Скорую помощь загнали в угол (журналистское расследование)
Среда, 23 Ноября 2011 10:50 | Просмотров: 4029
Скорую помощь загнали в угол (журналистское расследование)
К журналистам обратились сотрудники станции скорой помощи, которые сообщили о том, что социально важное для Чернигова медучреждение переселили в условия, в которых коллективу нормально работать практически невозможно. Причем уже более месяца ничего не делается для того, чтобы хоть как-то исправить ситуацию.
По мнению сотрудников скорой помощи, весь сыр-бор разгорелся из-за земельного участка в центре города на
Любечской, 26, где уже не один десяток лет размещалась скорая. Видимо, кто-то положил на него глаз, поэтому медиков быстренько и «выставили за дверь».
Нужно отметить, что все работники станции скорой помощи, которые прокомментировали ситуацию, не скрывали свого имени. Но, чтобы в дальнейшем избежать возможных для них осложнений, мы решили в публикации имена и фамилии рядовых сотрудников не указывать.
Такого просто не может быть!
Первое, о чем мы подумали, выслушав сотрудников скорой помощи, посетивших редакцию, что такого просто не может быть! Ко Дню города, который мы отмечали в сентябре этого года, власть во всеуслышание заявляла о том, что станции скорой помощи нашли идеальное место для работы. Весь коллектив станции 22 сентября был переведен в здание поликлиники на улице Одинцова, 22, где им выделено целое крыло первого этажа.
В то же время сотрудники скорой заявляли, что их в спешном порядке просто вышвырнули с Любечской, 26, в помещение, которое совершенно не приспособлено для специфической работы медучреждения. Мало того, перевели далеко не всех. Довольно значительная часть коллектива, включая все руководство станции, осталась на Любечской. На Одинцова им просто не нашлось места!
– Только представьте, 22 сентября, за 20 минут до приезда Александра Соколова, который должен был открывать станцию скорой помощи, рабочие еще красили окна в помещении диспетчерской. А ведь там целые сутки должны были дежурить люди! – рассказывают сотрудники скорой. – Когда мы попросили рабочих хотя бы открыть окна, чтобы проветрить помещение, они категорически запретили это нам делать, заявив, что поотваливаются обои, которые они только приклеили!
По словам работников скорой, до этого в помещениях на Любечской был сделан вполне приличный ремонт, и условия для работы там были куда лучше, чем на Одинцова.
Лучше один раз увидеть…
Знаете, бывает так, что в коллективе находятся люди, которых все не устраивает. Им делаешь как лучше, а они все недовольны. Может быть, и в случае со скорой так же?
В четверг, 3 ноября мы приехали на станцию скорой помощи. Была середина дня, и большая часть бригад была на месте. В этот день мы не смогли получить комментарий от руководства станции. Все оно находилось на Любечской, 26. Главврач скорой Вероника Станкевич-Самойленко, которой мы позвонили, как только пришли на станцию, заявила, что сможет уделить нам внимание не раньше понедельника. Поэтому экскурсию по скорой нам провели без нее.
Побеседовав с коллективом, мы убедились, что практически все из того, что говорили гости редакции, имеет место быть. На станции скорой помощи ни один человек не сказал нам, что попал в комфортные или хотя бы нормальные условия работы. Каждый из негативных моментов, о котором нам рассказывали в коллективе, сам по себе критическим не являлся. Но в комплексе те условия, в которых работал коллектив, приводили к необустроенности, нервозности и в целом негативно сказывались на работе бригад.
– Территория двора не огорожена, и мы фактически не можем оставить машины на ночь без присмотра, – рассказывают водители скорой. – Этот двор давно облюбовали наркоманы и алкоголики, так что только и жди, что из машины что-то пропадет. В темное время суток мы, как правило, сидим в кабинах машин.
Правда, и условия для отдыха водителей на станции тоже «не очень».
– Три помещения для отдыха – водителей, фельдшеров и врачей – сделаны вагончиком и имеют один вход. Когда врач идет к себе в помещение, чтобы отдохнуть, он включает свет сначала у водителей, потом у фельдшеров. Но никто этот свет не выключает. Так что отдохнуть невозможно. А ведь 10–15 минут отдыха ночью водителю ох как нужны! – уверены все водители смены.
У водителей возникают проблемы не только с сохранностью автомобилей, но и с безопасностью движения. Проезжая часть двора настолько узкая, что развернуться среди шести машин довольно сложно. Выезд со двора имеет большой уклон, и водители с опаской ждут похолодания и первого льда – тогда без помощи со станции не выехать.
– Ничего, фельдшера у нас ребята здоровые, вытолкают машину, – шутят водители. Но придет зима, и вряд ли им будет до шуток!
