Побывав в Польше после 25-летнего перерыва, понимаешь, насколько отстала в своем развитии Украина. И в первую очередь в таком направлении, как туризм. На самом деле, выступая за развитие туризма в том же Чернигове, мы, на самом деле, делаем все возможное для того, чтобы туристы не задерживались в нашем городе. С каждым днем на улицах древнего города остается все меньше истории. А вот в городах Польши – все выглядит иначе…
Варшавский аэропорт имени Фредерика Шопена
Наверное, из стран Европейского союза именно Польша ближе всего стоит к украинцам. И дело тут не в географическом расположении, а, скорее, в близости языка, культуры и традиций. Еще в 90-е годы Польша была практически на одном уровне с Украиной. Но сегодня она ушла далеко вперед. Еще четверть века назад поляки осознали, что не смогут тягаться с такими индустриальными странами, как Бельгия, Великобритания, Испания, Италия, Нидерланды, Франция, Германия, Швейцария, Швеция. Да и в сельскохозяйственном экспорте лидерство по-прежнему остается за крупными экспортерами продовольствия: Данией, Нидерландами, Францией и Венгрией. Именно поэтому направление на развитие туристического потенциала стало главной задачей для Польши 90-х годов прошлого столетия…
Немного статистики
Сегодня можно констатировать, что цели достигнуты – развитие туризма в Польше набирает обороты. Но, как говорят: «нет предела совершенству». Ежегодный прирост количества туристов в эту страну составляет более 4%. А это – миллионы злотых в развитие экономики городов и страны в целом!
Например, только в прошлом году Польшу посетили 17,5 млн иностранных туристов. Это на 4,5 процента больше, чем в 2015 году. Среди самых посещаемых регионов оказались Мазовецкий и Малопольский. Об этом сообщает Министерство спорта и туризма. Мазовецкое и Малопольское воеводства в прошлом году посетили по 3 миллиона туристов. На следующих местах оказались Нижняя Силезия (2,2 млн), Западно-Поморское воеводство (1,9 млн), Поморское (1,7 млн), Силезское (1,2 млн) и Подкарпатское и Великопольское — по 1,1 миллиону.
Оценочная стоимость товаров и услуг, которые иностранцы приобрели в Польше в 2016 году, составляет более 39 миллиарда злотых. При этом траты поляков за рубежом в этот период составили 18,9 млрд злотых. Это соответственно на 3,8% и 2,0% больше, чем в 2015 году. Об этом сообщает Главное управление статистики Польши.
Например, в IV квартале 2016 года около 67% иностранцев приехали в Польшу за покупками. Самые высокие расходы в Польше имели иностранцы, пересекающие сухопутную границу с Германией (39,5% от общего объема расходов иностранцев), затем границу с Украиной (28,1%), Чехией (11,2%), Беларусью (7,7%), Словакией (7,3%), Литвой (4,5%) и Россией (1,6%). Оценочная стоимость товаров и услуг, которые иностранцы приобрели в Польше в IV квартале 2016 года — около 2,9 миллиарда злотых. Поляки же в это время потратили за рубежом 115,3 млн. злотых.
По Польше – на четырех колесах
Собираясь в Польшу, мы не планировали автопутешестве. Но, жизнь внесла свои коррективы. Самолет Польских авиалиний из Варшавы в Познань был отменен по техническим причинам и вместо получасового перелета нам предстоял 6-чаосвой переезд. Полпути дороги Варшава-Познань приходится на автобан, где за проезд нужно платить. Но, это были не наши проблемы. Минусом было то, что мы теряли время, которое запланировали на экскурсию по Познани – город, который был основной целью поездки.
Для оплаты за дорогу мы останавливались несколько раз на протяжении маршрута
Путешествие по автобану довольно скучное – дорога проходит вдали от населенных пунктов, а те, которые расположены поблизости – как правило, закрыты высоким забором. Единственное, что следует отметить, это качество дорог в Польше. В общей сложности за время нашего трехдневного путешествия нам пришлось преодолеть более 1000 км польских автодорог. Можно констатировать, что дороги сделаны для людей. При этом примечательным есть то, что, как и в Украине, ремонт дорог финансируется за счет налогов, заложенных в стоимость топлива автомобилей. Учитывая то, что топливо в Польше дороже от украинского всего на 5-6 грн., невольно задумаешься о том, куда у нас уходят деньги, уплаченные водителями.
Познань – центр Великопольского воеводства
Первым этапом нашего путешествия был город Познань, расположенный в центральной части западной Польши, на реке Варте. Познань – это административный центр Великопольского воеводства. Пятый по населению город Польши. Сегодня здесь проживает более 540 тыс. человек. Город раскинулся на территории в 262 км2, что в три с лишним раза больше Чернигова.
Познань
Символ Познани
Для прибытия в Познань туристов созданы все условия. В Познани есть международный аэропорт, огромный железнодорожный вокзал класса А (более 2 млн. пассажиров в год) и, как мы уже сказали, шикарная дорога. Здесь туристы могут арендовать автомобиль или передвигаться на общественном транспорте: такси, автобусах и трамваях.
