GOROD.cn.ua

Денис Жданов из Чернигова покорил Барселону

Денис Жданов
 
Вчера у него состоялся сольный концерт в Чернигове, завтра будет в Харькове, на следующей неделе он уезжает выступать в Италию, затем будет играть в Париже. Лишь в воскресенье, в праздничный день 9 Мая, он выкроил минутку для интервью. Вы думаете, это какая-нибудь заезжая звезда? Нет, наша, черниговская, — талантливый 21-летний пианист Денис Жданов. Он не раз побеждал в различных музыкальных конкурсах, но на последнем — в испанской Барселоне — буквально ошеломил всех, завоевав не только первое место, но и три специальных при» за! Мы искренне поздравляем Дениса и предлагаем нашим читателям познакомиться с ним поближе.

— Денис, как ты «подружился» с музыкой?
— К музыке меня привело стечение обстоятельств, случайностей. Близкие друзья нашей семьи переезжали в другой город. Взять с собой свое пианино они не могли, и инструмент никому не был нужен. Глава семьи даже пошутил: «Какое прекрасное дерево, давай сделаем из него полочки». У его жены сердце кровью обливалось, и она буквально уговорила мою маму бесплатно забрать инструмент, чтобы уберечь его от «гибели». Позже я понял, что мне с ним очень повезло. Это лучшее пианино, которое я когда-либо видел, и я его очень люблю.
Долго инструмент у нас попросту пылился, пока однажды у моих родителей не возникла идея: пусть ребенок для общего развития поиграет на нем, узнает ноты. В нашей семье никто профессионально музыкой не занимается, лишь папа для себя играет на гитаре. И сказать, что у меня в детстве были наклонности к музыке, тоже нельзя. Я увлекался спортом, в основном футболом. Мне кажется, что у каждого человека есть способности к чему-то, только нужно их раскрыть и увлечься этим делом (или чтобы кто-то увлек). Мне в этом плане повезло, и я очень рад!

Я единственный ребенок в семье, поэтому внимания мне уделялось много. Мама отвела меня в Черниговскую музыкальную школу №1. Совершенно фантастически я попал к лучшему педагогу — Валентине Владимировне Даниловой. Интересно, что в ее классе места не было (она и так уже набрала 23 ученика, это грандиозная нагрузка). Кроме того, мне было уже 9 лет, что достаточно поздно, чтобы начинать заниматься музыкой. Но я чисто визуально понравился директору музшколы, Ольге Андреевне Астафьевой, которая сказала Валентине Владимировне: «Какой красивый мальчик, пожалуйста, возьми его». В общем, все произошло случайно.
Благодаря замечательной творческой атмосфере в музыкальной школе, которую создавала директор, мы все чувствовали себя как дома. А благодаря Валентине Владимировне я начал серьезно заниматься музыкой и полюбил ее. Хотя работать с моим педагогом было довольно экстремально. Помню, на один из конкурсов (мне было лет 14) нужно было готовить часть концерта. Я разучивал нравившийся мне Второй концерт Рахманинова. Но когда до конкурса оставалось две недели, Валентина Владимировна вдруг сказала, что это сложный концерт, и дала мне другой. Я стал лихорадочно учить новые ноты... Но подобные эксперименты были очень интересны и полезны, я не жалею о них и благодарен Валентине Владимировне.

— Расскажи, пожалуйста, о своих первых достижениях.
— Буквально через полгода или год после начала моих занятий я победил на ежегодном областном конкурсе пианистов. Меня там почему-то сразу отметили, хотя я только начал играть. Потом каждый год на этом конкурсе я занимал 1-е место или получал Гран-при.
На конкурсе высшего уровня я впервые принял участие в 16 лет, когда уже учился в Киевской специализированной музыкальной школе им. Н. Лысенко. Конкурс для пианистов в возрастной категории от 16 до 32 лет (я был самым младшим из участников) проходил в Грузии. Я с успехом прошел в финал, но, поскольку был еще неопытен, не очень хорошо подготовился к финальному туру и занял лишь 4-е место.
Затем были другие конкурсы. Раз-два в году я стараюсь в каком-нибудь поучаствовать. Это нужно, чтобы оценить свой уровень, сравнить его с уровнем других пианистов.

— Где ты учишься сейчас?
— По окончании Киевской специализированной музыкальной школы я поступил в Национальную музыкальную академию Украины им. П. Чайковского на специальность «фортепиано» и сейчас учусь на третьем курсе. Кроме того, я беру уроки в Италии, в Академии высшего пианистического мастерства. Это очень престижное заведение, куда довольно сложно попасть. Преподают там три основных педагога с очень высоким уровнем подготовки, а учатся всего около полусотни студентов. Я попал туда, можно сказать, тоже случайно. Мой киевский педагог, Борис Федоров, в какой-то момент нашей с ним работы вспомнил, что у него есть талантливейший сокурсник и друг Леонид Маргариус, который работает в Италии и имеет фантастические педагогические успехи.
Он разыскал его, мы съездили к Маргариусу в Академию, я сдал экзамен — и меня взяли. График занятий свободный. Я могу там жить, могу просто приезжать на занятия, но обязан отработать со своим педагогом 40 часов в году. Это как регулярные мастер-классы. Так что по пару месяцев в году я живу в Италии.

