Обычная история?
Пятница, 2 Ноября 2012 15:26 | Просмотров: 2329
Виталий Клочок: "Тут когда - то была ферма"
Село Новые Боровичи Щорского района известно со второй половины XVII века. В то время оно принадлежало черниговскому полковнику Борковскому. Крестьяне занимались хлебопашеством — сеяли рожь, пшеницу, овес, ячмень, разводили овец. На речке Снов стояло шесть мельниц.
25 декабря 1708 года, согласно жалованной грамоте Петра I, Новые Боровичи передали черниговскому полковнику Полуботку — крупному землевладельцу. 8 XVIII веке были построены еще одна мельница, спиртзавод, несколько смолокурен и селитроварен. Начали развиваться ремесла.
В конце XVIII века Новые Боровичи стали собственностью графов Милорадовичей. В 1849 году они построили здесь сахарный завод.
При советской власти в Новых Боровичах находилась центральная усадьба колхоза-миллионера им. Ватутина, специализировавшегося на животноводстве. В 1984 году колхоз имел пять с половиной тысяч
голов крупного рогатого скота. В селе были построены современные больница и школа, Дом культуры на 450 мест, библиотека.
В 1996 году, после ликвидации колхоза, в селе организовали сельхозпредприятие. А в 2006 году его директором стал Владимир Жолобецкий. О том, что было дальше, журналистам «Гарта» рассказал Виталий Клочок — бывший председатель колхоза им. Ватутина и учредитель сельхозпредприятия.
«С момента организации сельхозпредприятия у нас сменилось несколько директоров, как-то не все у них получалось. А в декабре 2006 года из районного управления агропромышленного развития нам прислали Владимира Жолобецкого. Сказали, что он сможет навести в хозяйстве порядок. Я был с самого начала против его кандидатуры, поэтому меня даже на собрание, на котором его утверждали, не пригласили. Хотя хозяйство числилось на мне, как на учредителе.
Он начал работать. Год за ним ничего такого не замечалось. А потом вдруг некоторые товарищи стали мне говорить: «Ты, Виталий Федотович, помещик!» А какой я помещик, если я с 1996 года на пенсии и у меня ничего нетине было, кроме имущественного и земельного паев? В общем, я не выдержал и в конце 2007 года передал хозяйство Владимиру Жолобецкому. Заверили документ о переда че у нотариуса, все как положено. Вот после этого все и началось! Вместо того чтобы развивать хозяйство, он начал его уничтожать. Я подсчитал, что за шесть лет он сдал тысячу тонн металлолома! Все машины, все тракторы пошли на лом! Весы и навесы для сельхозтехники, сена и зерна, токарные станки - все сдал! Даже из общественной бани вырезал всю сантехнику! Представьте: килограмм металла стоит две гривны. Тысяча тонн — это два миллиона! И все пошло ему в карман.
Был у нас добротный склад для запчастей - разобрал. На животноводческом комплексе разобрал все помещения, а шифер, кирпич, плиты бетонные - все продал! Там сейчас одни руины остались, как после Сталинградской битвы.
Имущественные паи он все скупил. Но как скупил! Сначала самолично уменьшил каждому пай на 40 процентов, затем продал зерно хозяйства и расплатился этими деньгами. То есть, купил наши имущественные паи за наши же деньги. Фактически, мы сами себя отдали ему в кабалу.
В 1996 году в селе было 426 пайщиков, а теперь живых осталось только 172. Плюс 200 паев невостребованных, которые наследники на себя не переоформили. Так он и их считает своими.
В прошлом году на пай выдал по 92 килограмма овса. В этом — по 150. Но поставил условие: подписывайте, мол, договор земельной аренды на 15 лет, тогда выдам. Начал выдавать только после того, как мы написали письма в районную прокуратуру, нашему депутату по 207-му округу Игорю Рыбакову и президенту страны.
Я 25 лет руководил колхозом им. Ватутина. Сколько всего было сделано, построено! У меня сердце кровью обливается, когда я вижу, как все разрушается, растаскивается. Поэтому мы решили провести собрание пайщиков и выразить Владимиру Жолобецкому недоверие!»
Все вышеизложенное Виталий Федотович повторил и на собрании, на котором присутствовало около сорока пайщиков. После этого слово взял сам Владимир Жолобецкий, который, в частности, сказал:»В 2006 году я принял это хозяйство. Все его счета были арестованы. Было проведено собрание, один из вопросов которого — в связи с отсутствием денег на разблокировку счетов разрешить срезать некоторые объекты на металлолом, а здания, которые рушатся, разобрать и продать на стройматериалы. Что и было сделано. Я себе в карман не положил ничего. Есть налоговые документы о продаже зданий. На сегодняшний
день в хозяйство инвестировано частными лицами 800 тысяч гривен. Это подтверждается бухгалтерией. Эти деньги тоже надо когда-то отдавать.
Все паи действуют. Но сертификаты, которые выдавались раньше, не считываются компьютерами. Для того чтобы перезаключить договор, надо разработать проект и ввести в единый земельный реестр код каждого пайщика. Это стоит определенных денег. Я все эти расходы беру на себя.
Сегодня стоимость каждого пая с учетом индексации составляет 32 тысячи гривен с копейками. Договор аренды заключается на три процента. То есть это примерно 980 гривен за пай. Пять процентов я не потяну. Но я никого насильно не заставлял заключать договор. Кто хочет-заключает на пять лет, кто хочет—на пятнадцать.
После того как мы у нотариуса подписали документ на передачу мне прав учредителя хозяйства, был переработан устав. Теперь это частное предприятие. И я выкупил у вас имущество. Вы подписали все документы. Я в сельсовете переоформил имущественный пай, который составляет сейчас энную сумму, и стал собственником».
Вот такая ситуация. К сожалению, довольно типичная для всей Украины. Можно лишь посоветовать крестьянам внимательно читать документы, которые они подписывают. А в случае возникновения конфликтов с арендаторами — обращаться в суд. Ибо, как заметил начальник управления агропромышленного развития Щорской райгосадминистрации Николай Колодюк, также присутствовавший на собрании, «уже прошло то время, когда районная администрация, управление сельского хозяйства могли вмешиваться в эти процессы. Если вы не хотите заключать договоры - это ваше право. Захотели продать свои имущественные паи — государственная власть в это не вмешивается. Это раньше можно было на собрании убрать одного председателя колхоза и поставить другого. А теперь у нас частная собственность.
Чернигов—Новые Боровичи—Чернигов.
Фото Валентина Ковалева
Олег Яновский, газета "ГАРТ" №44 (2589) от 01.11.12
Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш
Telegram.