечатный период. Книги создавались способом переписывания и оформления текстов от руки. Занимались когда-то этим ремеслом преимущественно монахи. Для изготовления рукописной книг требовалось много сил и времени. Поэтому стоила такая книга очень и очень дорого. Эпоха компьютеризации существенно потеснила каллиграфию. Сегодня каллиграфия рассматривается всего лишь как эстетический элемент в оформлении текстов.
Но, думается, каждый согласится с тем, что получить на свой адрес рукописное письмо намного приятнее. Оно и теплее, и эмоциональнее, чем напечатанное. Оно передает энергетику автора.
Ученые-психологи считают, что, теряя простые навыки письма от руки, мы теряем не только чувственность и развитость рук, но и обедняем свое эмоциональное развитие, лишаемся источника познания мира.
В этом году исполнилось 90 лет со дня рождения черниговца Ивана Федоровича Кирея (1920–1993). Юбилей прошел незаметно. Кроме педагогической общественности Черниговщины, он, к сожалению, почти неизвестен нашим землякам. И мало кто знает, что не один десяток лет вся украинская детвора училась писать в начальной школе по прописям
Ивана Федоровича Кирея – художника, каллиграфа, ученого, педагога-методиста.
В свое время он был единственным в бывшем Советском Союзе профессором каллиграфии, а жил и работал в нашем родном Чернигове.
Родился И.Ф. Кирей 5 мая 1920 года в с. Лещевка на Полтавщине (ныне Черкасская обл.). Имея прирожденный дар художника, поступил в Одесское художественное училище на отделение живописи, которое окончил в 1940 году. Вскоре наступило военное время. Война застала Ивана Федоровича в Крыму в рядах защитников Севастополя. Моряк-подводник, которому Божьей милостью удалось спастись с тонущей подводной лодки, он в 1942 г. был награжден медалью «За оборону Севастополя», а в 1945 – «За победу над Германией». После демобилизации с армии уже в мирное время работал конструктором в судостроительной промышленности Дальнего Востока.
С
1947 года начинается его педагогическая деятельность на должности преподавателя каллиграфии и рисования в Золотоношском педагогическом училище. Далее – работа в педагогическом училище г. Броды.
В
1955 году в издательстве «Радянська школа» впервые вышли из печати его «Прописи» для учащихся І-го класса на украинском языке.
А
в 1957 году, когда Иван Федорович начал работать в Черниговском пединституте, он уже был признанным специалистом в области каллиграфии. Тираж его «Прописей» для І-го класса в этом году составил 615000 экземпляров.
В 1958 году учебники И.Ф.Кирея «Прописи» для учащихся І-ІІІ классов, каллиграфические тексты к «Букварю» и специальные тексты, выполненные каллиграфическим шрифтом, были представлены Министерством просвещения УССР на Всемирную выставку «Пять континентов учатся писать», которая состоялась в Лейпциге (Германия). В 1962 году без отрыва от работы Иван Федорович приобретает еще одну специальность: по окончании Винницкого педагогического института получает диплом учителя начальных классов.
И в этом же году его научно-методические разработки номинируются на премию им. К.Д.Ушинского, которой можно удостоиться, как известно, за выдающиеся труды в области педагогики.
Кроме прописей для украинского и русского алфавитов, И.Ф.Кирей разрабатывает «Прописи» для 1-го класса с венгерским языком обучения, которые были изданы в 1960 году филиалом издательства «Радянська школа» в Ужгороде, а также прописи для арабских цифр. Работает над методическими пособиями для учителей, преподавателей, студентов.
Иван Федорович Кирей является автором статьи «Каллиграфия» в Украинской советской энциклопедии.
Каллиграфический шрифт, разработанный И.Ф.Киреем, был очень красив. С этим, бесспорно, согласятся представители старшего и среднего поколений, которым довелось осваивать азы письма с помощью перьевой ручки и чернильницы.
Но со временем появилась необходимость ускорить письмо. Ученые сочли, что нажимы, волосные линии, точки с загибами, которые придавали красоту письму, отнимают у школьника много времени и сил и со временем забываются. За дело взялись сотрудники Научно-исследовательского института педагогики Украины. В 1970 году была проведена реформа графики письма. Перьевая ручка была заменена шариковой. Шрифт был упрощен.
Иван Федорович, как истинный эстет и педагог, имел собственную точку зрения на происходящее. Прежде всего он рассматривал каллиграфию как максимальное самовыражение каждого человека. Соглашался с мнением некоторых психологов, что неумение красиво писать обедняет эмоциональное развитие ребенка. Сначала от маленького человека требуется только аккуратно повторять художественно выполненные образцы букв.
Но, взрослея, каждый человек что-то меняет в своем письме: по-своему трактует каждую букву, по-своему соединяет буквы в слова. В таком случае речь идет уже о почерке, который у каждого человека уникальный, как отпечатки пальцев. «Почерк – это характер», - любил повторять студентам Иван Федорович. Он также считал, что упрощая письмо, мы лишаем ребенка важного источника эстетичного воспитания. “Вы не пишите, вы рисуйте букву, и тогда получится красиво”, - советовал он студентам на занятиях по каллиграфии. Кроме того, он был убежден, что ускорение письма – это слишком большая нагрузка на организм маленького человека, которая может навредить его здоровью. Но как ученый понимал, что поступь научно-технического прогресса неумолима.
