GOROD.cn.ua

Караул! Все вокруг чужие!!!

Караул! Все вокруг чужие!!!
«Недавно поменяла работу. И всё вроде бы хорошо, только коллектив упорно отказывается меня принимать. Мне кажется, что все настроены против меня, они то и дело бросают в мою сторону какие-то колкости, и я просто не знаю, что им ответить. На работу это в принципе не влияет, вот только постоянно находиться в атмосфере, где чувствуешь себя чужой, как-то неприятно. Нельзя сказать, что между собой все мои коллеги дружны и любезны. Они также время от времени одаривают друг друга колкими «комплиментами» (и это при том, что у многих из них существенная разница в возрасте!), вот только каждый знает, что ответить, чтобы всё это перевести в шутку. А я? Я чувствую себя загнанной в угол! Спустя месяц я так и не нашла ни одного единомышленника, который бы ввёл меня в курс дела. А ведь в любом коллективе всегда есть свои негласные правила, и, возможно, я попросту чего-то не знаю, не понимаю и поэтому не могу влиться в общую струю? Напрямую спросить об этом у меня не хватает смелости. Да и у кого? Боюсь, что просто попаду в неловкое положение. Как быть?»

Юлия Н., 28 лет


Наши отношения с другими людьми зависят от наших внутренних установок

Наталия Белоусова, психолог:


- Первое, что хотелось бы спросить у Юли, так это то, как складывались у нее отношения в предыдущем коллективе. Проанализировав это, можно было бы найти более конкретные ответы на ее вопросы. Но поскольку у нас такой возможности нет, остановимся на том, что имеем. Из письма видно, что пишет нам человек достаточно неуверенный в себе. И это чувствуется. Скорее всего, неуверенность Юли также чувствуют и люди из ее окружения. Тем более что для них она сейчас - новенькая и является, так сказать, объектом повышенного внимания. Ведь как обычно бывает, когда в коллектив приходит новенький? Вот именно! Всем интересно, что он из себя представляет. Вспомните, как в той же школе новичкам устраивали различные провокационные ситуации, чтобы посмотреть, как они себя поведут. То же самое происходит и здесь. От нового человека в коллективе ждут реакции. А как реагирует Юля?

Над ней подшучивают, а она смущается, теряется, суетится и так далее. А попробуйте, Юля, вести себя по-другому! Если вы ^не готовы ответить шуткой на шутку, как это делают другие, можете просто сказать: «Веселая шутка, мне понравилась», ну или же просто улыбнуться и не обращать внимания. А еще ответьте себе на один вопрос: «Какой я хочу выглядеть в глазах коллектива, замкнутой или компанейской? И какая я есть на самом деле?» Так вот, нужно принять себя такой, какая есть. Если вы стеснительная, скромная, то и будьте такой - скромно улыбнитесь и продолжайте работать. Не надо притворяться и казаться другой. Ведь со временем все поймут, что и как. Да и незачем себя истязать и насиловать, играя роль, не свойственную своей личности!

Кроме того, следует помнить, что наши отношения с другими людьми зависят от наших внутренних установок. Если мы идем на работу и думаем: «Все хотят сделать мне больно», «Меня выживают», «Надо мной издеваются» - это вызывает только напряжение и ожидание худшего. Поэтому Юле нужно отследить, с какими мыслями она идет на работу, и сменить внутреннюю установку. Установка должна быть позитивной. Например: «У меня всё получится!», «Я - хороший и ценный работник», «Мои коллеги - интересные люди» и т. д. А что мы читаем в письме? «Мне кажется, что меня не принимают...» Вот! Но ведь это только предположение! Задумайтесь: никто не может нас оскорбить и унизить, только мы сами можем оскорбиться и почувствовать себя униженными под влиянием чьих-то слов, поступков и т. д. Всё зависит от того, как мы воспринимаем ту или иную ситуацию! И многое зависит от наших ожиданий. Не настраивайте себя на то, что вас не принимают, что на вас косо смотрят и хотят вас выжить, унизить и т. п., настраивайтесь на позитив - «Меня изучают», «Я интересна» и т. д.

И еще: если вам никто не помогает, не вводит в курс дел, значит, нужно обращаться за помощью самой. В этом нет ничего такого! И лучше обращаться за этим к тому сотруднику, который имеет авторитет у остальных. Это поможет расположить его к себе, а через него - и остальных сотрудников. Вот только здесь очень важно не перепутать: не льстить и не заискивать перед авторитетным сотрудником (тем, кого уважают, к кому прислушиваются и кто является профессионалом в работе), а, показывая, что для вас его знания, умения и опыт есть ценными, попросить подсказать, направить, сориентировать. Обычно такие люди будут даже рады поделиться с вами своими познаниями.

И вероятнее всего, что со временем всё встанет на свои места. Ведь за месяц адаптация не проходит. Зачастую для этого необходимо более длительное время. Нужно просто подождать, присмотреться, набраться опыта, а пока стараться быть приветливой и не показывать свою неуверенность. Не нужно делать акцент на внутренних перипетиях коллектива (повторюсь, со временем вы уловите все негласные правила, существующие здесь, и всё станет обычным для вас), лучше постараться сконцентрироваться на работе, дабы показать себя с лучшей стороны.

