Во вторник, 10 апреля, в черниговском морге, что по улице Пирогова, родственники забирали 11 умерших и погибших еще на предыдущей неделе. Ждали, пока проведут вскрытие тел.
После 15 марта разрешение, если смерть наступила в результате несчастного случая или от рук преступника, должен дать суд.
Готовы ли эксперты и судьи к следующим праздникам, ведь уже на майские гулять будем целых четыре дня?
«Вскрываем по 7-8 за день»
— Если ранее следственно-медицинскую экспертизу мы проводили на основании обращения следователя, то с 15 марта только после решения суда, — объясняет суть 28-летний Евгений Смоляр, заведующий отделом судебно-медицинской экспертизы КП «Черниговское областное бюро судебно-медицинской экспертизы». — Как только решение у нас на руках, сразу же приступаем. Если сравнивать по срокам, то время до проведения судмедэкспертизы увеличилось на сутки-полтора. Плюс были праздники, судьи решений не выносили. Поэтому и скопились тела.
Мы делаем все от нас зависящее, но все должно быть по закону. Родственники, конечно, возмущаются, но стараемся объяснить, успокоить.
Сразу же после праздников, во вторник, 10 апреля, из суда мы получили 8-9 решений. Проводили по 7-8 вскрытий в день. На сегодня (говорили в пятницу, 13 апреля) ни одного тела в морге нет.
— Места в морге хватает?
— Холодильная камера рассчитана на 50 человек.
— Сколько экспертов обычно находится на смене? Пришлось ли вызывать подмогу?
— Мы обслуживаем Чернигов и район, а также Куликовский и Репкинский районы. Есть пять вскрывающих экспертов. Во вторник работали, как обычно, два. Мы можем работать как системно, так и группами. Например, когда после аварии маршрутки погибли 17 человек, справлялись своими силами.
Конечно, нужно устраивать круглый стол с полицией, судьями, прокуратурой, чтобы отлаживать систему. Но в целом справляемся.
Напряжение чувствуется
— Цель нововведения — судебный контроль. Ведь следователь и прокурор заинтересованы в соответствующем расследовании дела. Сейчас же и обвиняемый, и сторона потерпевшего может оспорить действия следователя, прокурора. Это хорошо, но нужно подходить взвешенно, — рассказывает Николай Кузюра, голова Деснянского районного в Чернигове суда. Именно в этом суде и слушают подобные дела. — Если умирает человек, который наблюдается у доктора, лежит на стационаре, это одна ситуация. Мы же в суде рассматриваем только случаи криминальные, когда есть подозрение на насильственную смерть и так далее.
— Почему Деснянский суд? Или дежурите по очереди?
— Ходатайства рассматривает тот суд, на территории которого находится орган следствия. Шевченко, 13 — это наш район, районная полиция — тоже в Деснянском, здесь же и служба безопасности, и прокуратура, — объясняет Николай Николаевич. — Рассматривают такие дела следственные судьи. У нас их трое: Людмила Самусь, Андрей Сапон и Наталия Лямзина.
— В Чернигове, да и в области, еще совсем недавно был дефицит судей. Троих в прошлом году даже командировали в Новозаводский суд из Донецкой и Луганской областей. И тут дополнительная нагрузка.
—Дефицит есть и сейчас. По штату у нас 19 судей. Работает фактически — 12. Не хватает семерых: два — без полномочий и пятеро пошли в отставку. С одной стороны — нагрузка больше. А с другой — в связи с тем, что в разы увеличился судебный сбор, некоторые категории исков, например, о разводе, уменьшились (судебный сбор при разводе — 704,8 гривны — Авт.).
— То есть справляетесь?
— За день к нам приходит не менее десятка ходатайств о проведении судебно-медицинских экспертиз. За месяц, с момента нововведений, пришло 179 ходатайств.
В 2016 году рассмотрели 3573 дела, в 2017 — 2915. На сегодня у нас 1082 дела. То есть за квартал — уже треть по сравнению с прошлыми годами.
— Люди жалуются, что приходится долго ждать решения?
— Звонки, почему так долго, сколько еще ждать, — поступают, — говорит Николай Кузюра. — В целом, напряжение чувствуется. На сегодня практически по всем умершим открывают уголовное производство.
Когда человек умирает, его нужно максимально быстро похоронить. Тем более летом. Но по закону у нас есть пять календарных дней на принятие решения. Конечно, стараемся не затягивать и рассматривать ходатайства в тот же день, когда приходят.
— А в выходные?
— По выходным мы дежурим только в неотложных случаях: взятие под стражу, обыск.
— Как думаете, могут отменить это нововведение?
— Принимая законодательство, не продумали систему. Как по мне, искусственно создано. Возможно, не специально, а в силу небольшого опыта. Не нужно отменять. Просто подходить с практической стороны, а не валить все на суды.
Юлия Семенец, Марина Забиян, «Весть» №16 (796) от 19 апреля 2018
Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш
Telegram.
Теги: экспертиза, законодательство, Семенец, Забиян, Весть