Более 20 лет тема уличной торговли в Чернигове не сходит с телевизионных экранов и страниц газет. Периодически бороться с ней пытаются на разных уровнях. Но руководители меняются, а на улицах города как торговали, так и торгуют. Мы попытались разобраться в причинах уличной торговли в Чернигове для того, чтобы помочь городской власти решить эту извечную проблему.
Ст. 160 КУпАП утратила свою актуальность
Еще с советских времен основным борцом с «торговлей с рук» была милиция. И хотя с того времени и законодательство, и отношение к уличной торговле существенно изменилось, городские чиновники, в чьи должностные обязанности непосредственно входит организация торговли в Чернигове, постоянно кивают в сторону милиции – дескать, это они виноваты, с них и спрашивайте. А мы – «белые и пушистые»…
Ответственность за торговлю в неустановленных местах предусмотрена ст.160 Кодекса Украины про административные правонарушения (КУпАП), и, учитывая то, что в данном случае необлагаемый налогом минимум – 17 грн., эта ответственность не настолько существенная, чтобы хоть как-то повлиять на сознание торгующих. Решение по статье принимается судом, но учитывая материальное положение торгующих, их, зачастую, даже не штрафуют. А предметы торговли изымаются не так уж часто.
Кроме того, сами формулировки статьи, с учетом реалий сегодняшнего дня, можно считать довольно спорными. Ну, какая же это «торговля с рук», если продавцы устанавливают торговую палатку, ставят электронные весы и подвозят товары для торговли на грузовиках?
А формулировка «в неустановленных местах» просто кричит о том, что где-то в городе все-таки должны быть «установленные места» для уличной торговли! И в данном случае речь не идет о рынках и стационарных магазинах…
– Уличная торговля – проблема города. И я скажу, что это не только проблема милиции. Специализированные подразделения есть как в городском совете, так и других контролирующих организациях, – заявляет начальник городского отдела УМВД Украины в Черниговской области, полковник милиции Владимир Рапута, отвечая на вопрос журналиста сайта.
По мнению полковника милиции Владимира Рапуты в Чернигове действительно есть места стихийной торговли, где торгуют пенсионеры и люди очень преклонного возраста. Причем даже милиция видит, что эти люди торгуют не для того, чтобы получать прибыль, а для того, чтобы просто как-то выжить в сегодняшнее нелегкое время. Фактически, начальник городской милиции сообщил, что милиция не планирует бороться с торгующими на улицах бабушками, которые борются за выживание. В то же время правоохранители готовы разобраться с торговлей в «промышленных масштабах».
– Мы инициировали работу в таком направлении: бороться с теми, кто не платит налоги, и постепенно идти к очищению улиц. Если по ст.160 КУпАП в 2014 году было составлено 3 протокола, то в 2015 – 26 протоколов, ч.2 ст.160 КУпАП – 2014 г. – 4 протокола, 2015 г. – 18 протоколов. Но главное, не количество составленных протоколов, а количество изъятого товара. В 2014 году за три месяца было изъято товара на сумму 5800 грн. В 2015 году изъято товара на сумму 54601 грн., – сообщил полковник милиции Рапута.
Говоря о проблемах, с которыми сталкиваются правоохранители, отрабатывая ст.160 КУпАП, Владимир Рапута остановился на трех основных моментах:
1. Продолжительное время оформления изъятия товара, требующее привлечения большого количества сотрудников милиции;
2. Отсутствие у милиции возможности для перевозки и хранения изъятого товара;
3. Длительные сроки рассмотрения судами протоколов об административной ответственности и незначительные меры воздействия на правонарушителей, предусмотренные ст.160 КУпАП.
Какие нужны разрешения для уличной торговли?
В то же время, согласно законодательству, выездная и выносная торговля относится к розничной торговле через мелкооптовую сеть и является одной из форм внемагазинной продажи товаров, при которой помещения не имеют торгового зала для потребителей. Выездная (выносная) торговля может осуществляться на рынках, ярмарках или в других разрешенных для этого местах.
Отметим, что законодательство в отношении выдачи разрешений на уличную торговлю, мягко говоря, непрозрачно. Полный перечень документов, представляемых в орган местного самоуправления для получения разрешения на размещение объектов выездной (выносной) торговли, в отдельном законодательном акте не указан. Такие перечни устанавливаются решениями органов местного самоуправления на основании ряда законодательных актов.
