Явление древней чудотворной Елецкой иконы Божией Матери произошло 6 февраля 1060 года, во время княжения в Чернигове внука Святого равноапостольного князя Владимира, Святослава Ярославича, который и создал на месте явления иконы монастырь.
Составляя "Скарбницу", архимандрит Иоанникий Голятовский в 1676 году посылал в Москву иеромонаха Сильвестра Хмелевича и диакона Геннадия разузнать о Богородице Елецкой, почему она так называется. Престарелый князь Никита Иванович Одоевский, потомок Черниговского князя Святослава Ярославича, поведал им: "Чували мы от дедов и прадедов своих, что близ Чернигова на дереве еловом знайденый образ Пресвятой Богородицы. Потому збудованая там церков называется Богородица Елецкая, что от елины альбо елю Богородица Елецкая названа, так как на елю альбо на елине образ Пресвятой Богородицы есть знайденый".
Во время монголо-татарского нашествия на Чернигов в 1239 году, святая обитель подверглась разорению. Судьба древней иконы Елецкой Богоматери неизвестна. По преданию, в момент нападения завоевателей, она была спрятана внутри церковной стены, а впоследствии ее вновь поместили в Успенском соборе. Голятовский в "Скарбнице" замечает: "Пресвятой Богородицы власный образ на дереве еловом близко Чернигова знайденый, з Чернигова до Москвы под час войны есть перенесеный, поскольку теперь в Чернигове той образ не знаходится". Филарет Гумилевский в своем описании города Харькова утверждал, что "в 1579 г. св. икона была взята князем Барятинским и оставалась в доме
Барятинских, потомков Черниговского князя Святослава Ярославича, в виде наследственного достояния". А затем, "в 1687 году окольничий, князь Даниил Барятинский, командир Новгородских полков, под начальством князя Василия Голицына, быв в походе против Крыма, на возвратном пути из похода сделался болен в Харькове и находясь близ смерти отдал бывшую с ним в походе св. Елецкую икону Пресв. Богородицы в Харьковский Успенский собор"1;. В данном случае Филаретом было записано устное предание. Древность чудотворной и любимой харьковчанами иконы Елецкой Богородицы, хранившейся в Успенском соборе Харькова, знатоками живописи оспаривалась, хотя давность ее письма признавалась безусловно. Между тем, провести новые исследования невозможно - икона бесследно пропала в советское время.
Матерь Божия не оставила Елецкую обитель без Своего образа. В разгар восстановительных работ, проводимых Иоанникием Голятовским, в монастыре явился новый образ Богородицы Елецкой, который, как и древний, прославился чудотворениями. В 1676 году братья Никита и Матфей Козелы привезли из российского города Владимира в Чернигов на Богоявленскую ярмарку образ Елецкой Божией Матери. Благочестивый Черниговский житель Константин Константинович Мезопета купил этот образ и 11 января того же года подарил его обители Елецкой.
Для записи чудес по молитвам к Богоматери Елецкой в монастырской ризнице до революции хранилась беловая книга под названием "Слава Пресвятыя Богородицы Елецкия", выданная из Черниговской духовной консистории 6 февраля 1895 года за № 2443. Вот некоторые чудеса, описанные в этой книге:
Жена титулярного советника, Лидия Михайловна Богданова, 4 февраля 1896 года исцелилась от затверделой опухоли на изгибе правой руки. Накануне празднования дня явления Елецкой иконы Богоматери больная пошла ко всенощной в Елецкий монастырь. По дороге она нечаянно поскользнулась, упала на лед и ушибла больную руку. С большим трудом поднявшись, женщина уже не могла даже перекреститься и с рыданиями вошла в церковь. Став перед образом Богоматери, она со слезами молилась. После прочтения акафиста Божией Матери Богданова почувствовала облегчение боли. Взглянув затем на правую руку, она не обнаружила от опухоли даже и следа. Заливаясь слезами радости и благодарения, исцеленная показывала всем свою руку и рассказывала о случившемся чуде.
В 1880 году по молитвам к Божией Матери Елецкой исцелился от гангрены правой ноги надворный советник Герасим Иванович Галузевский. В благодарность за свое исцеление он соорудил для иконы Елецкой Богоматери ценный киот, который был помещен в Петро-Павловской церкви.
23 апреля 1895 года от сильного 8-летнего кровотечения исцелилась уроженка Киевской губернии, Таращанского уезда, м. Ставища, жена каменотеса Марья Макеевна Шарамкова. После безрезультатного лечения у врачей и использования всевозможных народных средств больная возложила свое упование на Царицу Небесную. Помолившись на одре болезни Пресвятой Богородице, женщина собрала остаток своих сил и пошла в Елецкий монастырь. Войдя в храм, она у порога пала на колени и до изнеможения со слезами долго и горячо молилась Божией Матери. Предстательством Царицы Небесной Господь Бог даровал женщине здравие.