– Станция скорой помощи размещена в помещении, где раньше принимали анализы. Вот, по привычке, все больные к нам и идут! – рассказывает диспетчер скорой. – Мало того, рентген-кабинет отсюда так и не убрали. Да и убирать, видимо, не планируют. Так что посторонних на станции целый день предостаточно. Мало того, что они ходят и кашляют, так еще нам и за имуществом следить приходится. Мало ли что…
Не знаем, о каком ремонте говорили во время открытия станции, но, на наш взгляд, в этом помещении все как было десять лет назад, так и осталось. Тот же обитый коричневой тканью коридор (за который, кстати, по словам сотрудников скорой, пожарные уже выписали предписание), те же обшарпанные стены помещений. Почему-то невольно вспомнился приют для бездомных, который городской совет несколько лет назад открыл на Святониколаевской. Как нам показалось, у бомжей – лучше!
– Вы зайдите в туалет, посмотрите. Он не работает! Микроволновой печью пожарные тоже запретили пользоваться – предохранители вышибает, и проводка не выдерживает, – жалуется один из медработников.
Комната приема пищи, как и комнаты отдыха, поражают убогостью своей обстановки. Такое впечатление, что все, что здесь стоит, было найдено где-то на свалке. На полу в коридоре стоят карты города, схемы, графики. Они нужны бригадам для работы. Но повесить их некуда. Кстати, медики утверждают, что в помещениях на Любечской специально была сделана мебель. Но в комнаты на Одинцова она просто не поместилась…
– Вот здесь у нас будет кабинет главврача, – говорит одна из работников скорой, показывая на пустующую часть холла, где еще недавно размещался гардероб поликлиники. – А вот там, в аптеке, будут работать заместители.
Не увидели мы в диспетчерской и нового пульта, о котором говорилось в день открытия станции:
– У листопаді новий пульт буде встановлено. Вже є необхідність його замінювати. У жовтні ми виділимо необхідну кількість коштів. Тим більше що він не багато і коштує, як комп’ютер, приблизно, – обещал
мэр Чернигова Александр Соколов 22 сентября перед телевизионной камерой. А ведь на дворе уже был ноябрь! И ни пульта, ни денег…
Жаловался коллектив и на снижение эффективности работы станции скорой помощи. По словам сотрудников, вызовы поочередно принимает то подстанция, которая находится в центре города, на проспекте Мира, то станция на Одинцова. И если по району улицы Рокоссовского время приезда скорой помощи к больному сократилось, то добираться в Новозаводской район стало намного дольше.
– Ночью еще ничего: машин мало – и до Шерстянки с Масанами можно доехать довольно быстро. А вот днем время сильно увеличивается. Мало того, и водители машин в городе на синий маячок практически не реагируют. Хотя в Чернигове особо уступать дорогу не получится: улицы узкие, а где чуть шире – превратились в парковки, – жалуются водители.
Неужели от нас скрываются?
В понедельник обещанная встреча с главврачом скорой опять не состоялась.
– Я занята целый день. Давайте перенесем встречу на завтра. Я вас буду ждать вас во вторник 8 ноября, в 7.45 утра на Любечской, 26, - ответила нам
Вероника Станкевич-Самойленко по телефону. Это время нам не совсем было удобным, и мы перенесли встречу 10 часов утра. Но и во вторник с Вероникой Ивановной «не срослось». Станкевич-Самойленко перезвонила по телефону и сказала, что встретиться не может. Вместо нее на все вопросы ответят заместители. Ну, заместители, так заместители…
В кабинете заместителей находилось два человека: заместитель главного врача по медицинской работе Анна Огняник и заместитель по организационно-методической работе Василий Лудчак. Проверив журналистское удостоверение, должностные лица Станции скорой помощи наотрез отказались представиться, а вместо этого начали звонить заместителю начальника горздрава Ирине Мороз:
- Ірина Андріївна, Вероніка Іванівна просила поставить вас в «ізвестность когда прідут корреспонденти». Ось сидить у нас представник. Що вони від нас хочуть? Говорять, що поступають якісь скарги від співробітників. Питаю: від кого скарги? Кажуть, що не зобов’язані казати від кого.
Выслушав „ЦУ” от руководства горздрава,
Анна Огняник заявила:
- Ми не маємо повноважень. Зв’язуйтесь з Веронікою Іванівною і вона хай вам відповідає.
На этом аудиенция закончилась.
Покидая административный корпус здания на Любечской, 26, мы обратили внимание на то, что там находилось не так уж и мало людей. Хотя здание было уже отключено от отопления, и в отдельных комнатах было всего три градуса тепла! Люди грелись, кто обогревателем, кто полотенцесушителем. Но тепла в помещениях не было. И вряд ли в таких условиях можно было работать.