— Я знаю, что на ежегодном конкурсе в Барселоне ты завоевал практически все призы.
— В этом году конкурс им. Марии Каналье (Maria Canals de Barcelona) проходил уже в 56-й раз. В последние годы его подняли на очень серьезный национальный уровень. На него из 160 заявок отобрали 91 участника. Это музыканты из 26 стран, с хорошей подготовкой, ученики именитых педагогов. Поэтому для меня эта победа — весомое достижение и большой толчок к началу моей более интенсивной концертной деятельности, так как этот конкурс дает очень серьезный промоушен для победителя. Я уже получил довольно много приглашений на следующий год.
Конкурс, проходивший с 13 по 28 марта, был довольно изнурительным: четыре тура, три из них сольных (в общей сложности часа два музыки) и один финал — концерт с оркестром. После первого тура у меня оказался довольно большой отрыв по баллам от остальных участников, и мне было сложно морально удержать это преимущество и не расслабиться. Слава Богу, этого не случилось, и, кроме первой пре- мии, я получил еще три специальных приза — за лучшее исполнение испанской музыки, как самый младший финалист и приз публики (по результатам голосования слушателей).

— Чем ты собираешься заниматься по окончании Академии?
— Если получится, буду поступать в магистратуру. Потом, думаю, мне придется получать какое-то образование на Западе, потому что нашего не хватает для того, чтобы получить серьезную работу. Хотя мне гораздо более важен мой уровень как музыканта и исполнителя, признание публики, критика, чем диплом. Хотелось бы реализоваться на таком уровне, чтобы иметь возможность играть в самых престижных залах, с известными дирижерами. Мне очень нравится выступать и видеть, что люди, слушая меня, что-то переживают. У музыки, особенно у классической, такая задача — нести психологическую нагрузку, воздействовать на людей. Это как прочитать книгу, посмотреть выдающуюся картину. Искусство должно делать нашу жизнь лучше и давать идеи для размышлений.

— Кроме классической, какую еще музыку ты слушаешь?
— Мне нравится та, которая содержит художественную нагрузку. Из рок-музыкантов это такие «динозавры», как Scorpions,Pink Floyd, Queen, «Машина времени». Лет в 16 слушал «Океан Эльзы». Но никакая музыка не приносит мне такого удовлетворения, как классическая. К сожалению, на Украине она не очень популярна, у нас все внимание сосредоточено на поп-музыке, на шоу, на проектах, привлекающих много инвестиций. В мире же интерес к классической музыке есть. Все зависит от того, на каком уровне ты занимаешься, заметят ли тебя и т. п.

— Ты все-таки нацелен на работу за границей?
— Я и так уже одной ногой за границей, поскольку учусь в Италии. Но до мирового уровня мне еще надо поработать, а на Украине концертного бизнеса нет. Хотя мне бы очень хотелось, чтобы у нас музыкальное искусство развивалось, чтобы наши люди слушали классическую музыку. Я уверен: если бы нашелся человек, который занялся бы продюсированном классической музыки, люди ходили бы на концерты.

— Какие у тебя ближайшие планы?
— Завтра у меня сольный концерт в Харькове (мы с Денисом встречались 9 мая. — Авт.), через неделю — в Италии, потом в Париже. В октябре буду участвовать в серьезном конкурсе в Варшаве, который проходит раз в пять лет. Такой график иногда изматывает, но мне нравится много ездить. Если я сижу на одном месте, то начинаю плохо себя чувствовать.
Я считаю, что для каждого человека очень важно найти дело, которое ему бы нравилось и в котором он мог бы реализоваться. Я этого желаю всем!

Родители Дениса Жданова, как он сам сказал, — простые, скромные люди. Мама, Лариса Григорьевна, — учитель биологии в черниговской школе №30, у отца, Владимира Викторовича, своя мебельная фирма. Они во всем поддерживают своего талантливого сына.
Владимир Жданов:
— Денис у нас — большой трудяга. Мы за него радуемся и гордимся им. Самое главное качество, которое в нем было, есть и, я надеюсь, будет, — он настоящий человек, который умеет работать, самокритично к себе относится и очень чуток к близким. Главное для музыканта — глубина, и Денису есть что сказать людям. А технику можно оттачивать до бесконечности.

Екатерина Дроздова, еженедельник «ГАРТ» №20 (2460)

Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш Telegram.

Теги: концерт, Барселона, Денис Жданов, Екатерина Дроздова