По молитве к Елецкой иконе Божией Матери жена отставного майора Марья Григорьевна Иващенко исцелилась дважды: в 1885 году - от дифтерии, а в 1891 году - от болезни века правого глаза. Ее сын Константин после молебна перед Елецкой иконой излечился от болезни легких. Крестьянин с. Козла Черниговского уезда Павел Иванович Пекур, страдавший около 20-ти лет от катара желудка, 14 августа 1892 года исцелился от этой тяжелой болезни. Священник с. Поречья Петр Виноградов в 1869 году был исцелен от воспаления правого легкого. Таким образом, все, кто с верой и пламенной молитвой обращался к Царице Небесной перед Ее чудотворным образом, получали помощь и утешение.
Композиция Елецкой иконы весьма интересна. Это практически иконография самой истории явления образа в древности, и одновременно запечатленный вид Черниговского замка второй половины XVII века. Композиция образа имеет также богословский смысл. В горней части иконы в прямоугольной резной рамке изображена Богородица с Предвечным Младенцем на фоне ветвей ели, ствол которой делит нижнюю часть композиции пополам. Вдалеке видна река Десна, река жизни. Справа от елового ствола - тихое пристанище - Успенский собор Елецкого монастыря. Слева изображена часть Черниговской крепости с постройками, где, по всему водно, кипит светская жизнь. Двигаясь взором по иконе "против солони" (против часовой стрелки), замечаешь начертанный Божьим Промыслом путь, путь нашей души, нашей жизни.
В Успенском храме был устроен красивый позолоченный деревянный киот для чудотворного образа Елецкой Божией Матери. На зиму икону переносили в теплый Петро-Павловский храм. Перенесение совершалось торжественно, собором всей братии, с пением тропаря Богородице и при колокольном звоне. Чудотворная икона Елецкой Богоматери пользовалась особенным благоговейным вниманием не только жителей города Чернигова и окрестных селений, но и многочисленных богомольцев, приходивших в Чернигов на поклонение святыням. В Елецкой обители каждую среду перед литургией совершалось молебное пение и читался акафист перед чудотворным образом Елецкой Богоматери. Особенно умилительно пелись при этом припевы к акафисту Успения Богородицы: "Радуйся, обрадованная, во Успении Твоем нас не оставляющая!" и заключительный кондак акафиста Благовещению: "О всепетая Мати...".
Образ Елецкой Богородицы, находившийся в обители до ее закрытия, искусствоведы датируют 90-ми годами XVII столетия18. Она написана темперными и масляными красками на двух широких досках, скрепленных между собой двумя врезными шпонками. Верхняя часть иконы закруглена. Общая высота иконы 135 см, ширина 76 см, толщина досок 3 см. В 1930 году эта икона из Успенского собора попала в Черниговский исторический музей. Во время Великой Отечественной войны икону Елецкой Богоматери подобрала некая женщина на пепелище сгоревшего музея и принесла в Троице-Ильинский монастырь. Игумения Антония велела сделать копию с иконы, но местные власти заставили отдать в музей не копию, а оригинал.
Чудотворная икона Елецкой Божией Матери находилась в Черниговском историческом музее им В.В. Тарновского до 1 апреля 1999 года. Ныне она возвращена в Елецкий монастырь.
Вторая святыня Елецкой обители - Ильинская икона Божией Матери, находится в Петро-Павловском храме с левой стороны за клиросом. Эта икона является копией (XVIII в.) с чудотворного образа, написанного монахом Черниговского Троице-Ильинского монастыря Геннадием (в миру Григорий Дубенский) в 1658 году. В 1662 году произошло знаменательное событие: на протяжении 8 дней Ильинская Богоматерь плакала. "В царство пресветлого Государя, царя и великого князя Алексея Михайловича всея Великия и Малыя и Белыя России Самодержца, содержащу престол архиерейства в Чернигове Преосвященному Господину отцу Лазарю Барановичу, православному архиепископу Черниговскому, Новгородскому и всего севера, в лето от Рождества Христова 1662, месяца апреля, в монастыру Ильинском, при игумене того ж монастыря отцу Зосиме образ Пречистой и Преблагословенной Девы Марии в церкви от 16 числа до 24 плакал. На сие чудо все люди города Чернигова с многим ужасом смотреша"19. Летописец Самийло Величко прибавляет: "Плакаше тогда Пресв. Дева жалующи православных христиан малороссиянов, верных Сына своего рабов, яко чрез невзгоду, разорение и междоусобие едини уже смертоносным оружием доканчишася, другие от отчизны в плен отведошася, третьи имеяху отведени быти, а четвертым предлежаша в отчизни главы положити, за предводительством неистовившихся тогда властолюбивых и к междоусобию готовившихся вождов своих"20.
