Она родилась в Чернигове 12 июля 1899 года. Крестными родителями младшей дочки писателя стали известные общественные деятели — Феодосия Степановна Шкуркина-Левицкая и Илья Людвигович Шраг — друзья семьи Коцюбинских.
Девочка росла любознательной и мечтательной, ее интересовало все вокруг, особенно же ее привлекали тайны отцовского творчества.
"Меня интересовало буквально все, что касалось отца. Как он пишет, на какой бумаге, какой ручкой, как сидит в кресле... Незаметно я пробиралась в прихожую возле гостиной, забивалась в темный уголок между дверями и оттуда через стеклянные двери гостиной наблюдала за всем, что там происходило. Иногда, сидя на сундучке, я писала на какой-то невозможной ядовито-оранжевой бумаге стихи", — вспоминала позже И. Коцюбинская.
Когда дети стали взрослыми и Ирина рассказывала братьям и сестре отдельные детали из жизни отца, они удивлялись, не понимая, откуда ей известны такие детали и факты. "Не иначе как подсматривала?" — расспрашивал Юрий. Так оно и было на самом деле.
Быстро пролетело счастливое детство, а за ним и учеба в Черниговской женской гимназии, по окончании которой Ирина некоторое время работала в земской управе.
В 1918 году она вступила в брак с Аврамом Метрик-Данишевским.
Трудные это были времена. В 1919 году Ирина Михайловна с маленьким сыном вынуждена была эвакуироваться из Чернигова, несколько лет жила в российских городах Казани и Сарапуле, а по возвращении в 1923 году довелось с семьей попутешествовать по Украине: родной Чернигов, Проскуров, Полтавщина, Харьков, Киев...
Приходилось трудиться на различных работах, только бы как-то выжить.
Еще будучи в Казани, пережила смерть старшего сына Юрия, который умер от чахотки, не дожив и до 4-х лет. Потом были безосновательные обвинения сталинским режимом и смертная казнь в 1937-м обоих братьев, после чего с клеймом члена семьи "врагов народа" трудно было устроиться на любую работу.
С фронтов Второй мировой войны не вернулся муж. Последнюю весточку от него получила в октябре 41-го...
Но эта мужественная женщина не склонила голову, выдержала все удары судьбы. Через всю жизнь пронесла она знаменитую фамилию своего отца. Даже тогда, когда ее высокий лоб в ореоле благородных седин был безоблачным, а ясные глаза улыбались, даже в такие минуты на ее челе лежал тихий отблеск доброй и светлой памяти об отце, тот тихий и неуловимый для поверхностного взгляда отсвет прожитого и пережитого, передуманного и перевиданного на протяжении жизни.
После войны она работала судьей одного из районов Киева, а со временем — директором Дома литераторов в столице Украины.
Когда в конце 1956 года Ирина Михайловна возглавила коллектив черниговского музея своего отца, она сразу с головой окунулась в работу. Юристу по специальности, ей нелегко было овладевать малознакомым до сих пор музейным делом, но, освоив его, И.М. Коцюбинская очень много сделала для пополнения фондов музея, создания новой литературной экспозиции, воспроизведения мемориального дома. Она будто второй раз родилась. Во-первых, решила максимально приблизить оформление мемориальных комнат к «первоначальному» виду (когда там жил М.Коцюбинский с семьей). Для этого она долгое время разрабатывала эскизы интерьера мемориальных комнат. Совещалась со своими давними подругами, что-то припоминала.
Много времени и сил вложила Ирина Коцюбинская в подготовку и проведение многочисленных научно-практических конференций, посвященных жизни и творчеству Михаила Коцюбинского, возродила проведение "литературных суббот", активно общалась с литературно одаренной молодежью.
Музей становится центром украинства в русифицированном Чернигове: приезжают писатели, научные работники, студенты из многих республик для изучения творчества М.Коцюбинского, а экскурсионные группы — осмотреть музей.
Все правительственно-партийно-дипломатические делегации также приводились в музей, чтобы продемонстрировать, что украинский язык, культура и литература существуют, ибо вот какой музей украинского писателя есть в Чернигове, он процветает, он строится, расширяется.
Стараниями Ирины Михайловны построено новое трехэтажное здание для литературной экспозиции музея, которое было введено в эксплуатацию уже после ее смерти. А это было очень непросто, ибо те 270 ООО рублей в середине 70-х гг. прошлого столетия (стоимость строительства на момент, когда началось возведение здания) были очень большими деньгами.
При содействии и по инициативе Ирины Михайловны издан не один научный сборник, она опубликовала свыше 60 своих статей различной тематики. Особое место в ее творческом заделе занимают две книги — "Воспоминания и рассказы о М.Коцюбинском" (1965) и "Михаил Коцюбинский" из серии ЖЗЛ (1969).
А в 1968 году Ирина Михайловна становится членом Союза писателей Украины по рекомендации Олеся Гончара и Петра Панча. Самоотверженная работа на музейном поприще была отмечена орденом "Знак Почета". В 1969 году за неустанный труд и в связи с 70-летием со дня рождения И.М.Коцюбинской было присвоено звание заслуженного работника культуры.
Конечно, у Ирины Михайловны был сложный характер, иногда она могла не соглашаться с мнениями других, если эти мнения не совпадали с ее устоявшимися взглядами. Были недоразумения и с племянником Юлием Романовичем, из-за чего он оставил работу в музее. Но Ирина Коцюбинская была фанатично предана своему делу. До последнего вздоха она была поглощена заботами и проблемами музея, перспективами его развития.
А 8 ноября 1977 года ее не стало. Похоронена Ирина Михайловна на черниговском кладбище Яцево. Рядом со временем упокоился прах ее сына Флориана Аврамовича Коцюбинского — известного скульптора, заслуженного деятеля искусств Украины. Именно он изваял бронзовый бюст матери на ее могиле.
Огромная подвижническая работа Ирины Коцюбинской — настоящего корифея музейного дела — навсегда светлой памятью останется в сердцах признательных потомков.
Игорь Коцюбинский, директор Черниговского литературно-мемориального музея-заповедника М. Коцюбинского, еженедельник «ГАРТ» №27 (2415)
Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш
Telegram.
Теги: музей, литература, Игорь Коцюбинский