Кстати, от сотрудников мы узнали, что Вероника Станкевич-Самойленко скорее всего не случайно избегает встречи с нами. Утверждали, что после того, как она дала интервью одному из черниговских телеканалов, секретарь горсовета Олег Шеремет посоветовал ей написать заявление «по собственному желанию»…
Идем в «горздрав»
Связаться с секретарем горсовета Олегом Шереметом, который курирует городскую медицину, чтобы узнать о ситуации в «Скорой» нам не удалось. Он был
в очередном отпуске. Поэтому мы позвонили к
советнику мэра Ирине Синельник и попросили организовать встречу с кем-то «уполномоченным» прокомментировать ситуацию. Через несколько минут нам перезвонили и сообщили, что в управлении охраны здоровья все прокомментируют.
Комментарий:
Юрий Бойко, начальник управления охраны здоровья Черниговского городского совета:
- Мы долгие годы вкладывали средства в косметический ремонт на Любечской,26. Но стены «доедает» грибок. Эти здания – бывшие милицейские конюшни. Там дело дошло до того, что асфальт на улице, выше, чем полы в помещениях. В помещение заходишь – запах гниющих стен страшный стоит. Мы с Соколовым не раз там были, смотрели, как говорится, своими глазами, что делать. Строить по типовому проекту, который есть еще с советских времен? Я видел такой идеал в Сумах. Но городу это не по карману однозначно!
Построить не можем, что делать дальше? Взгляд пал на поликлинику третьей городской больницы. Потому что появилась возможность чуть-чуть перевести структурные подразделения и освободить одно крыло, в которм «Скорая» прекрасно размещаются. Мы знали, что проблемы будут. Потому что здание не типовое, и разместить «Скорую» в нем будет не просто. Перевели. Причем перевод был не легким - ведь «Скорая» не должна была остановиться ни на минуту. Как говорится, «сдали первую очередь».
Основные проблемы решены: диспетчерская работает, места для отдыха персонала есть. Чуть неудобно, что на другом конце коридора расположена бухгалтерия, но все равно, все рядом. Сейчас готовим помещения главному врачу и заместителям. Перенос рентген-кабинета – это «вторая очередь». От него вреда сотрудникам никакого нет. Конечно, есть неудобства в том, что люди ходят, но это временное явление. На перенос кабинета нужно 29 тыс. грн. Деньги небольшие, и будем разговаривать с мэром, чтобы их выделили из бюджета. Вся сложность в том, что для рентген-кабинета нужна специальная защитная штукатурка на стенах, чтобы не было излучения. Но, я думаю, что мы и это сделаем в ближайшее время. Мы бы хотели и ремонт на Станции сделать, но на это у нас нет средств.
А что, людям в этом помещении нельзя работать? В чем не соответствие? Мы не могли откладывать переезд на зиму. У меня нет ни какой уверенности в том, что то здание, которое на Любечской, переживет зиму в случае большого мокрого снега. Вот тогда было бы ой-ой-ой. На всю Украину «гахнуло» бы! Вопрос нужно ставить так: вот тут старье, грибок и угроза падения, или это помещение. Ну, не все сразу!
В отношении времени прибытия по вызову скажу, что оно сократилось. Бобровица, Рокоссовского, Одинцова, Доценко – это все густонаселенные «спальные» районы, откуда вызовов поступает наибольшее количество. В Новозаводский район у нас, как правило, ездят машины с подстанции, которая распложена в центре города.
Что же касается территории на Любечской,26, то ее планируют передать областному управлению охраны здоровья. У них есть судмедэкспертиза, которая сейчас расположена по улице Шевченко, и находится в худших условиях. Это им очень удобно для работы, поскольку практически через дорогу находится морг, а это их парафия...
О готовящихся кадровых переменах в «Скорой», слухи о которых дошли до нас, Юрий Бойко ничего не знал. Вопрос назначения главврачей – прерогатива местного самоуправления, а не управления охраны здоровья.
Начальник областного управления охраны здоровья Галина Василькова, с которой мы связались по телефону, подтвердила информацию о переводе на Любечскую, 26 бюро судмедэкспертизы.
- Участок будет передаваться решением сессии горсовета в областную коммунальную собственность. И ведутся такие переговоры. Мы планируем разместить там судебно-медицинскую экспертизу. Работникам «Скорой помощи» не раз рассказывалось, что и где будет делаться. А если у них какие-то болезненные идеи о том, что все распродается, то это не так. Мы работаем только для того, чтобы улучшить качество оказания медицинской помощи, - заявила Галина Василькова.
