Аверкин хутор на Соснитчине — как призрак. Его нет ни на картах, ни в перечне населённых пунктов, ни во всезнающей Википедии. Это при том, что расположен он не среди лесных чащ, а недалеко от железной дороги — на пересечении трёх (на сегодня бывших) районов: Сосницкого, Борзнянского и Бахмачского.
— Нигде никаких упоминаний о хуторе, а он существует, — улыбается староста Задесенского старостинского округа (Аверкин — на его территории) Леонид Ляшик.
Почему поселение потерялось в информационном пространстве, он не знает. Да это и не главное. Хутор — живой. К нему ведёт проторенная дорога, несмотря на то что там всего один житель — 58-летний Александр Володько. Переселился сюда из Чернигова 4 года назад, чтобы поддержать овдовевшего отца — тоже Александра Володько. Такая фамилия была практически у всех жителей хутора. Её принёс на Соснитчину потомок запорожского казака по имени Аверьян (по-простому — Аверко, потому и хутор — Аверкин). Два века назад он построил здесь первый дом и положил начало целому роду Володько. Теперь эта фамилия почти на всех надгробных памятниках. Александр-старший тоже уже покойный. Младший после смерти отца в Чернигов не вернулся, хотя прожил там более 30 лет. Остался на хуторе, чтобы сохранить его для потомков.
Надеется: со временем здесь будет жить сын Алексей (ему 34), а потом, возможно, и внук Станислав (12 лет). Пока они только приезжают — почти каждую неделю.
Алексей — специалист по обслуживанию компьютерных систем и сетей — оборудовал дом отца по-современному: от камер видеонаблюдения до солнечных батарей. Вырабатываемая ими электроэнергия — не только для бытовых нужд. Она также приводит в движение рукотворный ручей: поднимает воду, которая потом стекает по камням в пруд. К этому «уголку Карпат» знакомые приезжают фотографироваться.
Пруд выкопал ещё прадед Алексея. Разводил в нём карасей. Сейчас там ещё и карпы, белые амуры, толстолобики, лини. Есть даже раки и черепахи.Алексей отдыхает здесь от городской суеты и работы (занимается техническим обслуживанием магазинов АТБ). От Чернигова до хутора немногим больше 80 км. Час езды на машине — и на месте.
А чтобы отец, когда остаётся один, не скучал, Алексей привёз ему страусов. Говорит: хотелось чего-то небанального, интересного.
Купил на страусиной ферме (на Киевщине) 4 яйца, смастерил инкубатор из старого ящика для посуды. Выполнял все рекомендации — и через 42 дня, летом, появились симпатичные, покрытые пухом птенцы. Вывелись в их черниговской квартире.
Алексей (показывает снимки) фотографировал их — как детей — с самого рождения. Подрастил всех, но на хутор привёз только троих. Один погиб.
Смастерили для них просторный вольер. На зиму — утеплённый сарайчик, хотя страусы хорошо приспосабливаются к низким температурам (выдерживают морозы до минус 30 градусов). Первую зиму троица пережила без проблем. Вторую — тоже. Нынешняя — третья.
Алексей покупал зерно и сам готовил питомцам комбикорм. Александр Александрович отбирал самые лучшие тыквы, кабачки, приносил свежую траву. Птицы росли как на дрожжах. Через 2 года достигли половой зрелости. У них сменился цвет оперения. По нему хозяева и определили, что у них 2 самца и самочка.
Ждали, когда она начнёт нести яйца, выведет птенцов. Но этого, к сожалению, не произошло. Случилась типичная для страусов беда — не имея зубов, они (для измельчения еды в желудке) глотают мелкие камешки, гвозди, куски дерева, железа, пластика. Их «девочка» нахваталась всего этого сверх нормы. Спасти её не удалось.
Остались два длинноногих «парня».
— Отец им клички разные придумывает. А я различаю по характерам, — говорит Алексей Володько. — Один — спокойный и ласковый, даётсебя погладить даже незнакомым людям. Другой — взрывной и агрессивный, всегда готов к бою за свою территорию. Мы любим обоих.
На Новый год он даже готовит праздничный стол для страусов. Больше всего на нём будет яблок. Их птицы обожают.
На вопрос, собираются ли заводить новую самочку (или нескольких — ещё не поздно: страусы живут в среднем 70-75 лет), мой собеседник отвечает, что очень бы хотелось. Во-первых, уже привыкли к необычным обитателям двора, во-вторых, они — неплохое утешение для отца. Но покупать собирается уже подросшую. Потому что птиц, о которых заботишься с первого стука их клювиков о скорлупу внутри яиц, очень больно терять...
«Гарт» №52 (3064) от 23 декабря 2021, Мария Исаченко
Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш
Telegram.
Теги: Аверкин, хутор, Соснитчина, страусы