Разгрузка или размен? Как изменили первый учебник для пятиклассников
Вторник, 19 Марта 2013 12:56 | Просмотров: 2776
Как изменили первый учебник для пятиклассников
11-классники больше не изучают «оранжевую революцию» и дело Гонгадзе. В тестах им не встретятся Иван Драч и Левко Лукьяненко. Пятиклассникам не рассказывают о том, что голодомор был организован властью. А историю Украинской повстанческой армии им преподают вместе с историей советских партизан. Для школьных учителей напечатали общий с российскими коллегами учебник.
С момента прихода Дмитрия Табачника на пост министра образования в марте 2010-го изучение истории в школах меняется каждый год.
С начала этого года - уже дважды. В январе мы писали об исчезновении исторических персонажей из школьных тестов по истории Украины. Его будут сдавать выпускники. Теперь пришла очередь пятых классов, где историю лишь начинают преподавать. С 1 сентября делать это будут по-другому.
Изменения - огромны.
Чего не будет в новом учебнике
Мы достали действующую и новую программы изучения истории в пятых классах и попытались их сравнить. Очень быстро осознали - не выйдет. Это два абсолютно разных подхода к изучению истории.
Сейчас программа состоит из пяти частей: «Знайомство з історією», «Княжа Русь-Україна», «Козацька Україна», «Україна в XIX-XX ст.» и «Україна сучасна». С 1 сентября история для пятиклассников поместится в трех частях: «Звідки і як історики довідуються про минуле», «Про що і про кого розповідає історія» и «Які пам'ятки є частиною історії».
Намного больше времени теперь будет уходить на объяснения, что такое история, а не на саму историю. Если сейчас на это выделяют 5 часов, то с 1 сентября время увеличится более чем вдвое - до 11 часов. А вот на изучение исторических событий будет тратиться меньше времени - 12 часов против 27 сейчас. Еще 11 школьных уроков решили отдать под изучение исторических памятников - крепостей, замков, храмов и улиц.
Какие фамилии исчезли из новой программы? Все, за одним исключением. В Минобразовании считают, что за весь пятый класс школьники должны запомнить лишь Ивана Федорова - первого украинского книгоиздателя. Богдан Хмельницкий, Леся Украинка, Иван Франко, Владимир Великий, Ярослав Мудрый, Владимир Мономах, Данила Романович, Василий-Константин Острожский, Петр Конашевич-Сагайдачный, Иван Мазепа, Иван Самойлович, Данила Апостол, Григорий Сковорода, Тарас Шевченко, Иван Котляревский, Владимир Короленко, Михаил Грушевский и Александр Довженко - сейчас о них пятиклассникам рассказывают. С 1 сентября программа этого уже не требует.
Владимир Великий, Владимир Мономах, Ярослав Мудрый и Данила Романович появятся в школьных учебниках через два года - в седьмом классе. Хмельницкий, Острожский, Сагайдачный, Самойлович, Мазепа, Апостол и Сковорода - в восьмом. Иван Франко, Котляревский, Грушевский и Шевченко - в девятом. Лесю Украинку, Александра Довженко и Владимира Короленко из программы изучения истории в пятых-девятых классах выкинули.
Вместе с подходом к началу изучения истории Министерство образования изменило и понятия. Исчезли понятия «Київська Русь» и «Запорізька Січ». Вместо них разработчики используют понятия «київські князі» и «українське козацтво». Последний раздел, описывающий сейчас распад СССР, независимости и конституции, в новой программе посвящен историческим местам. Софиевский собор и Киево-Печерская лавра, Генуэзская и Каменец-Подольская крепости заменят школьникам знания об обретении независимости.
Как это объяснили в Минобразования
Чиновники МОН говорят: курс для пятиклассников ориентирован на подготовку к изучению истории, а не на саму историю.