Главврач «Скорой» была не многословной…
Нам удалось встретиться и с главврачом Станции скорой помощи Вероникой Станкевич-Самойленко – Юрий Бойко пообещал, что такая встреча состоится. В беседе с нами Вероника Ивановна была не многословной. По ее словам слухи о переезде Станции ходили давно, но сам переезд стал для нее неожиданным. Когда она в сентябре вышла из отпуска, то узнала, что есть приказ о переводе на Одинцова. Коллектив этот приказ выполнил.
По состоянию на 9 ноября на Любечской,26 оставалось довольно много сотрудников: главврач, ее заместители, отдел кадров, статистический отдел и секретарь. В ближайшее время планируется, что и им на Одинцова будут оборудованы помещения. Нужно добавить, что во время нашего разговора в кабинете главного врача «Скорой» было всего +3 градуса. Люди работали, а все помещения уже были отключены от отопления.
Что же касается будущего земельного участка и других вопросов, то мы их адресовали мэру Чернигова Александру Соколову и секретарю горсовета Олегу Шеремету, который курирует городскую медицину.
После сказанного
Проведенное расследование показало, что слухи о продаже участка на Любечской,26 не соответствуют действительности. У нас нет оснований не доверять словам мэра, тем более, что решение по земле будет принимать не он, а сессия горсовета. Что бы там не говорили, но проблема у Станции скорой помощи существует. И от того, будут ее замечать или нет, она меньше не станет.
Понятно, что на Любечскую «Скорая» уже не вернется. Но для нормальной работы медиков на Одинцова нужны средства для ремонта и обустройства помещения. И тут задача в первую очередь мэра и депутатов найти решение данной проблемы. Ведь Чернигову необходима стабильная работа «Скорой помощи». С решением финансовой проблемы мог бы помочь и областной совет, раз уж хочет забрать участок городской земли в свое распоряжение. Наверное, и руководству Черниговской облгосадминистрации стоило бы обратить внимание на проблемы черниговских медиков. Ведь в одном городе живем-то!
Остался не до конца выясненным вопрос о переселении Бюро судебно-медицинской экспертизы в аварийное здание (по словам чиновников) на Любечской,26. А также, кому достанется участок по Шевченко, 36 после переезда экспертов. Поэтому будем следить за дальнейшим развитием ситуации…
Комментарий
Александр Соколов, мэр Чернигова:
- Необхідність поліпшення умов роботи співробітників «швидкої допомоги» існувала вже давно. Адже на вулиці Любецькій Станція швидкої допомоги знаходилася у непристосованих приміщеннях 25 років. Як тільки з'явилася можливість використати незадіяні площі поліклініки міської лікарні №3, там розмістили адміністративну частину, центральну диспетчерську та шість бригад «Швидкої».
Земельна ділянка на вул. Любецькій, 26, де розташовувалася станція «швидкої допомоги», перебуває у власності міської громади. На сьогодні є офіційне звернення від начальника управління охорони здоров'я Чернігівської облдержадміністрації щодо розташування там центру судово-медичної експертизи. Рішення має прийняти сесія міської ради. Про продаж земельної ділянки наразі не йдеться.
Щодо придбання пульту, то відповідне доручення було дано управлінню охорони здоров'я міської ради. Питання про виділення коштів буде розглядатися на сесії міської ради у листопаді. Сподіваємося на розуміння та підтримку з боку депутатського корпусу.
Олег Шеремет, секретарь Черниговского городского совета:
- Рішення про переїзд «Швидкої допомоги вважаю абсолютно правильним. Люди працювати, вибачте, в конюшні, вже просто не могли. Я вже не кажу про техніку, яку взимку ніде було ремонтувати, і виїжджали за викликами холодні машини. Зауваження щодо дискомфорту розміщення працівників «Швидкої» частково приймаю і в свою адресу. Але головне наше завдання було не зупинити при переїзді «Швидку допомогу», і щоб мешканці міста цього не відчули. У подальшому я особисто буду звертатись до депутатів, щоби ми профінансували і ремонтні роботи, і облаштування огорожі, і перенос кабінетів, і закупівлю меблів. Принципово це рішення ми вже прийняли. Міський голова дав доручення управлінню охорони здоров’я розробити відповідні кошториси. Я би хотів отримати розуміння колективу Станції швидкої допомоги з цього питання. Переїзд і облаштування Станції на сьогодні ще не закінчено.
Мені здається, що багато проблем, які озвучили журналісти, лежать в площині недостатньої організованості роботи. І як з приводу переїзду, так і з приводу організації роботі «Швидкої». Кінцеве рішення по кадрових питаннях приймає міський голова. Але я думаю, що на сьогоднішній день головне питання – створити максимальні умови для роботи працівників «Швидкої допомоги», які переїхали з Любецької. Всі інші питання мені вважаються другорядними.
Игорь Грищенко, еженедельник "Семь дней", №46 (523)
Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш
Telegram.