Что же касается ограничений места для уличной торговли, то этих ограничений не так уж и много. Постановлением КМУ от 30.03.1994 № 198 «Об утверждении Единых правил ремонта и содержания автомобильных дорог, улиц, железнодорожных переездов, правил пользования ими и охраны» запрещено размещение торговых мест:
– вблизи фасадов административных и культовых зданий, в непосредственной близости от памятников, фонтанов, клумб, обзорных и панорамных площадок, скульптурных и других элементов украшения домов и декоративного благоустройства территории;
– ближе 20 метров к перекресткам улиц;
– в охранных зонах инженерных коммуникаций;
– на остановке общественного транспорта на расстоянии ближе 20 метров в обе стороны по тротуару от установленного дорожного знака, который ее обозначает (кроме МАФов, сблокированных с киосками для продажи проездных билетов);
– на искусственных сооружениях (кроме случаев, когда размещение этих сооружений предусмотрено проектом строительства или реконструкции, согласованным и утвержденным в установленном порядке);
– ближе 100 метров к железнодорожным переездам.
– Выделения земли для уличной торговли не нужно. Палатка для уличной торговли – это сборно-разборная конструкция. Утром она устанавливается, а к вечеру – разбирается. А земля выделяется, когда есть какой-то объект недвижимости. Для организации уличной торговли КП «Участок по контролю над благоустройством Чернигова» заключает договора. И плата идет, не как арендная плата за землю в бюджет города, а чуть в другом направлении. Управление земельных ресурсов к вопросам организации уличной торговли отношения не имеет, – заявил начальник управления Юрий Титаренко.
– На сегодняшний день управление потребительского рынка никаких разрешений для проведения уличной торговли не выдает. Вообще не выдаем! Никаких разрешительных документов ни на уличную торговлю, ни на магазины! Есть у нас один момент: торговля, которая начинается в период «весна-лето». Места для такой торговли выделяются комиссией, которую возглавляет заместитель городского головы Владимир Кривенко, а саму торговлю организовывает КП «Участок по контролю над благоустройством Чернигова», – прокомментировала ситуацию начальник управления потребительского рынка и предпринимательства Черниговского городского совета Елена Шевчук.
Как должны выдавать разрешения на уличную торговлю в Чернигове
Из того, что мы смогли узнать про уличную торговлю, следует, что практически она не запрещена в Украине! Каких-либо особых разрешений для ведения торговли не требуется (мы, в данном случае, не рассматриваем вопросы уплаты налогов). Места для уличной торговли определяются местным самоуправлением на основании действующих в стране законодательных актов. В специально отведенных для уличной торговли местах, в принципе, разрешена торговля, как для юридических, так и для физических лиц. О том, почему бабушкам и ряду предпринимателей просто невозможно и невыгодно торговать на рынках города, мы расскажем в отдельной публикации. Скажем только, что при желании городская власть могла бы создать условия для уличной торговли в местах, которые исторически сложились в Чернигове и «поднять торговлю с земли».
Как мы выяснили, теоретически в Чернигове места разрешенной торговли определяет специально созданная комиссия. Хотя, фактически, и местами для торговли, и вопросом выдачи разрешений на торговлю занимается КП «Участок по контролю над благоустройством Чернигова».
Так, согласно решению исполкома Черниговского городского совета от 24 марта 2011 года № 143 размещение временных объектов юридическими и физическими лицами для коммерческой деятельности, осуществляется на основании Порядка пользования объектами благоустройства в г. Чернигове, после заключения соответствующих договоров с КП «Участок контроля над благоустройством Чернигова».
Согласно Порядку, и контроль над установкой временных объектов коммерческой деятельности, и демонтаж незаконно установленных объектов обязано осуществлять КП «Участок контроля над благоустройством Чернигова». Причем, все это делается далеко не бесплатно.
И юридические, и физические лица, получают разрешение на размещение временных объектов для коммерческой деятельности на территории Чернигова только после заключения договора с КП «Участок по контролю над благоустройством Чернигова» и оплаты паевого участия, из расчета за каждый метр торговой площади. Возникает вполне логичный вопрос: почему, в таком случае, чиновники горсовета, да и сам директор КП «Участок по контролю над благоустройством Чернигова» Артем Стах заявляют, что демонтаж мест незаконной торговли обязаны проводить сотрудники милиции? То есть деньги за торговлю будут получать одни, а «грязную работу» – выполнять другие?..
Выдача разрешений производится непрозрачно
Например, как выяснилось в ходе проверки сотрудниками милиции, палатка для торговли овощами, установленная по адресу проспект Победы, 131, фактически в зоне остановки общественного транспорта (что запрещено законодательно) имеет договор с КП «Участок по контролю над благоустройством Чернигова» и считается установленной законно.
Директор КП «Участок по контролю над благоустройством Чернигова» Артем Стах заявил, что немало таких же «законных торговых точек» установлено и в Деснянском, и в Новозаводском районах Чернигова.
