Мобильная версия сайта Главная страница » Новости » Місто і регіон » Безбарьерная среда в Чернигове? Нет, не слышали

Безбарьерная среда в Чернигове? Нет, не слышали

То, что в Европе, куда мы стремимся последние лет десять, считается нормой, у нас до сих пор воспринимается как нечто фантастическое и запредельное. Взять хотя бы такое понятие, как безбарьерная среда.

Под ней понимают создание условий, позволяющих людям с особенными потребностями свободно передвигаться по городу и чувствовать себя полноценными членами общества. Чернигову же, увы, до европейских стандартов еще расти и расти.


Лишний раз убедиться в этом нам помог Петр Андреевич – инвалид с почти десятилетним стажем выживания в городе на инвалидной коляске.



Пандусы есть, а толку нет!

Свою двухчасовую прогулку по центральным улицам Чернигова мы начали со знаменитой на весь город новостройки у Стрижня на проспекте Победы. Нет, Петр Андреевич там не живет. А даже если бы и хотел, то все равно не смог бы.

Для того чтобы войти в подъезд, ему пришлось бы заезжать на высокий бордюр, а потом подниматься по извилистому пандусу. Но и это еще не все! Дверь в подъезд открывается в сторону пандуса, загораживая проезд, который и без того усложняется высоким дверным порогом.

И даже если человек в инвалидной коляске каким-то чудом попадет в подъезд, то подняться дальше точно никак не сможет, ведь от входа до лифта ведет десяток ступенек. Мамы с детьми еще кое-как заносят коляски наверх на руках, а вот инвалиду преодолеть такую высоту просто невозможно.

– Я специально привел вас сюда. Застройщики говорят, что возводят современные удобные дома. А для кого они удобные, если в них невозможно зайти? А вдруг солдатам, вернувшимся из АТО инвалидами, начнут квартиры в таких новостройках давать? Как они жить в них будут?! – беспокоится Петр Андреевич.

Двигаемся дальше по тротуару вдоль проспекта Победы. В центре города расположено много всевозможных магазинов, но далеко не каждый из них приспособлен для обслуживания людей с ограниченными возможностями.

Например, чтобы попасть в книжный магазин, мало того что нужно умудриться запрыгнуть на пандус, так впереди инвалида ожидают еще одни ступеньки наверх.

Следующий пункт нашего маршрута – аптека через дорогу. В глаза сразу же бросилась абсурдная ситуация: открытая дверь полностью перекрыла собою вход со стороны пандуса.

Чтобы войти вовнутрь, пришлось бы подниматься по нему, одновременно закрывая дверь, проезжать дальше на порог, разворачиваться, вновь открывать дверь и только после всех этих манипуляций заезжать в помещение. И ладно бы только это, так ведь места на крыльце для таких маневров предусмотрено не слишком много.

От аптеки направляемся в отдел обращений граждан и социальных вопросов Черниговского горсовета. Петру Андреевичу приходилось бывать там и раньше. Хоть с пандусом проблем у него не возникало, хлопоты доставляла входная дверь.

Поскольку она очень узкая, сотрудникам приходится дополнительно открывать вторую дверь каждый раз, когда в отдел обращаются граждане, передвигающиеся в инвалидном кресле. Кстати, кнопки вызова сотрудников рядом с пандусом нет.

Следующий промежуточный пункт – кафе-кондитерская «Золотой ключик». К пандусу у Петра Андреевича претензий вновь не оказалось, а вот со входом вовнутрь проблемы, как и в предыдущем случае, возникли.

Дверь в кафе по какой-то странной и необъяснимой традиции опять открывалась так, что преграждала собою проезд. Мужчине пришлось наклоняться, поднимать дверную ножку, закрывать дверь, разворачиваться и проделывать остальные ранее описанные действия.

Сотрудница заведения, заметив его потуги, вышла и предложила свою помощь, что, конечно, похвально и облегчает задачу. Однако беспокоит Петра Андреевича не только вопрос заезда в какое-либо заведение или учреждение, но и безопасность выезда из него в критических ситуациях.

– А если пожар? – волнуется он. – Все бросятся на выход, а поскольку дверь открывается в сторону пандуса, люди в колясках просто не смогут выехать. Начнется хаос, давка. Куда смотрит управление по вопросам чрезвычайных ситуаций? Почему оно никак это не регулирует? Ждут, пока кто-то травмируется?