Его многолетние исследования в школах г. Чернигова и области, посвященные вопросу обучения письму детей шестилетнего возраста, стали основой для создания уже новых учебных пособий, отвечающих требованию времени: упростить и унифицировать письмо. Из печати выходит его учебник «Тетрадь для письма в подготовительных классах» для школ с украинским и русским языком обучения. Он разрабатывает наглядные пособия для начальной школы «Пиши красиво и правильно».
В 1985 году журнал «Огонек» (тогда всесоюзный) опубликовал небольшую статью о черниговском каллиграфе. На адрес Черниговского пединститута пришло большое количество писем. Узнав о таком уникальном специалисте, люди со всех уголков СССР обращались к Ивану Федоровичу за советом: как и где можно научиться красиво писать, как выработать каллиграфический почерк.
В советсокое время Черниговский пединститут активно сотрудничал с чешским Градец-Краловским пединститутом. Посетившая тогда Чернигов декан факультета начального обучения Градец-Краловского пединститута Ольга Духачкова пришла в восторг, ознакомившись с творчеством И. Ф. Кирея. Чешские педагоги начали вести переговоры с Иваном Федоровичем с тем, чтобы он взялся разработать прописи и для чешского алфавита. Но с началом перестройки связь с Градец-Кралове была прервана, вопрос так и остался открытым.
В 1989 г. И.Ф.Кирею было присвоено ученое звание профессора. 36 лет проработал Иван Федорович Кирей в Черниговском педагогическом университете, оставил после себя обширное научное методическое наследие, которое включает в себя учебники для учащихся средней школы, учебно-методические пособия для учителей школ, учащихся и преподавателей педагогических училищ, для студентов и преподавателей педагогических институтов, многочисленные статьи в педагогических газетах и журналах, посвященные теме формирования навыков письма у младших школьников и много других статей.
Коллеги по работе бережно хранят в домашних архивах живописные работы, подаренные когда-то художником Киреем, открытки, подписанные его рукой, берегут память о талантливом, остроумном, трудолюбивом и очень скромном человеке и надеются, что достойная оценка его педагогической деятельности еще впереди.
Коллеги вспоминают
Тамара Гринь - кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и методики начального обучения Черниговского национального педагогического университета имени Т. Г. Шевченко.
- Иван Федорович Кирей – человек высокого уровня интеллигентности. Она проявлялась во всем: в общении с коллегами и студентами, в огромном интеллектуально-художественном и эмоциональном кругозоре и , даже, во внешнем виде, создавая этим образ классического преподавателя вуза.
Валентина Антипец - кандидат педагогических наук, доцент кафедры дошкольного образовании и практической психологии, бывшая студентка И. Ф. Кирея.
- Иван Федорович Кирей – однозначно одаренная и творческая личность. Творческая самореализация была его внутренней потребностью. Это был такой человек, который что бы ни делал, делал красиво. И все отдавал, а это высший уровень самоактуализации человека. О своем редком таланте он знал, но никогда этого не показывал. Сам творил и поддерживал других в своем стремлении к творчеству. Его студенты могли с ним общаться на равных. Простота присуща яркому таланту.
Мне он близок по духу, по уровню и стилю общения. Мне он напоминает графа Толстого, который заботился об образовании простого народа и сам был прост в общении. Это человек, которым бы стоило гордиться Чернигову. Следует, считаю поднять вопрос о присвоении одной из улиц Чернигова имени И. Ф. Кирея.
Василий Михайлюк – старший преподаватель кафедры эстетического воспитания, член Национального союза художников Украины, художник-график.
- Иван Федорович Кирей, хоть и имел могучую фигуру, но, как часто это бывает с творческими натурами, был простым, добродушным и, даже, наивным человеком. В то время в стране не было более признанного каллиграфа. Он заложил основы украинской каллиграфии. Соответствующие специалисты многих художественных вузов Украины использовали его прописи как основу для создания промышленно-графических шрифтов. А это написание чего угодно: от поздравительных адресов и открыток до надписей на конфетных коробках.
Светлана Иванча - руководитель педагогической практики , бывшая студентка И.Ф.Кирея
- Как бывшая его ученица, я буду помнить его всю жизнь, потому что он принадлежал к такой категории людей, с которыми даже после первой встречи хотелось встречаться еще и еще. Деликатный, интеллигентный, выдержанный и доброжелательный. Как коллега по работе считаю за честь, что мне довелось работать с таким профессионалом. А слово «ПРОФЕССОР» применительно к Ивану Федоровичу следует писать только заглавными буквами.
Виктория Сенина - кандидат педагогических наук, зав. кафедры языков и методики их преподавания.
- Иван Федорович был личностью, которая одним только своим присутствием на рабочем месте уже создавала доброжелательную атмосферу. Высококлассный специалист. Обладал чуством юмора. Мог с совершенно серйозным выражением лица говорить о забавном.
Елена Ященко, еженедельник «Семь дней», №45 (470)
Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш
Telegram.