Дорога из аэропорта в Познани была расширена несколько лет назад. На краю дороги стояли старинные кирпичные ворота. Во время строительства их разобрали и опять собрали за пределами дороги - в Познани берегут иторию
В городе довольно хорошо развита инфраструктура – хорошие дороги с обязательным наличием велодорожек. Часть велодорожек выложена тротуарной плиткой. Но их жители Познани считают неудобными и говорят, что асфальт, в данном случае, предпочтительнее.
Те 3-5-этажные "коробки", которые остались здесь с времен социализма, утеплили, отремонтировали и покрасили в яркие цвета
Сегодня Познань можно смело назвать одним из самых динамичных и процветающих городов Польши, с красивым историческим центром, богатой готической, ренессансной и неоклассической архитектурой, а также приверженностью городских властей к развитию бизнеса и международным торговым ярмаркам. Познань – второй после Варшавы город по объему международных инвестиций. Многочисленные торговые ярмарки Познани привлекают огромное количество бизнесменов, однако город очаровывает и тех, кто приехал сюда отдохнуть; гости наводняют в основном три района: Старую рыночную площадь (Stary Rynek), остров Тумский и Новый город (Nowe Miast).
У каждого здания – своя история
В Познани мало высотных зданий. Основная высота застройки – 4-5 этажей. Те 3-5-этажные "коробки", которые остались здесь с времен социализма, утеплили, отремонтировали и покрасили в яркие цвета. Так что теперь они выглядят по-новому. Чем ближе к центру города, тем более удивительной становится архитектура древнего города – здесь просматриваются следы пребывания шведов, пруссаков и русских. Не прошли мимо Познани оккупационные войска Наполеона и нацистской Германии. Довольно существенные разрушения претерпела Познань в годы Второй мировой войны. Некоторые здания были восстановлены только в наше время. Но при этом характерным является неизменный стиль Познани. В исторической части Познани нет безликих «коробок». Их, похоже, вообще здесь не строят.
Королевский замок в Познани
Заботясь о туристической привлекательности своего города, жители Познани уделяют большое внимание аутентичности зданий и памятников. Жители Познани давно поняли, что туристам нужно продавать историю, поэтому даже у объектов 21 века здесь за плечами – многовековая история.
Костел Святой Марии Магдалины Fara Poznańska
Характерным примером архитектурной реинкарнации может служить Королевский замок в Познани – старейшая королевская резиденция в Польше, основанная польским королём Пшемыслом II. Строительство крепости длилось с конца XIII до середины XV века. История замка неразрывно связана с историей Познани. Во время Второй мировой войны и битвы за форт Виняры в феврале 1945 года на Пшемысловой горе находился артиллерийский расчёт, и замок был разрушен. Только в 2010-2013 годах по проекту архитектора Витольда Милевского была восстановлена южная часть крепости, в том виде, в каком здания были в середине XVI века.
Старый рынок
Позоргый столб
Ратуша и фонтан Прозерпины
Ратуша
Фонтан Бамберка
Сегодня Старый город может похвастаться обилием любопытнейших музеев, беззаботных и веселых баров, клубов и ресторанов. Ратуша в стиле Ренессанса обрамлена столь же великолепными фасадами в стиле барокко, а находящаяся неподалеку церковь Фара по-европейски прекрасна.
Одной из достопримечательностей Познани является Старый рынок – центральная площадь в Познани, которая была основана в 1253 году как главное место для покупки и продажи товаров. Старый рынок является третьей по величине площадью в Польше после Кракова и Вроцлава, одной из крупнейших на территории Европы. На Старом рынке расположены четыре фонтана: фонтан Нептуна, фонтан Марса, фонтан Прозерпины и фонтан Аполлона. И если фонтан Прозерпины был построен еще в 1766 году, то фонтаны Аполлона – 2002 г., Нептуна – 2004 г., Марса – 2005 г. Несмотря на то, что фонтаны были построены уже в наше время, их исполнение и стиль гармонично вписались в архитектуру, переняв историю колодцев, которые появились здесь же еще в XV веке.
Фонтан Нептуна
Фонтан Аполлона
Памятник 15-му уланскому полку
Подобная история и у памятника 15-му уланскому полку, который сегодня установлен на площадке около францисканского монастыря и костела. Памятник, который предстает сейчас перед нами, – это копия оригинального монумента, пострадавшего во время Второй мировой войны. Памятник был воссоздан в 1982 году.
Культурный, торговый и деловой центр «Stary Browar» (2003 г.)
Библиотека Рачинского – старейшая и одна из крупнейших публичных библиотек Польши
Фонтан Гигея
Даже канализационная насосная станция (2002 г.) построена в общем для познани стиле
Показательно, что на зданиях в Старом городе, да и в Познани в целом мы не видели кондиционеров, спутниковых антенн и аляповатых вывесок, и пестрой рекламы. Находясь в Старом городе, невольно переносишься на несколько столетий назад. Именно за это готовы платить туристы. Для привлечения туристов Чернигову необходимо перенимать опыт европейских городов и попытаться сохранить то немногое, что еще осталось от истории в нашем городе.
Gorod.cn.ua
Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш
Telegram.
Теги: Польша, Познань, туризм, история, архитектура