GOROD.cn.ua

В маршрутках — по 6, в троллейбусах — по 4

Поедем по новым ценам с 20 декабря?

На ближайшем исполкоме Черниговрады планируют рассмотреть повышение цен на проезд в городском общественном транспорте. На гривну.

В маршрутках — с пяти гривен до шести, в троллейбусах — с трех гривен до четырех. Ученические тоже подорожают на гривну.

1 Режим «давайте после праздников» еще не включен



— Поднять цену — выйдут протестовать, скажут, что дорого. Не поднимать — будут бастовать перевозчики. Замкнутый круг, — говорит 31-летний Александр Рыжий, начальник управления транспорта, транспортной инфраструктуры Черниговрады. — Есть обращение перевозчиков. Их цена — от 7,50 до 11,90. Такой тариф, понятно, никто ставить не будет. По нашим подсчетам, сейчас реальная цена проезда — 7-7,50. Если исполком проведут 13 декабря, то с 20 декабря будем ездить по новой цене. Маршрутки — по 6 гривен. Обязательное условие для перевозчиков — платить зарплату водителям не ниже 4750.

— А до этого у них какая была зарплата?

— Никто ее не фиксирует и не знает, какая она. Стоимость проезда в троллейбусах, скорее всего, тоже будет повышаться. На гривну. В бюджет на следующий год на троллейбусное управление заложили 75 миллионов гривен. Выделили только 65.

До 7 декабря принимаем заявки от всех желающих на маршруты №№14, 36,22-а, 29. Заявок пока нет. 22 декабря проводим конкурс.

На 29-й маршрут «Старая Подусовка - ЗАЗ» никто из перевозчиков не хочет идти уже два года. На 36-й «Эпицентр - Жавинка» — год. На 14-м («Яцево - вокзал) сейчас ездит всего две несчастные маршрутки. По договору должно быть 10 машин. Нет водителей. В связи с этим переписали договор на 5 маршруток. И с этим не справлялись. Договор пришлось разорвать.

На транспортной раде будут внесены предложения оставить короткий маршрут «36-с». Наверное, самый короткий маршрут в городе. Возит из Жавинки, что под Черниговом, до КСК.

— Мэр Владислав Атрошенко на еженедельной городской планерке сказал, что система перевозок не работает. Нужно ее менять.

— Есть поручение от мэра о разработке вместе с перевозчиками новой модели, — Александр Рыжий показывает документ, лежащий на столе. — Если бы у нас было, как запланировано,

40 новых троллейбусов, то половина проблем с транспортом отпала бы.

Сейчас по городу ездит 65 троллейбусов. Через полчаса после выхода на маршруты четыре старых «ЗИУ» по-любому ломаются. Самый хороший маршрут — 11-й. На нем восемь новых троллейбусов. И если добавить еще два новых, то маршрутка №21 «Независимости - Защитников Украины» не нужна.

Та же Старая Подусовка. Сейчас там ездит только четыре троллейбуса маршрута №5. Добавить несколько — и людям стало бы намного проще.

2 Плата за километр

— Один из вариантов: ввести для всех перевозчиков единую плату за километр, — продолжает Александр Николаевич. — Мы, Черниговрада, являемся заказчиками. Нанимаем, платим перевозчику за то количество километров, которое он проехал. Например, «39» автобус проезжает 600 километров за день. Город платит по факту наезженного километража. По нашим подсчетам, на сегодняшний день, километр Городу обойдется в 26-27 гривен. В эту сумму входит все: аренда, зарплата, топливо. Водители не будут привозить наличку хозяину маршрута, не станут забирать себе часть денег. В просчитанную сумму уже входит зарплата водителю, которая составит 14-15 тысяч гривен в месяц. Хозяев не будет волновать прибыльность маршрута, количество пассажиров. Главная задача при такой системе — соблюдение графика и нормальные маршрутки. Иначе город просто не будет платить. Перевозчики согласны так работать.

— Деньги перевозчикам будут идти из бюджета города? Их хватит?

— В этом году город выделил около 7 миллионов гривен на проезд льготных категорий. Если мы введем новую систему, из бюджета для начала потребуется не меньше 50 миллионов гривен. Систему город собирается вводить постепенно, на определенных маршрутах. Не на всех сразу.

Деньги за проезд будут возвращаться в городской бюджет. В коммунальном транспорте уже работает электронная система оплаты за проезд через валидатор (электронное устройство, его носят кондуктора в троллейбусах и в автобусе №39), — достает из кошелька сине-белую пластиковую карточку, размерами с банковскую. — На нее перечисляешь деньги и с помощью валидатора расплачиваешься. Такое в планах внедрить и во всех маршрутках.

— Когда новая система заработает реально?

— Скорее всего, в тестовом режиме начнем с конца марта следующего года.

3 На 23 тысячи 970 гривен штрафов

— Два года как объединили 25 маршрут с 31-м и 26-й с 32-м. Это ужасно! Утром и вечером в маршрутку не влезть!