Институт инновационных технологий, традиционно курирующий разработку программ и учебников, этот ответ дополнил: «Общая тенденция в Европе и мире - разгрузка. Есть задача научить понимать историю, вызвать к ней интерес».
В институте говорят: исчезновение всех фамилий из программы - шаг, поддержанный многими учителями и методистами.
Кто конкретно занимался «разгрузкой» истории? Мы нашли прошлогоднее сообщение о встрече разработчиков с фамилиями, должностями и электронными адресами историков. Группу возглавляла завлабораторией Института педагогики Национальной академии педагогических наук Елена Пометун.
Именно она две недели назад выразила протест против исчезновения диссидентов из программы тестирования выпускников школ. А два года назад она, обновляя свой учебник для 11-классников, вычеркнула из него Черновола с Григоренко, дело Гонгадзе и «оранжевую революцию».
Мы попросили Елену Ивановну прокомментировать ситуацию с нынешними изменениями. Она ответила: да, группу возглавляла, но конкретно программой для пятиклассников занималась ее коллега Ирина Костюк. Мы позвонили ей. Ирина Владимировны заявила, что гордится новой программой: такая история дает школьникам много культурного контекста и мало - политического. По словам разработчицы, ни министр Табачник, ни кто-либо другой из Минобразования в процесс не вмешивался.
Собственное мнение вы можете составить сами. Для этого мы кратко описали ключевые правки в изучении истории в школах за три года пребывания Дмитрия Табачника на посту министра.
Коментарии
Людмила Еременко, учитель истории общеобразовательной школы №29, г.Чернигов:
- Новий підручник в руках я ще не тримала, але дуже було би бажано отримати його якомога раніше, щоб зрозуміти, як краще працювати.
Не пізніше червня, а краще - в травні. Поки що нічого стосовно термінів не чути.
Той підручник, за яким працюємо зараз, - дуже хороший. Особливо в плані завдань для учнів, формування міжпредметних зв’язків... Наскільки буде відповідати новий підручник? Важко сказати. Він може стати хорошою альтернативою, але про це можна говорити лише тоді, коли вчителі його отримають.
В п’ятому класі йде ознайомлення з історією, і якісь нюанси щодо «козацька держава/ козацтво»... Як показує практика, в старших класах діти цього вже не пам’ятають. Тому це не вплине серйозно на процес. А от що стосується персоналій... Справа в тому, що учням дуже подобаються завдання, в яких, наприклад, треба порівняти князів. Вони шукають в тексті згадки про кожного з них, добра запам’ятовують Володимира, Ярослава, Ігоря... Люблять діти і робити повідомлення про якусь історичну постать. Якщо цього не буде, то тут можуть бути певні складнощі.
Анатолий Боровик, доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой педагогики и методики преподавания истории Института истории,этнологии и правоведения Черниговского национального педагогического университета им. Т.Г. Шевченко:
- Я цього підручника поки що не бачив - лише чув про нього різне. І це головна проблема. Було би добре, щоб його можна було обговорити на методичних радах, випробувати, провести апробацію... Похапцем такі речі не робляться - хороші підручники проходять шлях до семи років. До того ж, як на мене, ініціатива має йти знизу - від учителів до міністерства, а не навпаки. Колись в українській державі 1917-1920 років існувала Шкільна рада, до складу якої входили педагоги, викладачі, учителі. Вони продукували ідеї, обговорювали їх і подавали на розгляд до Генерального секретаріату Центральної ради. А нав’язування згори - не найкращий варіант.
А що стосується самого змісту підручника...
Звісно, що неправильно викидати із нього згадки про ключові постаті чи події історії Укра їни, але це не відіграє ключово ї ролі в політичному чи ідеологічному плані. Адже в п’ятому класі курс історії носить пропедевтичний, ознайомлюючий характер.
Максим Опанасенко, бюро журналистских расследований «Свідомо», еженедельник "Семь Дней" №11 (592) от 14.03.13
Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш
Telegram.