Но мы так и не смогли узнать, почему далеко не всем желающим торговать на улицах города указали место для торговли! Законодательством предусмотрено, что в случае отказа в предоставлении разрешения на торговлю в том или ином месте, орган местного самоуправления обязан принять решение об отказе в выдаче разрешения и предоставить заявителю обоснованный ответ с указанием причин отказа.
Отказ в предоставлении разрешения может быть обжалован согласно Закону Украины «Про звернення громадян» или в судебном порядке. Кроме того, нормы законодательства не запрещают заявителю после получения отказа и устранения его причин представить заявление повторно.
Изучив Протокол заседания комиссии по размещению временных коммерческих объектов на объектах благоустройства от 27.03.2015 г., в котором жители города ходатайствовали о выделении более сотни мест для уличной торговли, мы обратили внимание на то, что комиссия принимает решения о разрешении торговли в том или ином месте, решения о запрете – без каких-либо разъяснений. Это, в свою очередь, делает невозможным устранение несоответствий и получений разрешений на торговлю на законных основаниях. Таким образом, мы видим, что процедура выдачи разрешений имеет явные признаки коррупционной составляющей.
Из акта, подписанного председателем комиссии В.Г. Кривенко и секретарем Комратовой Т.А. нельзя понять, почему одним людям отказали в праве ведения торговли, а другим эту торговлю разрешили.
Говоря о схеме выдачи разрешений, мы не говорим о том, что кто-то из чиновников брал взятки – изучением этого вопроса должны заниматься соответствующие органы, а решение должен принимать суд. Мы говорим только о непрозрачности при принятии решений, которые жизненно важны для определенной части жителей Чернигова.
Что можно сделать?
Практикующий юрист Олег Косовец уверен, что проблемы с уличной торговлей должны решаться на уровне городской власти.
По его мнению, в городе должны быть четко определены места, где можно торговать, а где нельзя. Городская власть обязана создать условия для торговли на улицах. Но это не означает, что торговать можно где угодно. Местное самоуправление обязано контролировать уличную торговлю.
Для примера Олег Косовец приводит исторически сформировавшееся место уличной торговли около рынка «Привокзальный». Здесь городская власть смогла, раздвинув торгующих бабушек, втиснуть торговый павильон компании «Салтовский мясокомбинат». «И если этот павильон является законным, то почему нельзя было сделать павильон для торгующих бабушек?», – задает риторический вопрос юрист.
Как борются с уличной торговлей в Чернигове
Исходя из всего вышесказанного можно сделать вывод, что каждый житель Чернигова имеет право обратиться в Черниговский городской совет за разрешением на торговлю в конкретном месте. Комиссия обязана рассмотреть заявление и дать аргументированный ответ: или разрешив торговлю, или, запретив ее, указать, по каким причинам торговля запрещается в том или ином месте. Кроме того, в городе должны быть определены места для уличной торговли, на которых должны быть созданы соответствующие условия для торгующих.
Вместо того, чтобы организовать и направить в законное русло уличную торговлю, городская власть Чернигова периодически имитирует активную борьбу с теми, кто торгует на улицах. Итог этой «борьбы» предсказуемый: в карманах чиновников оседают сотни тысяч гривен, а бабушки, как торговали на тротуарах, так и торгуют. Примеров – более чем достаточно.
Так, например, при строительстве рынка «Боевой» городским советом на территории рынка в постоянное пользование КП «Парковка и рынок» был выделен земельный участок. Обещали, что после запуска рынка «Боевой» с остановки «Площадь Героев Сталинграда» на ул Рокоссовского уберут так называемую «трубу» – павильон, вокруг которого концентрируется торговля в неразрешенных местах. Все, кто торгует в «трубе» на Рокоссовского будут обеспечены местами на рынке «Боевой». Рынок построили, а незаконный павильон с улицы Рокоссовского так и не убрали. Хотя, КП «Участок по контролю над благоустройством Чернигова», на основании того же Порядка пользования объектами благоустройства в г. Чернигове, должно было сделать это в кратчайшие сроки.
Лет 5-7 тому назад, на сессии городского совета, с целью прекращения уличной торговли в районе кафе «Маркони» на улице Рокоссовского все тому же КП «Парковка и рынок» выделялся земельный участок для организации уличной торговли слева от «Хитрынка».
Результат вполне предсказуемый: вместо упорядочения уличной торговли на улице Рокоссовского в городе появился еще один рынок по продаже промтоваров. И кто-то на этом теперь неплохо зарабатывает.
На каждом решении чиновники хотят заработать. Поэтому и не появились около «Хитрынка» прилавков для торговли овощами. Люди, как торговали с земли, так и торгуют на тротуаре по сегодняшний день...
Игорь Грищенко
Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш
Telegram.