— Я выезжал на 25-й маршрут, — уверяет начальник управления. — Едут две «Руты», забитые людьми, за ними — большой полупустой «Эталон». Перевозчики выезжали, тоже смотрели.. Постоянно пишущим письма. На 30 ноябрЯдбьтрнарушениях. Штрафов выписано на 23 тысячи 970 гривен. Минимальный штраф — 170 гривен. Что это за суммы для перевозчика? После штрафа 10 дней мы не можем выписывать новые предписания. Звоним, выбиваем эти деньги. Разорвать договор с перевозчиком можно. Но желающих зайти на маршрут нет.

— Привлечь не черниговских перевозчиков можно?

— Да, но у вас есть такие желающие, которые хотят зайти в наш город? Не интересно работать при таком тарифе.

4 10 электробусов — каждый год?

— Второй год идут переговоры относительно покупки новых троллейбусов за кредитные деньги европейского банка. Должны были подписать четырехсторонний договор еще 30 ноября. Но пока тишина. Думаю, до конца года мы это сделаем, — надеется Александр Рыжий.

— Электробусам «привет» или «нет»?

— В бюджетную программу на 2019 год этот вопрос включен, — уверяет Александр Николаевич. — Если деньги в бюджете будут, то в планах, привлекая кредитные деньги, — покупать по 10 электробусов каждый год. На протяжении пяти лет. В том же Львове ездит «Электрон». Ничего плохого о нем не слышал.

5 Антенны «Дозора» отключают

— Черниговцы жалуются, что данные на электронных табло, которые установлены на новых остановках, не совпадают с реальным движением маршруток. «Навіщо ті карі очі, які нічого не бачать»?

— Машина подъехала, а на табло не светится? Или на табло светится, а машина не подъехала? Если черниговцы видят проблему, нужно звонить на «горячую линию» колл-центра. Может быть такое, что водители отключают антенны на GPS-навигаторах. Потом включил, а система «зависла». Отключают, чтобы не видно было, где он едет. Бывало, отчитались за 20 маршруток, захожу в систему «Дозор», проверяю, столько ли ездит. Через время уже на две машины меньше.

Относительно вечернего времени и графика тоже есть вопросы. Водитель за день заработал и съехал с маршрута. Штрафы их, как я говорил, не пугают. Было предложение ввести два тарифа: в дневное и ночное время. По такому графику уже работают многие города. Например, в дневное — 5 гривен, в ночное — 8. Но опять же. С какого времени вводить «ночное время»: с 20.00 или с 21.00? Ведь по договору прописано, что маршрутки должны работать до 23.00.

6 Из маршруток — на асфальт

— Черниговцы достаточно часто выпадают из маршруток. «Весть» описала три таких случая, но их было больше.

— В новых троллейбусах «Барвинок» установлена специальная система: если дверь не закрылась, троллейбус не едет. Люди выпадают чаще всего, когда маршрутка переполнена. Есть закон, в котором прописано: после того, как договор подписан, за все ЧП отвечает перевозчик.

7 В ночное время, на новогодние праздники

— В новогодние праздники маршрутки, троллейбусы будут работать ночью?

— Да. Несколько маршрутов будет. Нужно продумать время. Будрт ли реально люди ездить в 12 ночи? До какого времени? Как показывает практика, после четырех утра в этом нет необходимости.

8 «Я хожу пешком»

— У нас классный город, и можно вообще ходить пешком, — улыбается Александр Николаевич. — Я хожу. Иногда бывает, что так быстрее, чем маршрутку дождаться. Параллельно можно решить рабочие вопросы. В забитой маршрутке по телефону нормально поговорить нереально. Шумит, гудит.

* * *

мнение перевозчика

«Эта модель должна было заработать еще полтора года назад»

— Когда именно повысят цену на проезд, сказать не могу — как решит город, — говорит 48-летний Валерий Корень, черниговский перевозчик на маршрутах №№1,15. — Если не поднимем в этом году, говорю за себя, — загнусь. Не знаю, как дальше буду работать. За прошлый месяц у меня задолженность за газ 150 тысяч гривен. И на этот месяц 100 тысяч точно буду должен. Расчеты на повышение я подавал в управление транспорта уже давно. Реальная минимальная цена — 8,50. Шесть гривен — это та цена, при которой можно как-то протянуть.

О внедрении новой модели перевозок, конечно, слышал. Не хочу себя хвалить, но я такой вариант предлагал еще два с половиной года назад. Плата за километр должна была заработать еще полтора года назад. Если город так будет платить, то и перевозчики начнут работать.

— Реальная цена 26-27 гривен за километр?

— Я не просчитывал. Считали сотрудники управления транспорта. Но на сегодняшний день, думаю, реальная.

— Транспорт обновляться с такой системой будет? Люди перестанут выпадать из маршруток?

— Это все будет зависеть от города. Какую цену и какие условия поставит, так и будем работать. Возможно, город захочет ездить на новеньких «Мерседесах». Заложат цену в тариф, с учетом обновления транспорта. Перевозчики будут обновлять машины, брать кредиты.

Юлия Семенец, «Весть» №49 (829) от 6 декабря 2018

Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш Telegram.

Теги: проезд, подорожание, горсовет, Семенец, Весть