Ну и, конечно же, работайте над самооценкой! Ее нужно повышать. Ведь человек без внутреннего стержня ничего не сможет добиться.

Единственное, что хотелось бы еще оговорить, так это то, как могут развиваться события дальше. Ведь иногда действительно случается так, что, познав все негласные правила, манеру взаимоотношений в коллективе, стиль руководства, вы понимаете, что многое противоречит вам, вашим внутренним убеждениям и принципам. Вот тогда нужно делать выбор: либо подстраиваться, либо заняться поиском новой работы! Согласитесь, что все мы очень разные люди: кто-то интроверт - он пришел на работу, отработал спокойно, сделал свое дело и ушел; а кто-то экстраверт

- для него работа - в первую очередь общение. И у всех у нас разные цели: для кого-то конечная цель работы - это деньги, для кого-то - карьера, а для кого-то

- общение, удовольствие, самоутверждение и т. д. Да, в идеале хотелось бы все это совмещать. Но так получается далеко не всегда. Поэтому важно определиться, «что для меня главнее, а чему я могу поступиться», «стоит ли то, что я получу, того, чем я пожертвую». И уже отталкиваясь от этого, сделать окончательный выбор. Не бойтесь делать выбор! Ведь на работе мы проводим большую часть своей жизни. И мучиться, терпеть, ненавидеть то, чем ты занимаешься, - это несправедливо по отношению к себе любимому!

СОВЕТЫ НОВИЧКУ

- Нужно быть готовым к тому, что вы какое-то время будете объектом повышенного внимания. Поэтому старайтесь быть приветливым и настраивайте себя на то, что вас примут.

- Не надо обращать внимания и зацикливаться на том, как на тебя посмотрели, что сказали, что подумали и т. д. Лучше настройтесь на работу.

- Старайтесь уловить негласные правила, существующие в коллективе.

- К коллегам следует относиться уважительно и обращаться ко всем лучше на «вы» (если так не принято, вам скажут об этом и сами предложат перейти на «ты»).

- Поначалу лучше со всеми держать дистанцию: не надо тут же записываться в друзья и доверять секреты.

- Не разрешайте превращать себя в «девочку (мальчика) на побегушках»! Да, можно помочь, если вас попросили о чем-то, но нельзя позволять «садиться себе на голову». Нужно уметь вовремя отказать. Этим вы заставите себя уважать, а иначе в дальнейшем вам придется туго.

- Определите в коллективе авторитетного сотрудника и, возможно, через него налаживайте отношения с остальными. Но без лести и подхалимства!

- Часто новички напряжены и растеряны. А это очень мешает. Надо не ждать, когда примут, не ждать особого приглашения, нужно самому вливаться в коллектив. Главное - не переусердствовать при этом!

- Не надо сразу хвастаться своими знаниями или кого-то критиковать, не надо фамильярничать и сразу же завоевывать титул «души компании» - к таким относятся с осторожностью.

- Нельзя отвечать грубостью на грубость. Помните: сдержанность принесет понимание!

- Нельзя переоценивать свои возможности, но нельзя и недооценивать себя - это основные ошибки новичков.

- Не нужно сравнивать себя с кем-то, сравнивайте себя с самим собой: каким был и каким стал.

- Дайте себе время раскрыться, реализовать свои способности, а коллективу - понять и принять вас.

МНЕНИЯ

Виктория:

- Мой совет Юле такой: на полтона тише, на пол-оборота меньше - и так во всем! Главное - старательно выполнять свои обязанности. Ведь сейчас для нее важно устоять. А для этого нужно быть и уверенной в себе (а такую уверенность может придать только добросовестно выполненная работа), и в то же время не задирать нос (то есть вести себя скромно)!

А вот прислужиться в ее ситуации, если кто-то понял мои слова именно так, уж точно не получится! Просто нужно быть поосторожнее - ведь в каждом коллективе есть свои заморочки, наткнувшись на которые по своей неопытности можно таких дров наломать, что мало не покажется. Одним словом: тише едешь - дальше будешь! Проверено.

Андрей:


- Как правило, все перестают быть чужими после первой же посиделки в неформальной обстановке. Тогда и шутки-подколки станут понятными, и взгляды коллег покажутся не такими едкими. Так что, думаю, здесь всё очевидно - девушке нужно просто самой вливаться в коллектив в буквальном смысле этого слова. Естественно, сделать это нужно тактично, в рамках уже сложившихся в этом коллективе традиций. Главное - без самодеятельности! А поэтому не мешало бы сначала разведать, что и как здесь принято. Об этом можно даже спросить напрямую у кого-то из коллег или даже у всех сразу, когда будет подходящий момент. И всё наладится!

Екатерина Приступа, еженедельник "Семь дней", №11 (540)

Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш Telegram.

Теги: Екатерина Приступа, еженедельник "Семь дней", коллектив, новичок, совет