В ночь с пятницы на субботу, с 29 на 30 июня, гремело. А потом хлынул дождь. Затопило центральные улицы города, подземные переходы. Пострадало 110 частных домов и квартир на улицах Киевской, Селюка, Декабристов, Десняка, Ватутина, Гончая, Кривлевского и т.д. Выше крыши залило машины и даже микроавтобусы на стоянке на улице Декабристов. В городе шутят: «Теперь в Чернигове, как и в Европе, тоже можно купить машину-утопленника».
В доме на Киевской от дождя рухнула стена
— Дырка насквозь. Страшно, — часто останавливаясь и вытирая слезы, говорит 64-летняя черниговка Анна Канториз. В злосчастное утро 30 июня в ее квартире по улице Киевской, 25 рухнула стена. В понедельник, через два дня после случившегося, брешь прикрыта клеенкой.
— Я на даче тогда ночевала, — вспоминает Анна Григорьевна. — Здесь был сын Василий Масленников. Он мне помогает, я инвалид. Должен был с дачи забрать. Нет и нет. Потом приехал старший и говорит: «Мама, у нас стена обрушилась».
Василий рассказывает, грохнуло что-то. И дом трусонуло. Подскочил, думал, может, граната. Сейчас все возможно.
Вода шла по улице потоком со страшной силой. Ударяясь о стену, текла в подвал. Его полностью залило, а потом и в кухне появилась вода.
У нас даже если и не такие сильные дожди, то вся проезжая часть залита. Люди сами выходили, решетки ливневок расчищали от мусора, воду сгребали. А это такой напор, что и человека снесло.
Приехали откачивать нам воду из подвала. А там глина, кострица. И сейчас еще каша стоит. Это как лечебные грязи. Можно принимать, — пытается не падать духом женщина.
— Тут и начальник КП «Деснянское» был, Пригара, и заммэра Черненко. А сегодня поехали в «Деснянское», а нам: «Денег нет. Ничем не можем помочь». Вот, на имя мэра заявление написалд. Этому дому лет и лет. Стена не пришита никак была: между ней и домом — шалевка, кострица, волокно из льна. Это ж представьте, когда дом строился, что кострицей люди утепляли. Мне эту квартирку дали как молодому специалисту в 1975 году. Здание уже тогда было старым. Его все собирались сносить. Я решила, пока дают, надо брать. А там снесут и новую квартиру дадут. Но, наверное, меня отсюда только на кладбище снесут. Квартира приватизирована.
Наш дом в 1994 году был обследован. Здание признано ветхим. И до этого времени никаких ремонтных работ в нашем доме, кроме замены кровли, со стороны ЖЭКа не было.
В ноябре прошлого года я обращалась в ЖЭК. В квартире по углам сверху донизу пошли трещины. Да такие, что обои порвало. В проем можно было ладонь засунуть. Работники сделали маячки. Это гипсовые точки-кружочки на стене по трещине. На том и остановилось.
— Так, судя по маячкам, трещина увеличивалась?
— Поначалу вроде как немного разошлась. А потом остановилась.
— В чем причина, по-вашему?
— Все в комплексе. Никакая ливневка такого напора воды не выдержала бы.
Намокли старые газеты с портретом Сталина
Во вторник, 3 июля, в начале шестого вечера на заднем дворе областной библиотеки имени В.Г. Короленко, что в центре Чернигова, по соседству с областной радой, сотрудники по цепочке передают друг дружке мокрые книги, подшивки газет. Обложки тщательно протирают. Литературу складывают на траве, ставят у стены.
Так уже третий день после ливня просушивают подвальное помещение и издания, которые в нем находились.
— Когда начался дождь, вода побежала по улице, в том числе и с Центрального рынка. И хлынула сюда. На цокольном этаже выбило окна, двери. Даже стены частично, вывалился кирпич, — рассказывает Валентина Куценко, заведующая отделом документов читального зала библиотеки имени В.Г. Короленко. — Уже в половине восьмого директор Инна Алифиренко была здесь. Воду откачивали МЧСники до четырех вечера. Там было 250 кубов. Да если б еще только вода, а то лавина с грязью.