Петр Андреевич удивляется: почему нельзя делать входные двери, открывающиеся вовнутрь или в противоположную от пандуса сторону? Также он пожаловался, что часто не соблюдается норма по высоте дверного порога, которая не должна превышать двух-трех сантиметров.

Тротуары не для всех

Да что там говорить о дверных порогах, когда в городе высота бордюров такая, что ни на какой коляске на них не заедешь! Это еще одно больное место для всех инвалидов.

По этой причине, а также вследствие неудовлетворительного качества тротуаров они вынуждены передвигаться прямо по дороге, лавируя среди автомобилей. О безопасности такого передвижения и говорить не приходится.

– Многие инвалиды боятся выезжать на дорогу. Поэтому сидят дома и вообще никуда не выходят.

Сам Петр Андреевич уже приловчился к такому способу передвижения и успел выучить самые удобные подъезды к разным местам. Правда, есть и такие, до которых добраться самостоятельно он не может никак.

Например, на Аллею Героев, где регулярно проходят концерты, выставки, ярмарки, заехать со стороны пешеходного перехода мешает огромный бордюр. Приобщиться к культурной жизни города у инвалидов при всем желании не получится.

Та же ситуация и на Валу, куда мы отправились далее. В Европе, к слову, пешеходные переходы делают в уровень с тротуаром, а у нас даже спуск с него не предусмотрен.

Да даже не нужно ездить за границу, чтобы набраться опыта: в 70-тысячном райцентре Коломыя (Ивано-Франковская область) бордюры на переходах – скошены под углом. У нас же – максимум высота сглажена асфальтом, который разрушается гораздо быстрее бордюров.

В итоге получается, что инвалид не может самостоятельно ни в аптеку попасть, ни по городскому парку прогуляться. Петр Андреевич вспоминает, как он, еще будучи школьником, участвовал в высадке каштанов в сквере напротив 1-й школы. А теперь он даже не имеет возможности к ним подъехать.

И снова о пандусах

Не так давно появился новый пандус около УМВД. Мы решили проинспектировать и его, поэтому прямо от Вала поехали туда.

Как выяснилось по прибытии на место, швеллеры пандуса были рассчитаны на обычную ручную коляску и под автоматическую не подходили по ширине. К тому же маневренность усложнила расположенная рядом клумба.

Начальник управления материального обеспечения Павел Сорока лично принес извинения за неудобства, поблагодарил за обнаруженную ошибку и пообещал устранить ее в течение недели.

Для того чтобы показать пример правильного и недорогого пандуса, наш гид провел нас к Черниговскому главпочтамту. Что может быть проще, чем цельный лист металла, установленный под углом 7–10 градусов, и поручень?

Напоследок Петр Андреевич обратил наше внимание на пандус в подземном переходе, ведущем в ТЦ Аквариум». Это настоящее испытание как для инвалидов, так и для мам с колясками.

Мало того что спуск там слишком крутой, так он еще и состоит из двух частей. Демонстрировать его в действии мужчина не стал, ведь такая поездка могла закончиться трагично. Возможно, проектировщики рассчитывали, что спускаться по пандусу будут не инвалиды-колясочники, а экстремалы-скейтбордисты?

Петр Андреевич не раз обращался в государственные органы с просьбой решить сложившиеся проблемы. Однако наталкивался либо на классический ответ («это не в нашей компетенции»), либо получал сухой отчет о количестве установленных пандусов. Об их качестве и функциональной пригодности в отчете не упоминалось.

– Хотелось бы, чтобы инвалидам уделяли больше внимания. Я даже не за себя беспокоюсь, я-то уже приспособился. Но ведь сейчас приходит много людей из АТО без рук, без ног. Молодые парни будут ездить по городу на колясках и даже не смогут нормально это делать.

Отвозить им в зону АТО гуманитарную помощь – это хорошо, но о солдатах нужно помнить еще и здесь, – считает Петр Андреевич.

Юлия Лозовая, еженедельник "Семь дней"

Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш Telegram.


Теги: Петр Андреевич, инвалид, обслуживание людей, Юлия Лозовая, "Семь дней"

Добавить в: