GOROD.cn.ua

Перевозчики поставили ультиматум городским властям

Перевозчики поставили ультиматум городским властям
Если не будут кардинально пересмотрены условия для их производственной деятельности, в том числе не будут повышены тарифы на городских маршрутах, то они проведут акции протеста на Красной площади и ограничат льготные перевозки горожан.

Главная причина, которая подтолкнула перевозчиков к решительным действиям, как объясняет генеральный директор ОАО «Черниговавтосервис» Владимир Козырь, — их тяжелое финансовое положение.
— В течение последних двух лет в 1,6—2 раза выросли затраты на дизельное топливо, газ, запчасти, минимальная зарплата. В то же время тарифы пересматривались в последний раз в 2009 году. Если раньше стоимость билетов покрывала себестоимость проезда и позволяла минимально обслуживать транспорт, то с января этого года перевозчики работают полностью себе в убыток. В то же время, например, на моем предприятии висит 5 млн. кредитов за приобретенные 40 автобусов «Эталон».

Повышение тарифов

Сейчас горисполком рассматривает предложенное перевозчиками повышение тарифов в троллейбусах с 1 грн. до 1 грн. 25 коп., в автобусах с 1 грн. 50 коп. до 2 грн., а в маршрутках с 2 грн. до 2 грн. 50 коп. или 3 грн. Законные основания для этого есть — приказ Министерства транспорта и связи Украины от 2009 года, в котором пересмотр уровня тарифов должен производиться в случае изменения стоимости топлива более чем на 10%.

Обращает на себя внимание высокая стоимость билетов в маршрутных такси, как они называются, хотя зачастую проскакивают даже мимо остановок, не говоря уж о высадке по просьбе пассажира.

— Как бы то ни было, а самый экономически выгодный вид транспорта — автобусы «Рута» и «Дельфин». Сами по себе дешевые, они приносят собственникам максимальный доход, — признает Владимир Козырь, — к тому же в них нет кондукторов. Предложенная нами «растяжка» тарифов приведет к отказу части пассажиров от микроавтобусов и переходу на автобусы средней и большой пассажироемкости (ПАЗы, «Эталоны», «Богданы») и троллейбусы, в которых билеты дешевле, — что приведет, в свою очередь, к увеличению поступлений. А для горожан побогаче такая цена вполне приемлема.

Кстати, а нужны ли горожанам в таком количестве переполненные, неудобные микроавтобусы?

Нашли крайних

Справедливости ради нужно помнить, что город Чернигов — единственный в Украине, как говорят, в котором сохранились льготные дачные перевозки.
Все предыдущие годы ГП «Пассервис» перевозил льготников на основе договора с городской властью, которая потом компенсировала бесплатные перевозки из субвенций государственного бюджета. Председатель ассоциации перевозчиков «Черниговтрансавто» Василий Петришин считает, что даже если бы 13 млн. гривен субвенции,  предусмотренные раньше, поступили бы в полном объеме, то их все равно было бы недостаточно, чтоб компенсировать все затраты.

Если разделить эту сумму на всех льготников, выпадает на каждого 145 гривен в течение года: по 12 гривен в месяц. Действительно, некоторые бодрые пенсионеры, дай им бог здоровья, ездят, бывает, по несколько раз в день. Однако многие не ездят вообще в силу слабого здоровья и таким образом не используют свое право на 12 гривен бесплатного проезда. Вообще же, в Чернигове право на льготные перевозки имеют 90 тысяч человек.

Но что показательно — отказывая в льготных перевозках пенсионерам и дачникам летом по вторникам и четвергам, перевозчики не высказывают такой же решительности в отношении других льготных категорий — работников прокуратуры и СБУ, депутатов разных уровней, милиционеров, работников собесов. А таких в Чернигове несколько тысяч!

В любом случае, в этом году субвенцию планируют отдать полностью коммунальному предприятию — троллейбусному парку, доведенному до предбанкротного состояния. Никак не хотят перевозчики стать благодетелями (к чему их подталкивают) и в ответ пообещали отказаться от бесплатных перевозок, если не будет найдена компенсация.

В карманах — 10%

Почему же сетования перевозчиков на невыносимо трудное финансовое положение вызывают сильные сомнения в правдивости сказанного? Ведь, действительно, подорожали все составляющие тарифов! Тем не менее в городе с каждым годом шныряет все больше «Дельфинов», приобретенных перевозчиками — физическими лицами, хотя стоимость их сейчас достигает 300 тысяч. Но изменение подвижного состава, новые «Эталоны», «Пазы», «Дельфины» берутся с доходов от перевозок.

Наверное, не верится еще и потому, что пассажирам не выдают билеты и неучтенные «двушки» отправляются неизвестно куда. Куда — можно только догадываться, исходя из того, что деньги передаются из рук в руки водителям и взамен ничего пассажиру не передается. Причем неизвестно это не только пассажирам, но и руководителям предприятий перевозчиков.

Владимир Козырь отмечает еще одну загвоздку:

— Действительно, это наша проблема — отчетность водителей. Девяносто процентов выручки мы контролируем, но, конечно, что-то остается в карманах — за всем не уследишь.
Но там, где допускается 10% неучтенных средств, могут быть и все 20%. А сколько неиспользованных резервов в увеличении производительности и экономии предприятий-перевозчиков! И не равны ли эти ли суммы тем самым компенсационным субсидиям за льготные перевозки дачников? Но что проще — наладить учет, порядок и контроль средств на линии или просто повысить тарифы, отказать в бесплатных перевозках? Что и было сделано.

Важно!


Владимир Козырь, генеральный директор ОАО «Черниговавтосервис», сообщил о подорожании проезда на городских маршрутах. Это же подтвердил и депутат горсовета Сергей Вакуленко.

По их словам, уже почти два месяца соответствующие документы находятся на рассмотрении в Черниговском городском совете. Согласно расчетам, проезд в городском транспорте подорожает на сумму от 25 копеек до 1 гривны.

Так, за проезд в троллейбусах мы с вами будем платить от 1,25 до 1,5 грн. Стоимость проезда в автобусах средней и большой пассажироемкости (ПАЗы, «Эталоны», «Богданы») возрастет до 2 грн., а поездка в микроавтобусе будет стоить от 2,5 до 3 грн.

Предполагается, что решение о новых расценках будет принято уже через полтора месяца. Иначе в мае автобусы на маршруты могут и не выйти…


Лариса Добрынина, еженедельник "Взгляд", №11 (196)

Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш Telegram.

Теги: Лариса Добрынина, еженедельник "Взгляд", перевозчики. проезд, ультиматум