Начиная с воскресенья все сотрудники с девяти утра на работе. Занимаемся до одиннадцати. Затем час перерыва. И до шести. Сегодня прислали нам 20 солдат из разных частей. Помогают.
Выносим литературу. Затем просушиваем помещение, полки специальным аппаратом, который дали нам МЧСники. Затем заносим книги и газеты внутрь. И так без конца.
Просушиваем вентиляторами, утюгами. К сожалению, погода не способствует. Вы посмотрите на эту картину. Мы просто плачем.
— Какие ценные издания хранились в затопленных помещениях?
— Книги, подшивки газет с 1944 года, местных и республиканских. А вообще, вся литература для нас ценная.
— Все спасете?
— Сейчас подключаем организации, наши подразделения. Раздаем подшивки, чтобы просушивали. Но все просушить невозможно. Литературу придется списывать.
«Где неделя, там и месяц»
В понедельник у общежития по Текстильщиков, 23, что на Шерстянке, — автомобиль с сотрудниками «Муниципальной варты». Они круглосуточно охраняют здание. После субботнего дождя в доме пошли трещины. Чтобы избежать непоправимого, жильцов вывезли. 26 человек сейчас живут в студенческом общежитии строительного лицея на Мазепы. Еще пятеро — в учебно-реабилитационном центре №2, что по проспекту Победы, возле городской стоматологической поликлиники. Днем приходят в свои комнаты.
— Перед праздниками возле нашего дома разрыли яму, — рассказывает 56-летняя Людмила Крылова, жительница дома на Текстильщиков. — Говорят, трубу теплотрассы меняли. А когда пошел дождь, то вся эта вода хлынула в него. Стали откачивать. Но, видимо, вода свое дело сделала. Потом начали трещать и расходиться стены. Хотя небольшие трещины были и раньше.
Людмила Ивановна проводит на общую кухню. Показывает трещины на стенах. Похожие были в декабре 2016 года в общежитии на Попудренко, 16. Тогда дом треснул, рухнула стена.
— У нас еще ничего, а на противоположном крыле — страх. Там даже дырку в полу сделали, пробы какие-то брали.
— К дому подъехали автобусы. Нам сказали взять документы и увезли, — продолжает соседка Людмилы Ивановны 35-летняя Ольга Анищенко. — Мыв общежитии на КСК сейчас живем. Ночевать здесь боимся. У меня ребенок. Но приходим. Потому что выскочили в чем были. Сами понимаете. Условия там неплохие. Но надеюсь, что вернемся домой скоро.
— Говорят, пока на неделю. Но я же понимаю: где неделя, там и месяц, — вздыхает Людмила Ивановна. — Сейчас живу втроем с соседкой и ее внуком. Одну ночь там провела. Эту — дома.
Вчера нам пиццу с бутербродами при-носили (горячее питание обеспечивает КП «Шкільне»).
Поначалу говорили, платить не нужно. А в общежитии нас собрали и уточнили, что придется все-таки оплачивать коммунальные услуги. А это триста гривен с человека. Плюс здесь тоже оплачиваем.
Мэр руководил по телефону
А где же мэр? Этот вопрос почти неделю активно обсуждают черниговцы. Ведь в апреле, когда Стрижень вышел из берегов и подтопил дома и улицы, Владислав Анатольевич активно руководил работой городских служб. Спросили у 41-летнего Сергея Фесенко, заместителя главы Черниговрады.
— Владислав Атрошенко с 27 июня по 2 июля официально был в отпуске, — сообщил Сергей Иванович. — Уже в понедельник вечером встречался с мэром Каменца-Подольского Хмельницкой области. Во вторник, 3 июля, там торжественно открывали новейшую теплоэлектростанцию.
— Говорят, ездил за границу отдыхать. Одни утверждают — в Италию, другие, на полном серьезе, что в Эмираты... — Находился в Украине. Руководил работой заместителей в телефонном режиме.