В скором времени последовало нашествие татар на Чернигов. Получив ночью известие о нападении, иноки немедленно собрались в церкви и, помолившись, укрылись в пещере прп. Антония. В полночь татары ворвались в монастырь. Они разорили все, что нашли в нем, не пощадив даже и церкви монастырской. Все иконы храма были опрокинуты или уничтожены. Невредимой осталась только чудотворная икона Богоматери. Царица Небесная не допустила варваров прикоснуться к Своему образу. "Якоже бо иногда за Иелисея пророка, тако и зде паганов поразил Господь Бог слепотою, да душевными слепы суще очима, и телесными неузрят иконы Матери Божия, на ню же мы взирающе, яко истинную самую зрим Богородицу. Восприти им сила Божия, да недостойными руками не коснуться киота мысленного: яко одушевленному Божию киоту да не коснется никакоже рука неверных. Неточию же не прикоснушеся иконе, но ни пещеру внийти к крыющимся в ней инокам можаху, аще и многащи покушахуся с воз-женною лучиною и обнаженными мечи, обаче аки неким отреваеми и изгоними, вспять возвращахуся. Сила то Пречистой Девы защищающая иноков, сароцином входа в пещеру возбрани", - писал в своей книге свт. Димитрий. Ильинская икона Богоматери прославилась многими другими чудесами. От нее получали исцеления расслабленные, разбитые параличом, слепые, бесноватые и другие. Заканчивая свою книгу "Руно орошенное", святитель Димитрий говорит: "Конец книжки, но не чудесам Пресвятой Богородицы, кто бо я изчести может?".
Ильинской иконе Божией Матери посвящали свои стихи "благорозумные Малороссийские поэты". Одним из первых среди них был Иоанн Максимович:
В монастыру Ильинском словущом При игумене Зосиме там сущом Отцу, житием ангелоподобну, Богоугодну.
В тысящном шестьсот шестьдесятом году
Втором, егда Бог Сын человечу роду Явился во плоти, беззаконий деля В числех апреля.
Образ Пречистой Марии Девицы В церкбе явственно чрез дней осм слезивый.
Аки бы живой.
На сей чуд мнози людие смотряху,
Из Чернигова града прихождаху,
Марии слезы слезьми утоляли,
К ней припадали.
Когда в конце XVIII века решено было создать университет на базе Черниговского Троице-Ильинского монастыря, чудотворный образ Ильинской Богородицы в серебряном вызолоченном окладе, с серебряным венцом, осыпанным драгоценными камнями, 28 ноября 1786 года перенесли в Елецкий монастырь и поместили в Успенском соборе21. Однако открытия университета в Чернигове так и не последовало. 18 апреля 1794 года чудотворную икону Ильинской Божией Матери вновь перенесли из Елецкой обители в Ильинский монастырь22. Копии этой иконы разошлись по другим монашеским обителям. Некоторые из них, например, икона Ильинской Богородицы в Гефсиманском скиту Троице-Сергиевой Лавры, прославились многими чудотворениями, за что особенно почитались богомольцами23.
Престарелые монахини, знавшие преподобного Лаврентия Черниговского при жизни, утверждают, что находящаяся ныне в Елецком монастыре Ильинская икона является не копией древнего чудотворного образа, а оригиналом Батюшка говорил, что именно эта икона явилась ему во сне (в жизни до того он ее не видел).
После закрытия Черниговского Троице-Ильинского монастыря в 1962 году святой образ хранился у монахини Агнии (1996 г.), которая и передала его в открывшийся Елецкий монастырь. В конце 1996 года Ильинская икона была отреставрирована художником-реставратором Раисой Михайловной Боголюб. В Елецкой обители хранится другой, меньших размеров, список с чудотворного образа Ильинской Богоматери в серебряном окладе. Икона эта находилась в Елецком монастыре до его закрытия. Потом (до 1988 года) она хранилась у одной Киевской монахини, которая перед своей кончиной передала ее наместнику Киево-Печерской Лавры епископу Ионафану. В 1994 году, по благословению наместника Киево-Печерской Лавры игумена Ахиллы, икона была возвращена в Елецкую обитель.