Задействованы все службы города. Людей в беде не оставляем. Составляем списки пострадавших. Так, на Текстильщиков, 23 — 42 человека. На Декабристов — 39, по улице Селюка — 76. Заказали экспертизу дома на Текстильщиков, 23.
Результаты будут готовы в ближайшие дни. Тогда и станет понятно, как поступать дальше.
В среду, 4 июля, с самого утра Владислав Анатольевич на рабочем месте. Объезжает объекты.
* * *
По закулисной информации, мэр был под капельницей и несколько дней в Трускавце.
Кто виноват: дождь, власть, прокуроры?
Версия первая. Ее активно вкладывает в наши уши власть. Во всем виноват сильнейший ливень. Стихия.
Версия вторая. Народная. Во всем виновата власть.
Версия третья. Ее активно распространяет 45-летний нардеп Олег Ляшко. Виноваты бывшие прокуроры, которые построили гаражи не в том месте.
— За 12 часов — с девяти вечера 29 июня до девяти утра 30 июня — метеостанцией в Кошевке было зафиксировано 72 миллиметра осадков, — говорит Инна Овсиенко, дежурный синоптик областной гидрометеостанции. — Это очень сильный дождь, который можно отнести к стихийным явлениям. Так как, согласно многолетним значениям, месячная норма осадков для июня (полного месяца) составляет 76 миллиметров.
— Когда раньше в Чернигове были такие дожди?
— 73 миллиметра выпало 28 июля 2010 года.
— Стоит ли ждать повторения?
— Все может быть. Сильные грозовые дожди характерны для этого периода. В ближайшие дни ожидается неустойчивая погода, без существенных осадков с постепенным повышением температуры.
* * *
О возможных причинах и следствиях говорили с Александром Сердюком, заместителем директора коммунального предприятия «Чернігівбудінвест», бывшим заместителем городского головы по вопросам архитектуры и строительства.
— Проблемы есть. Не без этого. Сейчас самое главное — что делать в дальнейшем, чтобы упредить подобное.
Ливневая канализация — это один из видов инженерных сетей. И если водопроводам и фекальной канализации уделялось большое внимание, то разработки по ливневкам относятся еще к девяностым годам. И сейчас, думаю, время вернуться к этому вопросу.
Ливневой канализацией охвачены лишь основные транспортные магистрали (это порядка 20 процентов. — Авт.). Остальная часть территории города — без ливневок, — рассказывает Александр Викторович. — Но воде в любом случае нужно куда-то деваться. Соответственно воды перегружают существующие ливневки. Это одна из причин.
У нас город, как развернутая книга, вся вода стекает в сторону Стрижня. Нужно вернуться к разработкам девяностых. Выбрать самые больные места и начинать работу. За год, конечно, этого не охватишь. Финансы немалые. Возможно, стоит пересмотреть приоритеты.
Например, очистные сооружения должны быть в районе «Колоса» на Казацкой, на выходе из Черторыевского оврага в районе Гончей и по улице Пушкина.
В районе улицы Героев Чернобыля вода принимается одним количеством труб, а выпускают на Киевской уже вполовину меньше. Естественно, если одновременно большой поток воды, то пропустить ее сети не смогут, и поток пойдет по верху. Что и произошло. С этим тоже что-то нужно делать.
— А что с библиотекой имени Короленко?
— Вопрос в том, что ливневки есть по проспекту Победы, а вот по проспекту Мира отсутствуют.
— Но ведь это не первая такая большая вода. 1 июля 2011 года, например, дождем затопило 140 машин на автостоянке по улице Селюка.
— Вопрос не только в том, сколько миллиметров осадков выпало, важно на протяжении какого времени. Сейчас это случилось буквально за полтора часа. А что касается стоянки, то люди сами должны понимать, безопасно или нет ставить автомобиль в таком месте. Стоянка находится в овраге. А овраги, как известно, образовывает вода. И рано или поздно она вернется. Другое дело. как отводить стоки. С этим нужно бороться, разрабатывать систему. Просто заасфальтировать дно — не выход.
Марина Забиян, Юлия Семенец, «Весть» № 27 (807) от 5 июля 2018
Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш
Telegram.